“Главную роль играл папа". Как девушка из Мозыря сняла фильм без денег и выиграла "Лiстапад"

14 ноября 2017 » Культура

«Это же про моего папу!» - скажет в слезах после фильма Юлии Шатун одна из зрительниц. «Завтра» - первое белорусское кино, попавшее в международный конкурс дебютов «Лiстапада». И лучший фильм национального конкурса по итогам фестиваля. AFISHA.TUT.BY поговорила с режиссером Юлией Шатун о том, можно ли снимать кино и больше нигде не работать и как решиться отправить свой фильм на фестиваль.

«Режиссеру полезнее быть вне тусовки, заниматься отшельничеством»

Действие фильма «Завтра» происходит в Мозыре. Но с одинаковым успехом это могла бы быть любая белорусская провинция. Главному герою (отец режиссера. - Прим. авт.) 56 лет, он учитель английского по образованию, но вынужден работать распространителем рекламных листовок по подъездам. Его супруга (мама режиссера. - Прим. авт.) не работает и помогает мужу. Вместе они учат в Минске сына и на заработанные деньги покупают ему зимнюю куртку. Правда, в рассрочку. История «Завтра» - это хроника повседневности провинциальной интеллигенции. Людей с высшим образованием, дни которых похожи один на другой, пока они перебиваются от подработки до похода на почту, скромного ужина и вечерних новостей.

Фильм Шатун - одна из немногих игровых картин, которые фиксируют жизнь в Беларуси здесь и сейчас. Кроме того, молодому автору удается точно сформулировать, что такое белорусская ментальность, «памяркоўнасць» и как с этим жить. Мы встречаемся с Юлей после работы: сейчас девушка работает smm-специалистом в диджитал-агентстве. И первый вопрос, который возникает: можно ли в Беларуси быть только режиссером?

- На сегодня у меня нет однозначного ответа на этот вопрос, - говорит Юлия. - Пока, конечно, я вижу только перспективу параллельно работать и заниматься кино. Это если говорить про кино, которое соответствует только собственному видению. Работая в коммерческих проектах с меньшей свободой, думаю, можно быть только режиссером.

- Вы уже снимали раньше. Какими были ваши первые фильмы?

Первый короткометражный фильм был, скорее, похож на зарисовку или киноэссе под музыку, я сделала его в 2011 году к фестивалю еврейского короткометражного кино. Мы тогда даже получили несколько дипломов, в том числе за операторскую работу. Интересно, что я тогда первый раз держала в руках камеру и умела только настраивать фокус.

- Фильм «Завтра» вы снимали целенаправленно на «Лiстапад»? И чего ждали от фестиваля, когда отправляли работу?

- В этом фильме в первую очередь я ставила для себя драматургические задачи и хотела посмотреть, как с ними справлюсь. Потом уже решила, что отправить кино в национальный конкурс «Лiстапада» - это способ получить обратную связь от людей, которые хорошо разбираются в кино. И, конечно, то, что фильм взяли в национальный конкурс и в «Молодость на марше», уже было важной оценкой для меня.

Но вообще мне всегда казалось, что люди, которые участвуют в конкурсах, слишком высокого мнения о себе. Я понимаю, что мое кино - это шаг для меня как режиссера, но не хотелось бы, чтобы люди думали, что раз я отправляю кино на конкурс, то я уверена в своей гениальности. Не поверите, но сначала я подала заявку под псевдонимом. Не хотела, чтобы кто-то думал, что я считаю себя лучше других.

- В итоге ваше кино получило главный приз национального конкурса, по факту став лучшим белорусским игровым фильмом года. Что кроме этой победы вы еще получили от «Лiстапада»?

- Самое важное - знакомства с белорусскими (и не только) режиссерами, продюсерами, кинокритиками, людьми, которые делают фестиваль. Мы много общались, они что-то советовали, в результате ты чувствуешь, что вливаешься в кинотусовку.

- Быть в тусовке для режиссера - важно?

Я могу ошибаться, но сейчас мне кажется, что нужно наоборот - быть вне нее, заниматься отшельничеством в какой-то степени. Как Андрусь Горват, который уехал в глубинку и сделал замечательную книгу. То есть смотреть кино и всматриваться в окружающий мир помогает режиссеру куда больше, чем нахождение в тусовке.

«Ваше кино должно нравиться хотя бы вам»

- Кого из режиссеров вы смотрите сейчас? Кто близок по духу?

- Если говорить словами сэлинджеровского Колфилда, мой режиссер - это тот, которому хочется позвонить после просмотра фильма и поговорить как с другом. Среди таких для меня, несомненно, Аки Каурисмяки, Рой Андерссон, из последних открытий - турок Нури Бильге Джейлан, Ульрих Зайдль. Или фильм Майка Ли «Все или ничего».

- В вашем кино, кстати, заметна сильная документальная основа. Вам близка документалистика?

- Одна из последних моих работ была документальной. Это довольно абстрактная история про мою бабушку, и для меня она имеет ценность в близости. В этом моя позиция в кино: если взять за отправную мысль идею, что ваше кино может не понравиться никому на свете, оно должно быть близким и нравиться хотя бы вам.

В документальном кино один из моих любимых фильмов - «С Востока» Шанталь Акерман. В этом кино нет конкретного сюжета или героя. Камера будто просто наблюдает за миром. Акерман говорила, что хотела, чтобы зритель почувствовал в эти два часа, которые длится фильм, - ожидание людьми чего-то. В своем фильме в некоторых моментах мне тоже хотелось, чтобы чувствовалась медленность времени.

«Еще прошлой зимой моя мама ездила на работу в другой город»

- Вы говорили на встрече, что снимали кино про себя, свой город, свою семью. Эта ситуация из фильма (главный герой не может найти работу и временно разбрасывает рекламные листовки по почтовым ящикам. - Прим. авт.) - она происходила в реальной жизни или все же это выдуманная история?

- Все, что происходит в фильме, кроме истории с лотерейным билетом, - это мои воспоминания, сцены, которые происходили в реальной жизни или похожие на них. Еще прошлой зимой моя мама ездила на работу в другой город - в Калинковичи. А в Мозыре люди действительно покупают одежду в рассрочку. И все остальные ситуации я восстанавливала в памяти, а не придумывала. Тем более, работая над сценарием, я жила в Мозыре с мамой. То есть, можно сказать, была погружена в контекст.

- А как возникла история с лотерейным билетом?

- Вообще-то даже у этой истории был реальный прототип. Мне близка по взглядам Московская школа нового кино и ее художественный руководитель Дмитрий Мамулия. И той осенью я решила отправить заявку в филиал школы в Санкт-Петербурге, взяв за основу сценарий фильма «Завтра». Неожиданно заявку одобрили и меня приняли на курс. Но я отказалась - из-за стоимости обучения, вопросов с жильем и работой. Хотя тогда одно то, что я поступила, было победой.

- В фильме много моментов, которые очень четко отражают современные белорусские реалии, дают контекст. Вы ставили себе задачу сделать актуальное кино про здесь и сейчас?

- Я люблю актуальное кино, но не хочу уходить в «социальщину». Мне важна повседневность в фильме, его реалистичность.

- Вы снимали своих папу и маму в главных ролях. Как вы работали с актерами и какую установку им давали?

- Для моего папы съемки не были чем-то совершенно новым, потому что он еще в студенчестве был увлечен кино, у него одного из первых в группе появилась видеокамера. Он даже делал какие-то зарисовки, сам что-то снимал. А вот для мамы все было в новинку. И первое, что она мне сказала, увидев сценарий, - «Юля, зачем ты написала сценарий про нашу жизнь?». А потом родители спросили, будет ли в кино музыка. И очень расстроились, когда узнали, что нет. Но поддержали. Съемки длились в сумме четыре дня, мы ничего не репетировали. Когда родители спрашивали, с какой интонацией им говорить ту или иную фразу, я попросила делать это так, как бы они говорили в жизни. Были и сцены полной импровизации, где герои сидят перед монитором и комментируют фото курортов.

- Вы уже заговорили про музыку. Расскажите, а какие мотивы вы видите саундтреком к «Завтра»?

- Я вообще музыку в кино не люблю и считаю неискренними сцены, где музыка появляется просто на фоне, не из сюжета. Хотя родители уже сообщили, что теперь будут собирать деньги на музыку для моего следующего фильма.

Но единственная группа, которую я примеряла на фильм «Завтра» и в целом на свое кино, - это «АукцЫон». На мой взгляд, это самая кинематографическая музыка.

«Режиссер должен решать творческие задачи, а не заниматься поиском денег»

- «Завтра» вы сняли за условные 50 долларов. А если бы у вас было 50 тысяч, что бы изменилось в фильме?

- Я уже задумывалась об этом. Именно в «Завтра» вряд ли бы что-то изменилось, разве что технические шероховатости, тот же звук. Вообще, будь у меня другой бюджет и находись я тогда в других обстоятельствах, именно этого фильма и не вышло бы. Я все еще считаю, что кино можно делать и без бюджета, но на определенном этапе все равно все безбюджетные возможности исчерпаются и, чтобы развиваться дальше, уже понадобится финансирование.

- Сейчас молодых белорусских режиссеров можно условно разделить на тех, кто ищет финансирование и работает с продюсерами, и одиночек, которые снимают независимое безбюджетное кино. Куда вы себя относите?

- Для меня куда важнее написать, скажем, сценарий, чем искать финансирование. Меня пугает бюрократия, с которой сталкиваешься, если нужна финансовая помощь государства. А режиссер, я считаю, должен решать творческие задачи, а не заниматься поиском денег. В этом случае наличие продюсера, который занимается организационными вопросами, важно, но у меня самой на это нет лишнего времени.

- Вы молодой автор, которого уже отметили на фестивале уровня «Листопада». «Беларусьфильм» ищет талантливых молодых ребят. Если позовут - пойдете?

- Я не совсем знаю, в каком формате они сотрудничают с авторами. Но если речь о предоставлении творческой свободы и технических возможностей студии, не вижу преград. Главное, чтобы тебя никто не ограничивал на уровне идеи.



Комментарии на форуме (29):

Так хочется видеть качественные беларуские фильмы на разные темы. Потому что очередной фильм о войне, мягко скажем, поднадоел. Хочется что бы молодые режиссеры заявили о себе. (14 ноября 2017 в 18:03)

Старалась? Конечно. Получилось? По моему нет. (14 ноября 2017 в 18:05)

Если учитель английского языка вместо репетиторства распространяет листовки, значит, такой это учитель. Вроде той, что у меня была, которая английскую "R" произносила исключительно как русскую "Р" и никак иначе. И это в Минске. (14 ноября 2017 в 19:27)

Подкидываю темы из жизни для следующих картин этого режиссера: врач-невролог уходит из медицины и открывает передвижной шиномонтаж, медсестра на четверть ставки работает в больнице и на полную сидит на кассе, хирург из поликлиники ночью доставляет фастфуд. (14 ноября 2017 в 19:33)

Даю бесплатный совет. Нужно снять фильм про угнетение гомосексуалистов в РБ. Минимум можно стать лауреатом на премию Оскар (14 ноября 2017 в 19:47)

Увы, фильм в рамках кинофестиваля не посмотрел, где теперь есть шанс его увидеть/купить? (14 ноября 2017 в 20:01)

я сделала его в 2011 году к фестивалю еврейского короткометражного кино Читать полностью: https://afisha.tut.by/news/culture/568711.html понятно.. (14 ноября 2017 в 20:06)

а девочка-то - молодец фильм не смотрела, но это мое мнение о ней не изменит может кто-нибудь ссылку кинет? (14 ноября 2017 в 20:43)

Это уровень здешнего "фестиваля" - любительское видео получает призы.... (14 ноября 2017 в 20:45)

Ну, молодчина, решила и сделала) (14 ноября 2017 в 21:00)

... толково отсинеманилась. (14 ноября 2017 в 21:05)

Такому кино самое место на листопаде,его никто не увидел слава богу и не услышет слава богу (14 ноября 2017 в 21:48)

А шо!!! дворник листья уже подмел. (14 ноября 2017 в 21:49)

Папа у девушки уникален,ей бы "ОСКАР" за отца)))) (14 ноября 2017 в 21:55)

А где можно посмотреть этот фильм сейчас? Такое ощущение, что этот фестиваль исключительно для киношников, а не для массовой аудитории. Кто-то что-то снял, кто-то что-то посмотрел, а кто-то и не успел, кто-то что-то оценил и прокомментировал и потом кто-то что-то написал об этом и ВСЁ, на этом точка. После это все всё забыли... Скорее всего белорусское кино будет развиваться как европейское документальное, но без бюджета, без гос и коммерческой поддержки, исключительно на индивидуальном энтузиазме отдельных творческих личностей. А Юле творческих успехов и хотелось бы ещё раз, а м.б.и не один, о ней услышать. Очень интересная девушка и верится, что талантливая личность. (14 ноября 2017 в 22:30)

Я к тому, что название БЕЛОРУС не было насильно введенным.. Так назывались наши предки издавна.. (14 ноября 2017 в 23:12)

Не фильм, а унылый депрессивный ноговытиратель об памяркоунасьцi нацыи белорусов. Весьма спорно утверждение о том, что "Завтра" - произведение искусства. Отвратительный звук, тени не лежат, смысловые акценты сцен теряются, отчего фабула размазана, и т.д. - всё это говорит о сырости картины и определённом уровне автора. Жаль. Просто жаль, что эта картина - современное белорусское искусство. И жаль, что автор на вопрос "Что именно вы хотели сказать этой картиной" отвечает "Не знаю, догадайтесь сами" (к/т Беларусь, 9 ноября). В сравнении с современным белорусским коротким метром этот фильм - определённо перл : тут есть целая одна идея, и автор её думает, муторно и натянуто. Вероятно, просто лучший из худших.... (14 ноября 2017 в 23:30)

Молодец, девочка! Утерла нос тем, кто непременно ищет годами финансирование и раздает обещание снять шедевр, как только... так сразу же. Талантлива или нет - время покажет. Но уже сейчас на нее обратили внимание те, кто может ей помочь. (14 ноября 2017 в 23:30)

Всё. Лiстапад пора распускать за непрофессионализм. Беларусьфильм сравнять с землей за то, что 3 года подряд на Листападе побеждают независимые кинематографисты... (15 ноября 2017 в 00:05)

Это вы о ком? (15 ноября 2017 в 00:07)

Посмотрела коротенькое видео в материале, на последних кадрах - шерсть дыбом: было всё серое, серое, серое, обыденное и скучное, даже праздничная ёлка, а конец дня, сон - как смерть, после которой снова будет всё серое, серое, серое... И так по кругу, и завтра всё то же, что вчера, и нигде просвета... Где можно полный фильм посмотреть? (15 ноября 2017 в 01:09)

попробуй сам поймёш. (15 ноября 2017 в 07:09)

Якая цудоўная, глыбокая і падрыхтаваная дзяўчына! І вялікая павага цудоўным яе бацькам, што яе падтрымліваюць, вераць у яе здольнасці і ствараюць умовы, каб ёй жыць сваёй марай! (15 ноября 2017 в 08:09)

Молодец! И как это печально, что не смогла продолжить обучение в Питере(... (15 ноября 2017 в 09:42)

Судя по предложению министра соцзащиты "беларусам нужно больше крутиться, чтоб заработать" - то вам с этими предложениями в министерство лучше обратиться. ... Там вас поддержат)) (15 ноября 2017 в 12:55)

для начала стоит ознакомиться с перечнем номинаций фестиваля - там букафф мало, осилить можно)) (15 ноября 2017 в 13:01)

Я не понимаю, отчего негатив. Человек не претендует на гениальность. Девочка пробует, учится. Если по-вашему она недостойна награды, так это не ее вина) Фу, фу, фу. Критиканы. (15 ноября 2017 в 15:22)

Выложите ссылку для просмотра (15 ноября 2017 в 15:37)

Если бы не описание в статье, то из фильма Я нечего не поняла бы. Музыка понравилась! (15 ноября 2017 в 18:06)

Поделиться:

Все новости рубрики "Культура"

ALL Новости за сутки / Архив

 Связаться с редакцией

Новости | Авто | Афиша | Жизнь и вселенная | Леди | Платежи | Погода | Поиск | Почта | Программа ТВ | Спорт | Финансы | Форумы

Полная версия | Версия для смартфонов

© ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА», 2000-2017
Хостинг: HOSTER.BY