banner-upd

Обзоры


/

В офис бургомистра Вильни Якуба Бабича приходит молодой доктор Франциск (актер Артем Курень), который готов предложить менеджеру выгодный инвестиционный проект. Так начинается исторически неточная трагикомедия «Карьера доктора Рауса», которую поставили в Республиканском театре белорусской драматургии.

Сцена из спектакля "Кар'ера доктара Раўса". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Сцена из спектакля «Кар'ера доктара Раўса». Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии

До недавнего времени Виктор Мартинович был известен публике сразу в нескольких ипостасях — как редактор и журналист «Белгазеты», номер которой читатели (в том числе и автор этих строк) покупали в том числе ради его ироничных колонок; колумнист сайта «Будзьма»; искусствовед и исследователь творчества Шагала и, разумеется, прозаик.

Пьеса «Карьера доктора Рауса» стала попыткой (уточним, далеко не первой) выйти в новый жанр. В прошлом году РТБД, Национальная библиотека и Беларусбанк объявили конкурс пьес «Францыск Скарына і сучаснасць». Одним из его победителей стал именно Виктор Мартинович, автор «Карьеры доктора Рауса».

Сюжет пьесы линейный: события разворачиваются год за годом. В каждой из сцен действуют (кроме первопечатника) разные герои, которые больше не встречаются на пути Скорины. В прозе или в беллетризированной биографии это не смущает, а вот в пьесе может стать серьезной помехой: полноценного конфликта между героями (главного двигателя сюжета) не будет, а значит, публике вряд ли будет интересно.

Сцена из спектакля "Кар'ера доктара Раўса". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Сцена из спектакля «Кар'ера доктара Раўса». Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии

Отчасти эту проблему удалось решить. Режиссер Александр Гарцуев доверил одним и тем же актерам исполнение нескольких ролей. Например, Сергей Шимко и Андрей Добровольский исполнили роли королевских послов, польских судей и московских стрельцов-милиционеров. По существу это «злой» и «добрый» полицейские, простоватые, недалекие, чуждые культуре.

Лучшая сцена с их участием — суд в Познани, на котором Скорину судили за долги умершего брата. Герои Добровольского и Шимко, лузгающие семечки, напоминают гопников, которым случайно доверили вершить «слово и дело». Гомерический смех публики вызывает и появление Адвоката (Виктор Богушевич), которого вносят на сцену в закрытом гробу. Поскольку лишь он может задавать вопросы от имени Скорины (самому первопечатнику это запрещено), герой Артема Куреня бросается к нему и открывает крышку. Адвокат приподнимается и замогильным голосом произносит вопрос, коверкая слова и меняя смысл, после чего крышка захлопывается, и вся мизансцена начинается сначала.

Сцена из спектакля "Кар'ера доктара Раўса". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Сцена из спектакля «Кар'ера доктара Раўса». Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии

А вот сцены, в которых нет ни одного из представителей «правосудия», откровенно провисают. Самый сомнительный эпизод спектакля — сцена визита Скорины в Кенигсберг. Первопечатник в эротическом экстазе (впрочем, инициатива принадлежала «слабому полу») катается по столу с представительницей Тевтонского ордена. А в качестве медицинского испытания едва не отпиливает ей ногу пилой — не знаю, зачем РТБД понадобились такие странные БДСМ-сюжеты?

Фантазия создателей спектакля родила еще одного персонажа — «Файнага хлопчыка ў галіфэ» (актер Максим Шишко), которого не было в пьесе. Его карьера начинается в Праге, где герой промышляет написанием доносов. Продолжается в Вильно, где «хлопчык у галіфэ» пытается отравить епископа Яна (Николай Стонько) — едва ли не единственного представителя власти, который относится к Скорине с симпатией. Любопытно, что епископа вывозят к первопечатнику на инвалидном кресле. Если в пьесе одно только упоминание имени Яна помогает Скорине (узнав о покровительстве с его стороны, в корпорации Якуба Бабича отказываются от материальных претензий), то в спектакле этот эпизод опущен. В спектакле представитель власти, сочувствующий интеллигенции, выглядит слабым и беспомощным.

Сцена из спектакля "Кар'ера доктара Раўса". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Сцена из спектакля «Кар'ера доктара Раўса». Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии

Впрочем, на этом козни «файнага хлопчыка» не заканчиваются. Он появляется в Виттенберге, где ссорит белоруса с Лютером; Познани, где «хлопчык» выступает истцом в суде, и заканчивается в Праге, где постаревший Скорина, работающий садовником, сталкивается с руководителем службы охраны чешского короля. «Нарэшце даслужыўся», — комментирует встречу первопечатник.

Пожалуй, для самого спектакля такой персонаж неплох. По крайней мере радость от узнавания героя обеспечена. Но порой «Карьера доктора Рауса» напоминает историю о «затюканном апостоле» — хрупком, временами блаженном интеллигенте-неудачнике, с которым на протяжении трех с половиной часов играют в «кошки-мышки» едва ли не все спецслужбы мира. К репрессиям (сожжению книг) их представители переходят ближе к финалу. А на протяжении спектакля, как садисты, растягивают удовольствие, издеваясь над первопечатником, и затягивают действие до бесконечности.

Действительно, Скорину можно считать победителем с позиции сегодняшнего дня, но никак не 16-го века. Его идеи действительно опередили свое время, когда издание книг воспринималось как грех и ересь. Но претензии спецслужб к Скорине (особенно во время его работы садовником) упрощают проблему и становятся своеобразной игрой с публикой на потребу дня.

Действительно, создатели «Доктора Рауса» закидывают в зрительный зал немало удочек, рассчитанных на мгновенную реакцию. В спектакле вспомнят «тунеядцев» и «сельскую квоту», Союзное государство и «русский мир», ректора по воспитательной работе и оптимизацию аппарата. Когда речь кого-то из героев непонятна, его просят не употреблять «ненормативную лексику».

Сцена из спектакля "Кар'ера доктара Раўса". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Сцена из спектакля «Кар'ера доктара Раўса». Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии

Другое дело, что на полноценный политический театр это не тянет. В странном скоморошном формате, выбранном Александром Гарцуевым, нашлось место и пению «Купалінкі», и, что огорчительно, откровенному кривлянию. Впрочем, кавээновский формат, который незримо присутствует в большей части спектакля, по-своему оправдан. Избрав его, не так страшно показать фигу в кармане: и волки сыты, и овцы целы.

В финале спектакля садовник-Скорина польет дерево из королевского сада и произнесет монолог о долгой зиме, которая рано или поздно закончится. Поскольку первопечатник рано или поздно победит — недаром на экране, установленном на сцене, несколько раз возникнет фото памятника у Национальной библиотеки — можно потерпеть и зрителям. Ведь все закончится хорошо.

Когда: 10, 31 мая, 19.00.

Где: РТБД.

Сколько: 10−11 рублей.

Купить билет

Смотрите онлайн бесплатно
Всё видео онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
  • Скидка до 20% на квест "Во сне с Фредди Крюгером" в PodZamkom
Все заведения