Обзоры


Кирилл Петренко,

Уже четвертый супергеройский фильм в этом году «Люди Икс: Апокалипсис» вышел на экраны. AFISHA.TUT.BY сходила на премьеру и нашла пять причин, почему пора перестать снимать фильмы по этой вселенной.

Справка AFISHA.TUT.BY

В очередном фильме об «икс-мэнах» Брайан Сингер продолжил снимать историю молодых Профессора Икс, Магнето и Мистик, начатую в «Первом классе» и «Днях минувшего будущего», добавив к ним пачку юных, но уже известных зрителям по первым оригинальным частям одаренных ребят и грандиозного злодея.

Первая большая проблема нового фильма и всей саги в целом — одинаковый идейный посыл от ленты к ленте. Как поднимались вопросы сосуществования мутантов и простых людей, так и поднимаются. Как обсуждалось превосходство новой расы над привычными хомо сапиенс, так обсуждаются и до сих пор. Меняется контекст, уровни мотивации, антагонисты — но основная идея остается той же. И даже когда архизлодей и один из идеологических лидеров мутантов решает пожить нормальной жизнью и появляется «окно» для сюжетов другой направленности, в игру вводят Апокалипсиса — первого на Земле мутанта, одержимого идеей превосходства и мира без обычных людей.

И если в предыдущих фильмах «Людей Икс» антагонист (привычный Магнето) мог аргументировать свою позицию и даже вызвать какое-никакое понимание, то новый парень выглядит стандартным злодеем со списком плохих дел в заметках на телефоне.

Вторая проблема, отчасти вытекающая из первой, — зацикленность сюжета на одних и тех же героях. Люди Икс — уже не команда с большим количеством интересных участников и историй. Это Хью Джекман, Майкл Фассбендер и Джеймс Макэвой.

Первая трилогия так или иначе строилась вокруг Росомахи и его истории. Независимо от того, копался он в своем прошлом или нет, сюжет выдвигал его на основные позиции. А на фоне проходило вечное противостояние хорошего Чарльза Ксавьера и плохого Эрика Леншерра. Во второй серии фильмов, которую запустил «Первый класс», именно они вышли на первый план — объяснили происхождение, мотивацию, основные тезисы мировоззрений и развили конфликт за два фильма. А потом решили вспомнить его и в третьем.

В очередной раз Магнето, переживший еще одну порцию трагедий в жизни, мечется в сторону превосходства мутантов и становится одним из Всадников Апокалипсиса. В очередной раз Профессор Икс пытается вытянуть из болота старого друга. Вам это еще не надоело?

В то же время на фоне остаются совершенно нераскрытые, но потенциально интересные молодые «икс-мэны» в лице Циклопа, Джин Грей и Ночного змея с одной стороны и Псайлок, Ангела и Шторм — с другой. В этом третья причина — неумение раскрывать второстепенных персонажей.

Например, Ночной змей, имеющий достойный развития бэкграунд (синяя кожа, презрение и ненависть со стороны людей, цирковое прошлое уродца), за весь фильм так и остался пластиковым «прыгунком» без намерений, особых предпочтений и личности. И стал автором самой ожидаемой и глупой шутки фильма. Джин Грей предстает перед нами любимицей Профессора, но тоже без особых черт — телепат с некой «страшной силой» внутри и только. А еще был Циклоп. Вы поняли, чего стоит ждать, — лучей из глаз и отсутствия каких-либо признаков личности.

Всадники Апокалипсиса вообще подобраны откровенно нелогично. Только один Магнето и, может, в теории Шторм соответствуют уровню игры. При этом все, что мы узнаем о девушке, — мутант, контролирующий погоду, и в прошлом уличная воровка. Почему она присоединилась к злодею — не ясно, какие цели преследует — без понятия. Можно попробовать списать на каноничный контроль Апокалипсиса, но за весь фильм его влияние на мутантов толком и не показано. Только и может убалтывать за кружкой пива.

Псайлок и Ангел и вовсе выглядят лишним персонажами. Причем, несмотря на внутренние шутки фильма над лентой «Люди Икс: Последняя битва», «Апокалипсис» показывает такой же неинтересный и скомканный образ одного из ключевых комиксовых мутантов с крыльями.

И даже Ртуть в исполнении красавчика Эвана Питерса, который так полюбился фанатам после прошлой части, выдал самоповтор. Конечно, его кривляния во время замедления времени по-прежнему вызывают хохот у зала (чего стоит хотя бы кадр спасения собаки с куском пиццы в пасти от взрыва), но в очередной раз зрителям не показывают ничего нового. Единственная боевая сцена с его участием выглядит до ужаса банальной, а учитывая итог (без спойлеров), — вовсе лишней. В плане личностного развития Ртуть тоже далеко не уходит, но на этот раз он хотя бы уверен в том, что Магнето — его папаша, а не сомневается, как в «Днях минувшего будущего».

В итоге получается неплохой набор в перспективе интересных персонажей, но в свежей ленте он не вызывает никакой симпатии, а следующие фильмы — ожидания.

И даже экшен-составляющая, которая при таком количестве эффектных мутантов обещает быть интересной, на деле оказывается скучной — и это четвертая причина. Как ни крути, но современный блокбастер без хорошей боевки — недоработка. Конечно, в «Апокалипсисе» есть весьма занимательные сцены, связанные с применениями суперсил: например, массовые убийства Магнето с помощью медальона (что уже показывалось в предыдущих лентах) или уничтожение антагонистом противников, буквально испаряющихся в воздухе. Но в боях эти эффекты вообще никак не реализуются, все скучно, ожидаемо, с отвратительной рукопашной составляющей. Финальную схватку приходится терпеть.

И даже небольшое камео Росомахи, которому наконец позволили показать «звериную» сущность и повысить градус жестокости, вообще никак не запоминается с точки зрения экшен — в памяти, пожалуй, останется только его первая встреча с главной любовью всей его жизни — Джин Грей. Честно говоря, в этой ситуации хочешь позвать на экран Дэдпула, который умеет красиво бить противников.

Здесь отлично подходит сравнение с недавним «Первым мстителем», который при большом количестве уже знакомых персонажей выдал, пожалуй, лучшие экшен-сцены в истории кинокомиксов.

А глобальные катаклизмы, которые приносит в мир Апокалипсис, успели надоесть зрителю задолго до выхода конкретного этого фильма на экране — в современном кинематографе Землю уничтожают с завидной периодичностью.

Пятую причину можете выбрать сами из нескольких перечисленных — решите, что для вас важнее. Среди вариантов: лишние сюжетные линии ( love story Профессора Икс и специального агента Мойры, которая в принципе в фильме не нужна), неудачная попытка выжать трагедию (из-за малой привязанности к персонажам, в этих трагических событиях задействованных), слишком невнушительный и однобокий злодей, большие проблемы с таймлайном (например, судя по первому «Росомахе», в «Апокалипсисе» у него еще не должно быть адамантиевых когтей) и медленный темп повествования, которое утомляет уже к середине.

Но в фильме есть и хорошие моменты. Среди них, например, отличные первые минуты или приятная история попытки Магнето жить по заветам Профессора Икс, потея на заводе в Польше в окружении обычных людей. Фильм угодит большим фанатам вселенной отсылками к старым частям и каноничным костюмом Псайлок, но в больших масштабах, увы, это вообще не имеет значения. Тем не менее, если вы давний фанат «Людей Икс», лента вам наверняка понравится, если не очень разборчивы и просто любите эпичное «кинцо» под попкорн — тоже.

Пока в кинозалах находятся люди, аплодирующие в финале и высиживающие до послетитровых кадров, студия будет гнуть линию, снимать «Людей Икс» и делать деньги.

Пока же единственный шанс реанимировать вселенную, возможно, видится только в смелых и нестандартных спин-оффах типа «Дэдпула» или грядущего «Росомахи» или более личных сюжетах. А еще можно отдать права студии Marvel и смотреть, как компания пытается выжать сок из мутантов с помощью кроссоверов вроде «Люди Икс против Мстителей».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Что: «Люди Икс: Апокалипсис.

Когда: с 19 мая.

Где: почти во всех кинотеатрах.

Сколько: от 30 тысяч рублей.

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
  • Скидка до 20% на квест "Во сне с Фредди Крюгером" в PodZamkom
Все заведения
0058931