Пока вы осваиваете наш гид 4 в 1 по игровой программе Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» и 3 в 1 — по документальной, мы советуем не упускать из виду свое — белорусское. AFISHA.TUT.BY попросила экспертов в области кино посоветовать, что обязательно нужно увидеть в рамках национального конкурса.

Николай Лавренюк, координатор национального конкурса «Лiстапада»

 

«Саламанка»

Режиссер: Руслан Федотов, Александра Кулак.

Когда: 8 ноября, 12.30, 18.30.

Где: «Мир».

Это потрясающее кино с не менее удивительной историей: два режиссера-оператора родились в Беларуси (в Могилеве и Витебске соответственно), окончили киношколу в Москве и сняли фильм в Мексике. И фильм мирового уровня, с невероятной визуальной культурой, который не без оснований сравнивают с «Белой лентой» Михаэля Ханеке и «Безмолвным светом» Карлоса Рейгадаса. В центре внимания картины — закрытая религиозная община меннонитов (приверженцев радикального направления протестантизма), живущая в полной изоляции от современной цивилизации. Очень сложно поверить в два факта: что это кино документальное и что его сняли белорусы. Но, тем не менее, и то, и другое правда.

«Души мертвые»

Режиссер: Виктор Красовский, 28 мин.

Когда: 5 ноября, 15.30 («Победа»), 9 ноября, 15.30 («Мир»).

Где: «Победа», «Мир».

Об этом фильме, действительно ставшем событием в белорусском кино в этом году, в первую очередь говорят, что он снят одним планом. Но, к счастью, виртуозной операторской работой Александра Алейникова, как и хорошей игрой целой плеяды белорусских актеров, дело не ограничивается — это глубокая и тонкая картина, представляющая собой также и больше, чем очередное социальное кино. Фильм, в котором человеческая трагедия как будто спрятана между строк: среди шума конвейерной ленты, разговоров между сотрудниками «ни о чем» и подготовкой к празднованию Международного дня инвалида, — на самом деле говорит о бытующем в обществе равнодушии и лицемерии.

«25»

Режиссер: Андрей Кутило.

Когда: 7 ноября, 16.30 («Победа»), 8 ноября, 15.30 («Мир»).

Где: «Победа», «Мир».

В противоположность «Саламанке» — фильм про «здесь и сейчас» и про нас с вами. Коллективный портрет поколения ровесников белорусской независимости, а может быть, и портрет страны. Фильм талантливого документалиста Андрея Кутило, в прошлом году выигравшего Национальный конкурс с фильмом «Гости».

«Ты сюды больш не вернешься»

Режиссер: Дмитрий Махомет.

Когда: 6 ноября, 14.00 («Победа»), 9 ноября, 12.00 («Мир»).

Где: «Победа», «Мир».

Самый длинный фильм белорусской документальной программы, в котором на протяжении полутора часов камера пристально следит за жизнью пожилой женщины, привезенной родственниками на лето «проститься» с родным деревенским домом. На удивление фильм полностью завораживает своей невероятной магией кино и близким приближением к теме жизни и смерти. Дмитрий Махомет, учившийся в киношколе Лё Френуа на курсе Шанталь Акерман и живущий во Франции, снимает аутентичное белорусское кино, не только по теме, но и по духу. Кстати, предыдущая картина Махомета «Мяжа Нарвялішак» в 2014 году участвовала в главном документальном конкурсе «Лістапада», а совсем недавно была показана на портале tut.by в рамках онлайн-фестиваля BELARUSDOCS.

«Граф в апельсинах» & «Любовь и партнерство»

«Любовь и партнерство»

«Любовь и партнерство»

Режиссер: Никита Лаврецкий.

Когда: 5 ноября, 21.00 («Победа»), 9 ноября, 18.00 («Мир»).

Где: «Победа», «Мир».

«Граф в апельсинах»

Режиссер: Влада Сенькова.

Когда: 10 ноября, 11.30.

Где: «Мир».

В Национальном конкурсе в этом году представлены только два полнометражных игровых фильма, и они могут вызвать противоречивые эмоции, но в то же время представляют собой важные явления в белорусском кино. В условиях полной беспомощности игровой продукции «Беларусьфильма» кино в свои руки захватывают молодые с камерами нового поколения — и выигрывают. «Граф в апельсинах», смелая и провокационная подростковая драма Влады Сеньковой, вышла в прокат еще в декабре, была неоднозначно принята в белорусском киносообществе, но потом удивила всех скептиков, став первым за долгое время белорусским игровым фильмом, попавшим на престижные международные кинофестивали в Москве и Коттбусе. Что касается Никиты Лаврецкого, то 22-летний автор-самоучка в прошлом году фильмом «Белорусский психопат» еще сильнее расколол белорусскую публику, но получил от критиков звание «белорусского Порумбою» и приз за лучший игровой фильм Нацконкурса. В этом году Никита покажет свой новый полнометражный фильм «Любовь и партнерство», представляющий собой следующий шаг в его творчестве — теперь он снимает не только на новой территории — в Витебске, но и с гораздо более профессиональной «картинкой» — оператором выступил выпускник Варшавской киношколы Егор Ефимов.

Лина Медведева, координатор фестиваля короткометражного кино Cinema Perpetuum Mobile, куратор проекта «Белкинолето»

«Граф в апельсинах» и «Любовь и партнерство»

«Любовь и партнерство»

Режиссер: Никита Лаврецкий.

Когда: 5 ноября, 21.00 («Победа»), 9 ноября, 18.00 («Мир»).

Где: «Победа», «Мир».

«Граф в апельсинах»

Режиссер: Влада Сенькова.

Когда: 10 ноября, 11.30.

Где: «Мир».

Белорусского кино практически нет в прокате, этот дефицитный продукт появляется в кинотеатрах даже реже, чем мировое фестивальное кино. Обычный белорусский зритель может оценить его только на показах немногочисленных в нашей стране фестивалей — на Национальном конкурсе «Лістапада», «Анимаевке», Bulbamovie, Cinema Perpetuum Mobile. К тому же при всем многообразии жанров и форматов полнометражные игровые фильмы участвуют в конкурсной программе исключительно на «Лістападзе». А ведь именно полнометражное игровое кино — это то, по чему зрители судят о наличии/отсутствии и вообще качестве национального кинематографа.

«Граф в апельсинах»

В связи с этим в первую очередь я бы посоветовала идти на игровые полнометражные фильмы — «Граф в апельсинах» Влады Сеньковой (10 ноября, 11.30, «Мир») (кстати, данный фильм стал исключением из общего правила и попал в прокат) и «Любовь и партнерство» Никиты Лаврецкого (5 ноября, 21.00, «Победа» и 9 ноября, 19.20, «Мир»). Наличие в национальном конкурсе только двух полнометражных картин, к тому же независимых и ультранизкобюджетных, да еще и молодых авторов — это что-то говорит о состоянии нашего кинематографа. Что видит и что может делать в полном метре поколение, сформировавшееся при наличии круглосуточного скоростного доступа в интернет, — вашему вниманию на широком экране.

Анимация. «Марк Шагал. Начало», «Якія сны сніць мядзведзь», «Даша и людоед», «Шэкспір тут», «Мама-цапля»

«Марк Шагал. Начало»

Когда: 6 ноября, 12.00.

Где: «Победа».

В своей недоступности зрителю с полнометражными игровыми фильмами успешно конкурирует анимация. И если анимация для детей еще кое-как распространяется по вертикали Министерство образования — учреждения образования (очень худо и очень бедно), то авторская анимация вообще редко находит свою аудиторию за пределами специализированных анимационных фестивалей. Спектр того, что было создано профессионалами-аниматорами мирового уровня, чудом продолжающих работать в нашей стране, можно увидеть на показе 6 ноября, в 12.00 в «Победе»: «Марк Шагал. Начало» Елены Петкевич, «Якія сны сніць мядзведзь» Руслана Синкевича, «Даша и людоед» Натальи Суринович, «Шэкспір тут» Глеба Куфтерина, «Мама-цапля» Марины Карповой. И хотя большинство работ создано с образовательными целями, это лишь напоминает о том, что для творческих людей госзаказ и недостаточное финансирование не являются препятствиями для развития уникальной техники.

Документальное. «Кревский замок», «Приключения в Быховском замке» и «Гольшанский замок. Мгновение»

«Гольшанский замок. Мгновение»

Когда: 8 ноября, 17.30.

Где: «Мир».

И, наконец, недоступнейшее из недоступного — документальное кино производства «Летописи», бережно охраняемое национальной киностудией не то что от проката или от показа по телевидению, но даже от участия в других фестивалях, кроме «Лістапада». Количество же выпущенных лент говорит о том, что годовой бюджет, выделяемый «Беларусьфильмом» на создание документального кино, сопоставим с бюджетом съемки одной свадьбы. В этом году на киностудии была создана серия короткометражных документальных эссе, посвященная белорусским замкам — такому же редкому и подверженному катастрофическому разрушению явлению, как белорусский кинематограф. И этот уникальный материал, в интерпретации Ольги Дашук — «Кревский замок», Екатерины Маховой — «Приключения в Быховском замке», Юрия Тимофеева — «Гольшанский замок. Мгновение», будет показан 8 ноября на сеансе 17.30 в кинотеатре «Мир».

Кино существует в том числе потому, что его смотрят — посмотрите белорусские фильмы на белорусском фестивале.

Максим Карпицкий, кинокритик, член редколлегии интернет-журнала Cineticle

Я заўсёды раю хоць на адзін фільм схадзіць не таму, што вам яго параілі ці вы ведаеце рэжысёра, а інтуітыўна: нічога не параўнаецца з такім адкрыццём незнаёмага аўтара. Да таго ж, нават калі выбар расчаруе, вы не адчуеце раздражнення, як калі нікчэмным аказваецца фільм, які вы чакалі некалькі гадоў.

Зрэшты, у выпадку з беларускім кіно амаль заўсёды ёсць шанец быць здзіўленым. У рэшце рэшт, само яго існаванне насуперак неспрыяльным умовам здзіўляе само па сабе.

 

«Саламанка»

Режиссер: Руслан Федотов, Александра Кулак.

Когда: 8 ноября, 12.30, 18.30.

Где: «Мир».

Ужо прыкмечаны на розных фестывалях фільм — «Саламанка» Руслана Фядотава і Аляксандры Кулак. Нешаблонна прыгожы, рэалістычны фільм пра радыкальных пратэстантаў у Мексіцы. Калісьці, як у знятым знакамітым Уладзімірам Цеслюком фільме «Правда о сектантах-пятидесятниках», рэлігійнасць настолькі суровага кшталту ў нас прынята было адназначна асуджаць, цяпер жа прыйшоў час для больш складаных даследаванняў. На такія калабарацыі з замежнымі кінематаграфістамі сапраўды варта згаджацца.

«Друя»

Режиссер: Илья Божко.

Когда: 8 ноября, 17.30.

Где: «Мир».

«Друя» Іллі Бажко — інтымнае, але і велічнае эсэ на тэмы традыцыі і сучаснасці. Зноў жа, выдатна знятае. Скрыжаванне гісторыі з нашымі ўласнымі лёсамі.

«Ты сюды больш не вернешся»

Режиссер: Дмитрий Махомет.

Когда: 9 ноября, 12.00.

Где: «Мир».

Фільм, што я гатовы рэкамендаваць, нічога пра яго не ведаючы. Дзмітрый Махамет адзін з самых вартых увагі нашых маладых дакументалістаў.

«Беларускія песні: традыцыі адлегласці»

Режиссер: Артем Лобач.

Когда: 5 ноября, 13.00.

Где: «Победа».

Арцём Лобач — рэжысёр, да яго ў мяне вельмі супярэчлівае стаўленне, бо хоць ягоныя фільмы адметныя сваёй атмасфернасцю, сюжэт там бывае зусім няўцямны альбо банальны. Тут жа, здаецца, рэжысёр працуе з тым, што ўмее найлепш: музыкай і пошукамі таго, як найлепш перадаць адчуванні ад яе на экране. У той жа сеанс будуць паказвацца «Песні старой Еўропы», узор больш традыцыйнай дакументалістыкі, і разам яны могуць асабліва ўразіць.

«Усходні калідор» (1966)

Режиссер: Валентин Виноградов.

Когда: 10 ноября, 18.30.

Где: «Победа».

Стужка Валянціна Вінаградава — без перабольшванняў беларуская класіка. Нацыянальны конкурс з новымі беларускімі фільмамі напраўду радуе, але не прапусціце і гэтую рэдкую магчымасць убачыць знакавы фільм на вялікім экране, да таго ж са стужкі. Эфектна зняты, жорсткі і паэтычны фільм, які лёгка пераканае любога скептыка, што кіно пра партызанаў можа быць не толькі афіцыёзным смеццем. Аматарам французскай новай хвалі прапускаць папросту нельга.

Читайте также:

Гид по "Лiстападу" 4 в 1. Что посмотреть новичкам, их родителям и любителям фестивальных хитов

Гид по документальному кино "Лiстапада": нашумевший фильм про Северную Корею и "Аустерлиц"