/ / Фото: vk.com/standupcomedyhall /

«Не буду врать, моя работа мне не нравилась», — говорит гомельчанин Виталий Петрашко. В этом году он уволился из «Белоруснефти», где 12 лет трудился геофизиком и получал хорошую зарплату. Это был смелый шаг: вместо стабильности он выбрал непостоянство, и непостоянство это — стендап-комедия. Почему белорусы не знают местных комиков, какой гонорар стендаперы могут заработать за 20-минутное выступление и как сделать хобби своей работой, даже если близкие не очень-то одобряют этот шаг, — в материале TUT.BY.

Все концерты юмора в Минске собраны здесь

«График был таким, что на место работы нужно было ехать по щелчку»

Виталий работал геофизиком в сфере наклонно-направленного бурения скважин 12 лет. Говорит, нравилось, что работа не была офисной. Но в общем и целом она не приносила удовольствия. Этим летом гомельчанин решился кардинально изменить жизнь.

— Я выступаю со стендапом примерно четыре года. Сначала концерты удавалось совмещать с основной работой, но график был таким, что иногда из Гомеля в Речицу, а оттуда уже на месторождение, нужно было ехать по щелчку и на неопределенное время. Соответственно, если тебя поместили на афишу мероприятия, а ты не приедешь, то подведешь людей. На работе, надо сказать, шли навстречу, отпускали. Просто понял, что уже нужно определиться.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В какой-то момент Виталий решил, что хочет более плотно развиваться в стендапе, а не выступать время от времени. Но вместе с тем это означало променять стабильность на жизнь от гонорара к гонорару. Он говорит, что пока ничуть об этом не жалеет. Более того, считает, что творческий человек должен быть «голодным».

— Ненавижу фразу «стендап — это боль», но для меня стендап сытого человека неинтересен. Если ты постоянно при хороших деньгах, то заплываешь жиром, твои выступления теряют определенный нерв. Так что в этом жанре, наверное, и к лучшему, что нет стабильной зарплаты.

«Многие считают попадание в телепроект вехой в развитии карьеры, но я так не думаю»

Примерно в то же время, когда он уволился из «Белоруснефти», ему предложили стать одним из резидентов первого белорусского стендап-клуба Standup Comedy Hall. Помимо Виталия в резидентах значатся Дима Нарышкин, Андрей Щегель, Степа Манкевич. Почему состав получился именно таким, Виталию сказать сложно, но, признается он, толковых комиков в Беларуси в принципе мало.

— Наверное, человек 10 назову, кто 20−30 минут может плотным материалом держать зрителя. Это Максим Заяц, Сергей Горох, Рома Сидорчик, Юра Кирдун, Дима Нарышкин, Федя Булкин, Женя Буракевич, Андрей Макаенок, Андрей Шумилов, Тарас Никитин. Может, кого-то я пропустил.

Насчет «пропустил» Виталий оговаривается не просто так. Говорит, что обижаться друг на друга в стендап-среде — обычное дело.

— Из-за того, что стендап — разговорный жанр и слово дано каждому, все люди вне стендап-тусовки думают, что никаких навыков для того, чтобы быть стендап-комиком, не нужно. Поэтому комики постоянно живут с мыслью, будто нужно доказывать себе и окружающим, что они не занимают чье-то место и заслуживают того, чтобы выходить со своими шутками на сцену.

Фото: vk.com/standupcomedyhall

При этом ни одного из белорусских стендаперов, кого не показывают на российских развлекательных телеканалах, белорусы по большому счету не знают. Почему? Собеседник видит причину в том, что ни один из них не сформировал вокруг себя аудиторию.

— Нет у нас такого, чтобы человека узнавали. В России таких случаев (мы говорим о комиках, которые не стали известны благодаря ТНТ) достаточно: тот же Саша Долгополов или Сергей Орлов. Их не показывают по ТВ, но они известны. Да даже украинец Андрей Щегель, который сейчас живет в Минске и выступает здесь, на родине имеет свою аудиторию. К слову, это один из немногих комиков, за кем мне интересно наблюдать. Он безумно органичный и пластичный, даже со своими наездами на Беларусь и на Минск.

Фото: vk.com/standupcomedyhall
Шоу «Разгоны». Виталий Петрашко (слева), Андрей Щегель (по центру) и Дима Нарышкин (справа). Фото: vk.com/standupcomedyhall

Чтобы стать чуть более известным, Виталий, как и многие коллеги по стендапу, ездил на кастинг в несколько юмористических проектов. К примеру, трижды пытался попасть в программу «Открытый микрофон» на ТНТ.

— Два раза выступил очень плохо, а один раз хорошо, были шансы, но в проект не взяли. Для себя интерпретировал это так: «Ты здесь не нужен, попробуй займись чем-нибудь в Беларуси». Многие считают попадание в такой проект какой-то вехой в развитии карьеры, но я так не думаю. Да, твое лицо станет чуть-чуть дороже, но я решил двигать стендап у нас. Минск, на самом деле, движовый город, надо всего лишь встряхнуть эту совковую зашуганность.

«В 80% случаев сталкиваемся с завышенными ожиданиями от заведений, которые хотят устроить стендап-концерт»

Сейчас комик выступает в Минске два-три раза в неделю. Но и стендап в родном Гомеле не бросает, работая на два города.

— Если в Минске стендап развивается, то в Гомеле с этим вообще катастрофа. Новые комики не приходят, наверное, скоро стриптизерш начнем звать, потому что людей нет, — расстроен Виталий. — В идеале хотел бы, чтобы в Гомеле было порядка 15 выступающих, как в Минске. Чтобы не бегать как белка в колесе и не пытаться собой закрыть все выступление.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

И если Минск в плане стендапа движется, то в районных и областных городах с этим куда сложнее. По наблюдениям Виталия, из всех райцентров, где он выступал, стендап больше всего любят в Солигорске и Борисове. Периодически всплывает Мозырь, остальные города — очень точечно.

— А вот самый жесткий мой провал (еще на заре карьеры) случился в Жлобине. Я шучу, а стоит гробовая тишина, будто мы кого-то хороним. При этом тот монолог звучал уже много где, в том числе в Москве, но в Жлобине он вообще не зашел.

Помимо России, Виталий выступал в Польше и Литве. В Вильнюсе, признается собеседник, ему очень понравилась организация выступления. Нет, звездой он там себя не почувствовал. Но хотя бы понял, как оно бывает, когда к тебе относятся как к артисту.

— Мне оплатили все: билеты, жилье, питание. По-хорошему, поступили так, как с любым артистом, хоть слово «артист» меня и смешит. В белорусских реалиях все выглядит по-другому, многое строится на дружеских отношениях. Но пока, если мне предлагают деньги за выступление, то я готов ехать туда на поезде, а потом на метро — не вижу в этом проблемы.

Фото: vk.com/standupcomedyhall

В Беларуси проблема в сфере стендапа есть еще и в том, что зачастую, как такового посредника между площадкой и артистом нет.

— Организатором концерта, как правило, выступает либо одна, либо другая сторона (опять же, мы не говорим о привозах артистов из России). И в 80% мы сталкиваемся с завышенными или даже неадекватными ожиданиями от заведений, которые хотят провести у себя стендап-концерт. Им кажется, если они один раз позовут комиков, то сразу же привлекут к себе толпу посетителей. Но собрать мигом полный зал возможно, только если привезти Славу Комиссаренко или Ваню Усовича. Ни один «внутренний» белорусский комик, повторюсь, не сформировал свою аудиторию. Тут дело и в харизме, и в качестве выступлений, и в «окружающей среде». И, мое мнение, многие ребята идут на поводу у зрителя. А когда ты меняешь материал и меняешься сам в угоду кому-то, то теряешь свою уникальность.

«50−100 долларов — адекватная сумма за 15−20-минутное выступление»

Иногда белорусских стендаперов зовут выступать на разогреве у более известных российских коллег, которые приезжают с концертами. Виталию так выступать еще не доводилось, хотя предложения были.

— Когда меня звали, я отказывался, потому что у нас организаторы хотят, чтобы ты выступал бесплатно — за пригласительные. Один раз меня позвали выступить на разогреве у одного очень известного белорусского комика в Минске, но потом сказали, мол, нет, не надо. Я так и не понял, в чем причина, и не хочу в этом разбираться. Обычно я говорю: мой гонорар — 100 долларов (потому что я в курсе цен на билеты и знаю, что организатор хорошо на этом заработает). И даже на эти условия не соглашаются. Но постоянно находится кто-то, кто готов «закрыть» разогрев бесплатно, чтобы просто засветить лицо.

Фото: vk.com/standupcomedyhall
Шоу «Разгоны». Виталий Петрашко (слева) и Андрей Щегель. Фото: vk.com/standupcomedyhall

В целом, рассказывает Виталий, хорошим гонораром за 15−20-минутное выступление можно назвать 50−100 долларов. Хотя в белорусских реалиях сумма все-таки ближе к 50, чем к 100. Многие могут подумать, что заработать на стендап-выступлении уж точно можно в Москве, куда примерно раз в месяц и ездят белорусские комики с концертом. Но это, уверяет собеседник, не так.

— Не знаю, как сейчас, но когда я ездил выступать в московский стендап-клуб StandUp Store, это была больше имиджевая штука. Хотя, если в Москву на лошади поскакать, то, наверное, можно съездить в небольшой «плюс», — шутит Виталий, имея в виду расходы на транспорт и не только. — На каких условиях ребята сейчас ездят, я не знаю. Если рассматривать поездку как опыт, то было круто.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Гомельчанин рассказывает, что когда он увольнялся, бывшие коллеги шутили над ним в стиле «ты меня потом хоть водителем к себе возьмешь?». В их представлении Виталий уходил непременно срывать куш, работать чуть ли не под крылом у отца российской стендап-комедии Руслана Белого, хотя он шел в никуда.

— Достаточно глупо было увольняться, когда за душой ничего нет. Финансовая подушка безопасности, однокомнатная квартира и среднего класса машина у меня была. Пока, как любому человеку с совковым мышлением, мне дико не получать каждый месяц фиксированную оплату труда и заботиться о своем будущем самому, но тем и интересней.

Фото: vk.com/standupcomedyhall
Фото: vk.com/standupcomedyhall

Напоследок Виталий говорит, что всю жизнь он мечтал заниматься чем-то связанным с музыкой. Не сложилось. Выступил один раз на открытом микрофоне, его шутки «зашли» — и он стал развиваться как стендап-комик. Он отмечает, что важно, чтобы каждый понимал: никогда не поздно кардинально менять жизнь. Будь тебе 35 (как Виталию) или 55.

— Если у тебя нет жестких обязательств, нужно брать и делать, не бояться принимать такие решения. Главное — ни в коем случае не спрашивать об этом семью и друзей (я одобрения ни у кого не пытался получать). Возможно, посоветуйтесь, обдумайте, но сделайте так, как считаете нужным.

Бонус (шутка, над которой зрители Виталия впервые рассмеялись)

— Когда я еще не был женат, мой сосед постоянно доставал меня тем, что если я не женюсь и не заведу детей, то в старости будет некому подать мне стакан воды. И знаете, что он сделал этим летом? Он утонул. Вряд ли, когда он шел ко дну, он думал: «Вот бы еще стакан принесли».


Все стендап-концерты в минском Standup Comedy Hall собраны здесь. На этой неделе:

А в Гомеле стендап проходит в баре «Квартирник». Если хотите присоедениться к местному стендап-движению, можно написать Виталию в личные сообщения.

Читайте также

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
«Белорусы жадные на эмоции». Интервью с комиком, который открыл первый белорусский стендап-клуб
Фото: Надежда Бужан, TUT.BY
«Зеленский — очень приятный дядька». Стендап-комик Макаёнок — о «Comedy Баттл» и «Макаенка, 9»
  • Предложение дня - 4 блюда по специальной цене с выгодой до 25% Ган Бей / Gan Bei
Все заведения