Обзоры


/

Всего три дня осталось до конца минского проката нового фильма Бруно Дюмона «В тихом омуте». AFISHA.TUT.BY считает, что это лучшее, что случалось с кинопрокатом этим летом, но худшее кино для того, чтобы провести свидание.

В центре сюжета французский курорт образца 1910 года, где живут местные — Брефоры, малограмотные невежды, которые добывают мидии, переправляют людей через реку и промышляют каннибализмом. Неподалеку обитают ван Петегемы — буржуа с претензией на декаданс, но с явными признаками психических отклонений. На них градус идиотизма не останавливается и повышается с появлением инспекторов Машана и Малфоя.

Рекомендовать «В тихом омуте» к просмотру нужно с таким количеством оговорок, что проще не рекомендовать вовсе. Это утрированное, местами мучительное зрелище с неприятными героями, очевидными художественными и литературными приемами, сценами каннибализма и настолько простой детективной интригой, что любому российскому сериалу было бы за счастье преподать Дюмону урок драматургии. Но если все это вас не смущает, то француз сделает незабываемый подарок. И нет, речь не о «Пандоре». Дюмон дарит поистине фантастическое наслаждение — эталонный гротеск и абсурд о человеке, его пороках, инстинктах и социальном расслоении периода от начала 20 века и до наших дней.

Белорусскому зрителю в большинстве своем француза надо представлять. Знакомьтесь, Бруно Дюмон — фигура для европейского кино почти сакральная. Это он шокировал фестивальную публику натурализмом и радикализмом в «Человечности» и «Фландрии», завоевал три Каннских приза, будучи темной лошадкой, это у него в «29 пальмах» обнаженная Екатерина Голубева и не менее обнаженный Дэвид Уиссак проделывают то, что назвали потом киноскандалом. И, наконец, это он переквалифицировался из аскетичного мрачного маргинала в балагура и юмориста в сюрреалистическом и абсурдном мини-сериале «Малыш Кенкен». После всех этих виражей Дюмон несется в сторону едкой сатиры на всех парусах и добивает своего зрителя «В тихом омуте» — гротеском и фарсом, раздутым до такого размера, что можно взлететь. Буквально.

В новом фильме Дюмон не просто создает галерею комичных образов от буржуа до чернорабочих, он утрирует до такой степени, как никто, превращая литературный абсурд в кинематографический сюрреализм.

Несмотря на четкие образы, Дюмон размывает моральные категории. Он не противопоставляет богатых бедным, он раздувает и преувеличивает самые яркие черты и тех, и других, при этом не осуждая и не страдая нравоучениями. Только у него люди так органично поедают друг друга, летают и меняют пол, при этом оставаясь самими собой. Морально разложившуюся буржуазию только на поверку сложно спутать с от природы аморальными аборигенами. На деле между ними столько общего, что совместный ужин мог бы обойтись и без жертв.

Элементы гротеска у Дюмона появляются уже с первых минут, но становятся у руля всего этого макабра они только во второй половине фильма, а именно с приездом героини Жюльет Бинош. Она возглавила группку профессиональных актеров в типажах буржуа в противовес непрофессионалам из деревни и сыграла мини-фильм в фильме. Такой истерической и безумной роли у Бинош еще не было. С ней фантасмагоричность нарастает и выходит из берегов после массовой молитвы у статуи Девы Марии. Тут сюрреализм побеждает окончательно и возвышается над живописными ландшафтами где-то рядом с Сен-Мишель.

Зритель вечернего сеанса в Silver Screen, впрочем, не возвысился. Да что там, зал оценил шутки Дюмона за первые 15 минут, а дальше публика разделилась: кто-то не понимал, что происходит, кто-то порывался уйти и уходил, другие продолжали смеяться. В финале границы между этими группами стали настолько четкие, что, казалось, публика вот-вот и передерется между собой.

— Ну объясните мне, о чем это кино, — немолодая дама одолевала вопросами свою малозаинтересованную подругу. Тщетно.

— А мне понравилось, — бросила ей в ответ девушка лет двадцати, чем вызвала бурю негодования.

Но быстрее всего прочь от кинотеатра уходили пары, которые решили провести здесь вечер.

 — В следующий раз пойдем на комедию.

Когда: до 14 июля.

Где: «Беларусь», Silver Screen Galileo.

Сколько: от 3,5 рубля.

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
  • Скидка до 20% на квест "Во сне с Фредди Крюгером" в PodZamkom
Все заведения
0058931