Подводная фотостудия Скидка 20%


Ирена Котелович /

Белорусское кино выходит на большие экраны в Минске так редко, что, пожалуй, его по этому критерию «сделают» даже ливанцы. Или венгры. А хорошее белорусское кино — и того реже. AFISHA.TUT.BY посмотрела новый документальный фильм «Дебют» Анастасии Мирошниченко и рекомендует вам сделать то же самое при первой возможности.

Постер фильма с официальной страницы картины на iMDB

Настоящие ценности Анастасия Мирошниченко утверждает словами тех, чья свобода ограничена. Белорусская премьера ее новой документальной картины «Дебют» про театр в женской колонии прошла 19 октября, а мировая, на секундочку, предстоит не где-нибудь, а на именуемом документальными Каннами кинофестивале IDFA в Амстердаме.

Да и без любых регалий мы, правда, новую картину режиссера ждали: во-первых, помня о впечатляющем фильме «Перекресток» о бездомном художнике-символисте, что в свое время вылилось в целый социальный проект, во-вторых, потому что проникнуть в закрытое пространство белорусской исправительной колонии удается мало кому. А Анастасии Мирошниченко удалось, причем с камерой. Она сложила удивительный пазл, бесподобное завершение которому помог снять уж действительно господин счастливый случай. Счастливый, имеется в виду, для кино.

Новая картина Насти Мирошниченко «Дебют» вещает изнутри закрытой женской колонии, в качестве повода использует постановку спектакля, умело выходит за рамки привлекательной «фишки», включает в картину символическое, всячески обыгрываемое понятие свободы, ловит здесь неожиданные откровения осужденных и тонко показывает своеобразную иерархию.

Театр в колонии — не то чтобы обычное, но очевидно не новое явление, в том числе как тема для фильма. Анастасия Мирошниченко, обращаясь к этому, грамотно отстранилась от всяческих точностей, биографий и обсуждений приговоров и осталась на уровне понятий, что ли, метафизических — внутреннего состояния, свободы, в конце концов, страдания (можно только посчитать, сколько эпизодов, где по щекам героинь текут слезы, включено в фильм). Отстранилась, можно сказать, и от самого театра: она доводит его до конца, до премьеры, но в фильме ему все время сопутствует нечто большее, в чем, к счастью, не будет ни одного осуждающего кадра, но вот сама машинерия раскроется сполна.

Фото с официальной страницы фильма в Facebook

Вы увидите — почти почувствуете запах — непривлекательный режимный быт белорусской колонии (здесь еще раз стоит сделать упор на эксклюзивности этого материала). Найдете в нем знакомые внешние знаки нашего пространства — эти цвета, материал, трубы. Попадете на в прямом смысле слова кухню колонии — этот глухой стук посуды, разливающаяся жижа обеда, ванна начищенной картошки в мутной от крахмала воде. Увидите рабочий день в швейной, если я правильно называю, мастерской с исправно работающими механизмами и их четкими движениями (прямое воплощение той самой машинерии).

Вы поймаете в этом даже какую-то тяжелую эстетику — синяя форма на построениях, стройные ряды, грубая обувь, выуженные из карманов ложки во время досмотра, отсутствующие лица. У режиссера есть несколько героинь, которых мы видим и в театре колонии, и в ее буднях, и крупным планом перед камерой. Но во время контактов с контролем, и только тогда, все, даже главные героини, теряют лица. Лица есть только у работников, у «свободных». Причем вы заметите, как тонко эта, как я назвала, иерархия предполагает разделение не по социальному положению, а по условному свободный/несвободный, что подчеркивается и вошедшими в фильм записями видеокамер, которые органично включаются также в образ машинерии.

Нам необходимо перенять предложенный режиссером отстраненный взгляд. Анастасия Мирошниченко грамотно избегает тональности, которой с равным говорит тот, кто все же равнее, и проникает в колонию, интересуясь ей как уникальным социумом. Мы имеем дело с формально лишенными свободы, но не нанизываем на них никакие моральные клише — за что и почему. Все эти отсутствующие личности — как ни крути, главные герои фильма, и произносят они нужные для нас вещи. Поэтому мы пойдем дальше и не просто избежим моральной стороны вопроса, но и возьмемся записывать за осужденными прописные истины, то есть будем у них учиться.

А скажут они как раз то, что мы все время забываем, потому что имеем: лишенный чего-то человек чувствует настоящую ценность острее и даже больнее. Их «я бы полжизни отдала» и «колония убивает в тебе все женское» послужат ноющим напоминанием в поисках главного посмотреть на то, что ты уже имеешь.

Фото с официальной страницы фильма в Facebook

Удивительно картина «Дебют», кроме всего прочего, пунктиром задела особенности белорусской системы. За участие в работе над спектаклем женщин приказом наградили возможностью получить дополнительную посылку. Интересно, могут ли их родственники себе это позволить в силу финансового положения.

Наконец, Анастасия Мирошниченко застала освобождение одной из своих героинь. Девушка родила в колонии, где ребенок и «сидел», как это прозвучало в одной из шуток, с самого рождения. «Пошли домой», — говорит ему прибывшая семья, а ребенок разворачивается и идет к дверям колонии. Это его дом.

Картина «Дебют» — настоящий док-арт, то есть очевидно «выделанная» в фильме реальность ради целостного и многослойного высказывания, без приземленных категорий, без морализаторства или криводушия. Можно только предположить, что добротно скроенный фильм без идеологических знаков контролирующих органов, и разделенные слезы осужденных женщин, и регулярность и настойчивость в посещении колонии — своего рода режиссерский подвиг.

Пойдемте домой.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции и режиссера фильма.

Подпишитесь и узнавайте первыми о старте продаж билетов в театр!
Пожалуйста, укажите правильный e-mail
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
Места«Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
Из-за ужесточения правил проведения мероприятий. Субботний концерт «Петли пристрастия» перенеслиИз-за ужесточения правил проведения мероприятий. Субботний концерт «Петли пристрастия» перенесли
Национальный музей делает «длинные дни» по четвергам и будет работать до 21Национальный музей делает «длинные дни» по четвергам и будет работать до 21
Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапеВместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
Минская группа, которая раньше выступала «без лиц», рефлексирует о событиях в стране в новом видеоМинская группа, которая раньше выступала «без лиц», рефлексирует о событиях в стране в новом видео
ВыходныеПридумали, чем заняться в дождливые выходные? 13 идей, которые должны вам понравиться
На Ратомской запускается новый каток. В день открытия — бесплатный входНа Ратомской запускается новый каток. В день открытия — бесплатный вход
Аквапарк «Лебяжий» временно закрываетсяАквапарк «Лебяжий» временно закрывается
Главного героя сериала «Лютер» назвали недостаточно темнокожимГлавного героя сериала «Лютер» назвали недостаточно темнокожим
Vulitsa Ezha назвала хедлайнеров первого фестиваляVulitsa Ezha назвала хедлайнеров первого фестиваля
Благотворительную акцию «Пора домой» проведут «ЗООшанс» и выставка «МирЗоо»Благотворительную акцию «Пора домой» проведут «ЗООшанс» и выставка «МирЗоо»
Вот это поворот. В Голливуде переснимут один из самых популярных советских фильмовВот это поворот. В Голливуде переснимут один из самых популярных советских фильмов
СтендапТри белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
Группа «Тяни-Толкай»: «Скоро в белорусском шоу-бизнесе останутся только самые стойкие»Группа «Тяни-Толкай»: «Скоро в белорусском шоу-бизнесе останутся только самые стойкие»
0072876