Подводная фотостудия Скидка 20%


/

По меркам проката почти сразу после премьеры в Венеции новая работа Дэмьена Шазелла «Человек на Луне» выходит в Минске. И почти первой в день премьеры его смотрит AFISHA.TUT.BY, чтобы констатировать, что режиссер освоил новый жанр, но не достиг с ним новых творческих высот.

О чем кино:

Все знают имя Нила Армстронга, но далеко не все в курсе, какой ценой ему дался этот «маленький шаг для человека и большой — для человечества».

Звание самого молодого обладателя «Оскара» за режиссуру коварно. Когда тебе 28, ты фрешмен и снимаешь что-то вроде «Одержимости», — это успех, поистине выход в открытый космос. Когда тебе 31 и ты выпускаешь «Ла-Ла Ленд» — это тот же выход в космос, но уже на другую территорию. При таком раскладе к твоим 33-м преданный зритель ждет, что ты как минимум откроешь новую планету или галактику. Каково же будет его удивление, если ты просто полетаешь на параплане под торжественную музыку.

Все это в большей степени проблема наших завышенных ожиданий, а не нового фильма — с ним все хорошо. Даже слишком. Шазелл в «Человеке на Луне» — старательный хорошист с каллиграфическим почерком. При этом в «Одержимости» — одаренный хулиган с неудом за поведение. Весь новый фильм американец старается быть максимально документальным. В интервью Шазелл хвастается, что его актеры и сценарист находили такие детали об Армстронге, каких не знали даже его коллеги. Оператор пытается уловить ритм движения космонавта на старте и в невесомости, композитор — зафиксировать, как звучит космос. И все эти детали и подробности добавляют картине вес — но, скорее, как качественному блокбастеру, нежели авторскому кино.

Параллельный монтаж земной истории и возвышенной темы про миссию — решение для молодого вундеркинда, мягко говоря, на троечку. Слишком очевидное, даже притом что все знают, чем эта история кончилась. Справиться с личной трагедией, как побороть гравитацию, — космически сложно — до вздутых вен на шее и выпученных глаз. Но порой не помогают даже такие усилия: от настоящей трагедии не уйдешь, даже если дислоцируешься на спутник или другую планету. Кажется, путешествие «Аполлона 11» нужно было Армстронгу именно для этого: за несколько дней преодолеть все пять стадий принятия горя, выбросить детский браслет в бездну и вернуться домой.

Астрономическому сообществу «Аполлон» нужен был еще и для того, чтобы доказать, что все трагедии были не зря. Этическая сторона науки и жертв человека ради человечества у Шазелла перекликается с недавно переведенной на русский, но уже нашумевшей книгой Ханьи Янагихары «Люди среди деревьев». Но по этой повестке американцу не хватило романной обстоятельности соотечественницы.

В российском кино космос так или иначе служит патриотическим целям. В случае Шазелла — едва ли не наоборот. Неудачи американской космической программы, недовольство властей, критика общества — все это не добавляло Армстронгу популярности. «Человек на Луне» в этом смысле — антигеройское кино. А суперсила Нила, кажется, в том, что он больше думает, чем говорит. Про СССР в картине Шазелла речь, кстати, заходит дважды: американцы, безусловно, видят в Советах соперников, но все же главная гонка — с самими собой.

 

В контексте же фильма Шазелла разговор про российское кино заходит гораздо чаще. И если в «Салюте 7» авторы с гордостью говорили про технические достижения и 20 минутах открытого космоса («больше только у «Гравитации!»), то «Человек на Луне» сосредоточился на приземленной стороне космических экспедиций. Болты и винтики в корабле удостаиваются внимания преданного оператора Шазелла Линуса Сандгрена не меньше, чем складки между бровями Гослинга. А предполетные подготовки, как и положено жанру, оттяпают куда больше хронометража, чем сама высадка на Луну. Здесь можно узнать Шазелла времен «Одержимости» — с кровяными мозолями на руках барабанщика. А уже в первой сцене — его фирменное мастерство выжимать саспенс из ничего. Кажется, вы испытали бы напряжение, даже если бы Шазелл снимал, как соседка нарезает салат.

На одной из встреч в кабинетах NASA Армстронг озвучит мысль, которая в случае Шазелла применима не столько к космосу, сколько к режиссуре, — «от точки наблюдения зависит перспектива». И в этом смысле у «Человека на Луне» самая безопасная позиция — как у операторов Хьюстона. Шазелл смотрит на события с дистанции в почти 50 лет, перед ним все предпосылки и последствия. Его перспектива простирается далеко за горизонт, он как Марти МакФлай, который уже купил «Спортивный Альманах Грейс» с результатами матчей.

С другой стороны, смени он несколько точек наблюдения, перспектива вышла бы еще обстоятельнее. Но Армстронг так и остается для Шазелла легендой из книг (по одной из таких и был написан сценарий). Автор цепляется за каждое событие в жизни космонавта как за решающее. Даже бытовые, на первый взгляд, посиделки с друзьями или песенка, которую он поет своей дочери, — все привязывается к той самой решающей высадке на Луну. Впрочем, фамилия Спилберга в финальных титрах объясняет и это. Остается только зафиксировать, что Шазелл успешно высадился на новую жанровую территорию, — и идти дальше.

Читайте также

9 премьер октября в Минске, на которые мы рекомендуем запастись билетами
9 премьер октября в Минске, на которые мы рекомендуем запастись билетами
Самый актуальный график премьер смотрите тут
Самый актуальный график премьер смотрите тут
Black Star вернул Левану Горозии его псевдоним и права на песниBlack Star вернул Левану Горозии его псевдоним и права на песни
Вот эти артисты пока не могут без проблем выступать в Беларуси — почти все из них критиковали режимВот эти артисты пока не могут без проблем выступать в Беларуси — почти все из них критиковали режим
Невозможно проведение такого проекта. Власти не одобрили палаточный фестиваль под ЩучиномНевозможно проведение такого проекта. Власти не одобрили палаточный фестиваль под Щучином
Маркет с экопродуктами и вечерний концерт на террасе. Экофестиваль «Пастернак» пройдет 22−23 маяМаркет с экопродуктами и вечерний концерт на террасе. Экофестиваль «Пастернак» пройдет 22−23 мая
В столице покажут спектакль со звездами российских сериалов. Обещают мужской стриптиз!В столице покажут спектакль со звездами российских сериалов. Обещают мужской стриптиз!
В субботу в «Ракете» пройдет «ночь кино». Покажут в том числе новый фильм Гая РичиВ субботу в «Ракете» пройдет «ночь кино». Покажут в том числе новый фильм Гая Ричи
Фильм, который обругали кинокритики, снова стал лидером столичного прокатаФильм, который обругали кинокритики, снова стал лидером столичного проката
Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
Один из кинотеатров Silver Screen закрываетсяОдин из кинотеатров Silver Screen закрывается
Обновлен рекорд самого кассового фильма времен пандемии. И он сейчас идет в прокатеОбновлен рекорд самого кассового фильма времен пандемии. И он сейчас идет в прокате
На выставку с питомцем? Можно! 23−25 апреля в МинскеНа выставку с питомцем? Можно! 23−25 апреля в Минске
торговляВеганские пельмени и моющие средства на разлив. Сделали подборку минских экомагазинов и заведений
Топ-10 мест где можно провести выходныеТоп-10 мест где можно провести выходные
Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
Места«Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  • Каждую субботу и воскресенье в марте при покупке "харчо + кубдари" - порция любых хинкали в подарок Амели
Все заведения