Екатерина Смотри сейчас!


/

Спустя месяц после российской премьеры в Минск таки доехал «Довлатов». Фильм Алексея Германа-младшего привел в восторг прессу на минувшем Берлинале и даже получил «Серебряного Медведя» за выдающиеся художественные достижения. Почему это ничего не значит и что не так с байопиком, разбиралась AFISHA.TUT.BY.

О чем кино:

Фильм рассказывает о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского.

В синопсисе также обещают, что в «череде жизненных коллизий, иногда смешных, а иногда пронзительных, зритель откроет для себя жизнь тонкого, блестящего, ироничного человека, который выбирает свой творческий путь, чтобы позже превратиться в одного из самых популярных русских прозаиков XX века». Это понятно, неожиданностью будет узнать, что человек этот — сам Герман-младший. Его зритель открывает в куда большей степени, нежели Довлатова, который в фильме предстает крупной фигурой из литературных баек и анекдотов.

Мир Ленинграда начала 70-х у Германа такой ванильный и хипстерский, что все вопросы цензуры и моральные терзания Бродского выглядят не более чем звездная пыль. Критики даже взялись сравнить работу художника Елены Окопной, жены Германа-младшего, с художественными решениями фильмов «Властелин колец» и «Гарри Поттер». Комплимент вышел не то что бы однозначный. Вселенные фантастических фильмов — это параллельные выдуманные миры, созданные в голове художника. Мир из книг Довлатова тоже выстраивался в его голове, но помимо этого он существовал в реальности. Непричесанный, без фильтров и цветокоррекции, без модных свитеров и позерских беретов на боку. Даже крохотная коммунальная квартира, удушье от которой блестяще передала камера Лукаша Зала («Ида»), напомнила солнечные стилизации чуть ли не на манер алленовской «Полночи в Париже». Эта аналогия приходит в голову еще и потому, что герои Германа выглядят такими же богемными фантазиями, как и живой Хемингуэй в баре в самом центре современного Парижа.

Персонажи в «Довлатове» — герои сказочного литературного мира, «обасненные» и «обылиненные» Германом-младшим. Довлатов долго и обстоятельно рассуждает о том, что не может писать по заказу и что нет литературы позитивной и негативной — она вообще либо есть, либо ее нет. Бродский в длинном монологе сообщает о том, что не может покинуть родину. Но покинет, как расскажет нам неестественный и пафосный объясняющий титр.

Эта же искусственность и пластмассовость настигнет и остальных. Вот Данила Козловский в роли художника и не известного общественности друга Довлатова лежит на асфальте с идеально причесанными бровями. Артур Бесчастный старательно имитирует тембр и интонации Бродского. А Елена Лядова и другие сотрудники литературного журнала облачаются в длинные безрукавки-кардиганы. Весь реквизит, с гордостью сообщают авторы фильма, подлинные вещи родом из 70-х. Такое внимание к деталям похвально, но ведь даже третьесортный поэт вам скажет, что стихи — это не столько рифмы, сколько то, что за ними.

Фильм создает ощущение, что для его авторов самое страшное — что муза окажется обыкновенной теткой, которая не прочь, чтоб ее «отшлепали в бытовке», как вышло с героем Антона Шагина. И чтоб не разбить о быт, они свою поэзию все больше и больше отрывают от земли. Впрочем, позабыв, что чем возвышеннее, тем сильнее бьется. Горькая ирония и довлатовский критический взгляд остались в книге, до фильма дошло фирменное пальто и едва заметная полуулыбка.

«Довлатов» пытается выглядеть современным, провести параллель между эпохой «застоя» и тем, что происходит сейчас. Но во-первых, для этого надавить на карандаш в фильме нужно было бы сильнее, слишком слабым и мало артикулированным выглядит писательское мытарство. И во-вторых, в 2018 году проблема «меня нет в Союзе писателей, потому и не печатают», прямо скажем, неактуальна. Блоги, влоги, телеграмы и твиттеры сделали дистанцию между автором и читателем такой короткой, что это уже можно считать интимом.

Германа как интеллектуала волнуют судьбы поэтов, муки творчества и вынужденное молчание. Других интеллектуалов — тоже. Будут ли солидарны с ними зрители — большой вопрос. «Довлатов» для них может стать увлекательным аттракционом в выдуманный мир, который большинство из них не застало. Эдаким пышным фэнтези о реальности, совпадения с которой случайны.

Когда: 30, 31 марта и 1 апреля.

Где: все кинотеатры сети Silver Screen.

Сколько: от 9 рублей.

  • При заказе десерта "Медовик" или "Фисташковый бисквит" с 12.00 до 13.00 - капучино в подарок Хинкальня
Все заведения
0070590