/ Фото: Олег Киндар /

Пять лет назад квесты в Минске можно было пересчитать по пальцам. Сегодня их число близится к сотне, а самая крупная сеть, функционирующая в столице, — GameRoom, у которой 11 квест-комнат. Ее минчанин Павел Алексеев открыл с друзьями четыре с половиной года назад. Начинали, конечно, не с большой сети, а всего с одного квеструма, который энтузиасты строили после работы. О том, сколько стоит сделать квест с нуля, кто в них ходит и как получилось, что в «минские» квесты можно сыграть в Чехии, Германии, Испании и Америке — в материале TUT.BY.

«Квест должен быть интересен и логичен — предугадать это невозможно»

Фото: Олег Киндар, TUT.BY
Павел Алексеев, создатель самой крупной на сегодня минской сети квестов GameRoom

Что такое квеструм (квест-комната)?

Квест-комната — это интеллектуальное развлечение для небольшой компании (обычно для двух-четырех человек). Суть игры заключается в том, чтобы успеть за 60 минут разгадать все загадки, отыскать необходимые предметы, догадаться, как их можно применить, чтобы достичь цели игры: выбраться из комнаты, найти сокровище и так далее.

Каждая квест-комната погружает игроков в свою атмосферу. Сложность у всех квестов разная. В ходе игры обычно можно брать подсказки (иногда в неограниченном количестве). Поэтому не стоит думать, что это развлечение только для знатоков «Что? Где? Когда?».

С одним из основателей GameRoom Павлом Алексеевым мы встречаемся в здании завода «Горизонт» на Куйбышева, 22. Сегодня эта локация одна из самых привлекательных для арендаторов, которые занимаются квестами: высокие потолки (они позволяют реализовать сложные технические задачи), умеренная аренда и относительная близость к центру и метро. На разных этажах у сети Павла здесь базируются шесть квестов, вот-вот откроется седьмой (всего под названным брендом в Минске работают 10 квестов, открывается, соответственно, 11-й). А начиналось все с одного квеструма, который трое друзей во главе с Павлом, тогда еще начальником отдела снабжения на одном из столичных предприятий, строили в свободное от работы время.

— О квестах я узнал совершенно случайно — сходил с друзьями на тот, что парень из Минска открыл просто в квартире (его названия Павел не помнит. — Прим. TUT.BY). Мы посмотрели и поняли, что это ни о чем. Идея была прикольная, ее можно развить, но то, как это было сделано… Мы вдохновились и решили, что нужно сделать что-то свое.

Павел говорит, несмотря на то что это был его первый квест, нельзя сказать, что он делался без понимания.

— Я 12 лет играю в «Схватку» (проект в формате ночных поисковых игр; суть в том, что игроки, которые находятся в штабе, принимают задания, а полевые игроки отыскивают в городе зашифрованные точки. — Прим. TUT.BY). По сути, я сделал «Схватку» в квартире. Мы взяли лучшие загадки оттуда, что-то добавили, сделали прикольный антураж.

Фотография предоставлена компанией Game Room
Снимок сделан в квеструме «Индиана Джонс. В поисках золотой совы». Фотография предоставлена GameRoom

Первый квест «Похищение» делали, как сейчас модно говорить, «по фану», — на протяжении 50 дней после работы. С основных работ ни Павел, ни двое его компаньонов не уходили.

— Самым сложным было все запрограммировать (потому что тогда мы еще не работали с системой Arduino, это, по сути, система «умный дом» в разборе). Нужно было, чтобы от пяти правильно введенных имен открывалась ниша. И, как это сделать, мы думали полторы недели. Потом нашли хорошего электроника, который сказал: мне нужен один день и планшет.

Квест тогда получился без ключей и замков. И он, говорит один из создателей, всем нравился.

— Самое сложное — не реализовать загадки и построить квест. Самое сложное — чтобы он был интересен и логичен, а это предугадать заранее почти невозможно.

Недавно тот самый первый квест закрыли (забегая наперед, как и второй). Но не навсегда. Планируется, что он «переедет» сюда, на Куйбышева, а весь сценарий полностью переделают.

«Первый квест стоил 7 тысяч долларов, самый дорогой — 32 тысячи»

После первого квеста Павел и компаньоны сразу взялись за второй. Но до этого съездили поиграть в квесты к друзьям в Санкт-Петербург.

— Подсмотрели идею питерского квеста по Билли Миллигану. Взяли его за основу (в итоге процентов пять от него осталось) и, пока летели в самолете, полностью написали сценарий к нашему второму квесту «Идентификация». Но он, как мне кажется, опережал свое время. В классическом квесте обычно от 30 до 40 простых загадок, они идут последовательно. В нашей «Идентификации» было всего две загадки, но очень масштабные. И квест получал отзывы либо: «Лучший на свете!», либо: «Что это вообще?».

Фото: Олег Киндар, TUT.BY
Павел говорит, что большинство создателей квестов друг с другом в хороших отношениях. «Конечно, есть место конкуренции, но если у тебя после стройки остался песок, а он нужен кому-то из коллег, мы без проблем поделимся. Или нам, бывает, срочно не хватает какого-нибудь электромагнитного замка, который наверняка лежит у коллег без надобности, мы обратимся к ним».

Примерно в то время, когда у GameRoom уже было два своих квеста, в Минске появился серьезный конкурент — Door Z (у нас выходило интервью с одним из основателей). Павел признается, что своими квестами коллеги сильно подняли планку в качестве. И их команде тоже пришлось делать свои квесты лучше — стоимость создания выросла в три раза.

— Конечно, стоимость поднялась не только из-за этого. Своими силами и строить квесты, и вести их мы уже не могли, пришлось привлекать людей. Мы вначале этого не планировали — думали, откроем один-два квеста. У меня вообще не было мыслей, что мы станем сетью и будем заниматься только этим. Я не планировал уходить с основной работы, квесты были просто моим хобби по вечерам. Но потом я ушел на месяц в отпуск, чтобы достроить первый квест, точно так же сделал один из компаньонов (в итоге в бизнесе мы разошлись). И когда открылся квест, я понял, что возвращаться на работу смысла нет.

Павел говорит, что принял решение об уходе с основной работы моментально. Убедило его в этом количество людей, которые хотели сыграть в квест.

— На первый квест мы потратили 7 тысяч долларов и окупили его за четыре месяца. Мне кажется, мы открылись в нужное время. Потому что к тем ребятам, которые открывали квесты до нас, никто особо не ходил: люди тогда еще понятия не имели, что это за развлечение. К нашему открытию с этим было немного легче, и нам, считаю, повезло.

Фотография предоставлена компанией Game Room
Снимок сделан в квесте «Меч короля Артура». Фотография предоставлена GameRoom

Самый дорогой на данный момент квест GameRoom — «Меч короля Артура», на него потратили 32 тысячи долларов. Немного дороже (окончательная сумма еще не подсчитана) будут «Звездные войны», которые открываются совсем скоро. Стоимость остальных квестов — это вилка между 20 и 30 тысячами долларов. При этом все квесты, кроме первого, окупились за девять-десять месяцев. Стоит сказать, что команде, которая играет в квест, развлечение обойдется в 70−95 рублей (зависит от времени и дня недели).

—  Когда мы формировали цену, ориентировались на поход в хороший кинотеатр на двоих. Давайте посчитаем: два билета — 20 рублей, два попкорна, напиток — еще 20−25 рублей. Итого 40−45 рублей. То есть если идти в кино вчетвером, то по деньгам выйдет так же, как и в квест. Мне кажется, это адекватное сравнение: да, квест идет чуть меньше, но, учитывая, что тебе объясняют правила, есть какая-то подготовка — час двадцать это занимает.

Отрывок из рецензии на квест «Индиана Джонс» от команды exitgames.by.

Разноплановость творчества GameRoom в целом заставляет с интересом следить за их развитием. Первый квест — «Похищение» — стал простым, но бодрым стартом. Второй — «Идентификация» — превратил комнату в красивую метафору. Третий, «Индиана Джонс», — это непривычно сложный и оригинальный по динамике квест для уже знакомых с жанром игроков. Четвертая локация — «Пираты Карибского моря» — простой, но интересный квест с редкой пока еще опцией детской версии.

«К нам обращаются русскоязычные мигранты и просят, чтобы мы построили квест за границей»

По мнению основателя GameRoom, ту планку, которую в свое время задали ребята из Door Z, никто не перепрыгнул до сих пор — все квесты открываются на том же уровне, просто в других тематиках. При этом у компании Павла, несмотря на количественное лидерство на рынке, нет ни одного квеста-перформанса (то есть квеста с участием актеров).

— Если делать перформансы не так, как делает большинство в Минске (из серии: квест в подвале, ты ищешь ключи для замков, а параллельно кто-то бегает вокруг тебя в маске и пугает), то нужно не менее 200 «квадратов» и 50 тысяч долларов. В действительно качественные перформансы я играл в Питере: там было полное погружение в атмосферу, интерьер был продуман до мелочей, и с тобой постоянно взаимодействует два профессиональных актера. Но нужно учитывать, что Питер — все-таки город талантов.

В Минске, кажется Павлу, сделать такое пока не очень реально. Помимо средств, которые нужно вложить в стройку, много финансов ежемесячно будет уходить на зарплату хорошим актерам.

— При этих вводных квест будет стоить 300 рублей с команды. По моему мнению, белорусский рынок к таким цифрам не готов.

Фотография предоставлена компанией Game Room

Павел не скрывает, что много идей для квестов они позаимствовали у друзей из Питера. Прямого копирования, говорит он, не было, но в процессе общения с хозяином питерских квестов у белорусов была возможность сделать что-то похожее, но технически лучше.

— Вторая часть нашей «Индианы Джонс» похожа на питерский квест «Тайна золотой совы». Первая комната «Меча короля Артура» и «Чудеса Гудини» тоже похожи на питерские. «Пираты Карибского моря», «Звездные войны» — полностью авторские квесты. Еще в планах был квест по Гарри Поттеру, но, считаю, я с ним опоздал: очень хороший квест по этой теме в Минске построила «Клаустрофобия» — у меня к нему абсолютно нет вопросов. Просто, когда я собирался его строить, я считал бюджет: 30 тысяч долларов не получалось даже приблизительно.

Интересно, что из 11 минских квестов под брендом GameRoom четыре открыты по франшизе. Еще более примечательно, что команда построила несколько квестов за границей — правда, не под своим именем, а на заказ для других брендов.

— Как-то так получилось, что к нам стали обращаться люди, чтобы мы сделали для них квесты. Потому как строить самостоятельно новичкам менее выгодно — они точно совершат все те ошибки, которые в свое время сделали мы. В Минске мы строим квесты только по франшизе, потому что создавать самим себе конкуренцию нам невыгодно.

Фотография предоставлена компанией Game Room
Снимок сделан в квесте «Пираты Карибского моря». Фотография предоставлена GameRoom

За границей ребята дублируют те квесты, которые у них уже есть, потому что вероятность, что кто-то сыграет в один и тот же квест в Беларуси и Америке крайне низка. Так, руками команды GameRoom появился один квест в Праге, один в Барселоне, два в Германии и два в Америке.

— Если говорить о тех квестах, что мы открыли за границей, в большинстве случаев к нам обращались русскоязычные мигранты. Они приезжали в Минск поиграть и выбирали, какие квесты хотят открыть у себя — так выходит дешевле.

Развиваться и выходить на рынки других стран именно под своим брендом хочется, признается Павел. Но на это нужно немало средств.

— Открыть юрлицо, нанять людей, запустить маркетинг — это немалые усилия. При этом рынок совершенно другой и я его не знаю. Это будет либо неподконтрольный тебе бизнес, либо придется отдать управление другим людям, но вкладывать в проект свои деньги при таком раскладе я не хочу.

«С открытием качественных квестов умирают низкопробные»

Как и многие другие виды развлечений, квесты имеют сезонность. Летом посещаемость низкая, осенью и зимой, соответственно, высокая.

— И я прекрасно понимаю людей. В холодное время, если разобраться, развлечений не так и много. Это летом есть пейнтбол, страйкбол, лазертаг. Можно просто выехать на природу на шашлыки или байдарки. А когда дожди, сырость и холод, вариантов повеселиться с друзьями мало, поэтому на квесты сразу повышается спрос.

Фотография предоставлена компанией Game Room
Монитор оператора квеста. Фотография предоставлена компанией GameRoom

Несмотря на популярность такого вида развлечений, в Минске далеко не все знают, что такое квест. И самое сложное, говорит основатель GameRoom, все-таки это объяснить.

 — Даже многим своим знакомым я не могу это объяснить. Скажу банально: пока не попробуешь — не поймешь. Многие говорят, что слышали, что в квесте нужно решать какие-то загадки. Но так можно сказать вообще о чем угодно. Из этой же серии: как можно объяснить, что такое бильярд или боулинг? Достаточно ли будет сказать, что там есть шары и с ними нужно взаимодействовать? — задает риторический вопрос Павел.

Самое важное, что нужно понимать про квесты, — это то, что от цены часто зависит качество, а экономия — не всегда лучшая идея.

— Так можно случайно попасть в откровенно плохой квест и испортить впечатление обо всей индустрии. Грубо говоря, на создание квеста можно потратить пару тысяч долларов и продавать клиентам его за 20 рублей. Всем будет выгодно, но рецензии будут в стиле: «Какая-то фигня, я больше в квесты в жизни не пойду!».

Фотография предоставлена компанией Game Room
Фотография сделана в квесте «Чудеса Гудини». Снимок предоставлен GameRoom

Интересно, что среди 10 квестов бренда нет явного лидера по посещениям: в один месяц может лидировать один квест, в следующий — другой. Единственное, детская версия квеста «Пираты Карибского моря» в период каникул спросом пользуется всегда. Вопреки расхожему мнению, в квеструм ходит не так уж и много молодежи (вероятно, из-за их высокой стоимости). Средний возраст игроков — от 30 до 40 лет. Но иногда приходят и возрастные участники.

— Как-то пришли к нам продвинутые дамы праздновать 70-летие одной из них. Им так понравилось, что они прошли все наши квесты, — смеется Павел.

По оценкам Павла Алексеева, квеструмов в Минске сегодня меньше сотни. При этом открыть их можно еще сколько угодно.

— Люди выбирают по тематике, по интересам. Можно провести аналогию с кафе, сколько можно их открывать? Но если ты открываешь что-то крутое, к тебе пойдут. Так и с квестами: с открытием более качественных будут умирать низкопробные — что в принципе и происходит.

Квесты GameRoom собраны по ссылке. А все квест-комнаты Минска ищите здесь.

Читайте также

Фото предоставлено командой квестов Door Z
«Зыбицкая была ошибкой». Как парни из Молодечно создали квесты в Минске и продали их в Швейцарию
Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Как минчанин без денег и связей заработал на YouTube 5 тысяч долларов всего с одного ролика

Когда квест — это повеселиться без денег. Собрали для вас все бесплатные события 

Два популярных заведения Октябрьской снова работают, но под новыми названиямиДва популярных заведения Октябрьской снова работают, но под новыми названиями
Посмотрели «Уроки фарси». Рассказываем, почему «Оскар» — почти у него в карманеПосмотрели «Уроки фарси». Рассказываем, почему «Оскар» — почти у него в кармане
Кофейня, где во время акции протеста силовики разбили стеклянную дверь, закрываетсяКофейня, где во время акции протеста силовики разбили стеклянную дверь, закрывается
«Это тяжелая физическая работа». Актриса Любовь Аксенова высказалась о сложности съемок в порно«Это тяжелая физическая работа». Актриса Любовь Аксенова высказалась о сложности съемок в порно
«То, что происходит у вас на улицах, не смешно». Интервью с «Квартетом И»«То, что происходит у вас на улицах, не смешно». Интервью с «Квартетом И»
куда пойтиСобрали восемь идей, чем заняться дома в выходные. Да еще каких!
Новогодний сюрприз от «МакДональдс»: выгодные купоны каждый день!Новогодний сюрприз от «МакДональдс»: выгодные купоны каждый день!
Стало известно, что будет с героиней сериала «Академия Амбрелла» после каминг-аута актрисыСтало известно, что будет с героиней сериала «Академия Амбрелла» после каминг-аута актрисы
Intelligency вместе с Kupalaucy выпустили музыкальное видео на песню ZloIntelligency вместе с Kupalaucy выпустили музыкальное видео на песню Zlo
ОбщепитЗнакомимся с новыми заведениями, открывшимися в ноябре
Где в Минске будут новогодние ярмарки, а где — фейерверкГде в Минске будут новогодние ярмарки, а где — фейерверк
Встречаем зиму с отличными предложениями для отдыха в компании!Встречаем зиму с отличными предложениями для отдыха в компании!
«Квартет И» прокомментировал письма с просьбами не приезжать в Минск, чтобы «не поддерживать режим»«Квартет И» прокомментировал письма с просьбами не приезжать в Минск, чтобы «не поддерживать режим»
Драко Малфой из «Гарри Поттера» впервые за 20 лет посмотрел фильм о философском камнеДрако Малфой из «Гарри Поттера» впервые за 20 лет посмотрел фильм о философском камне
Новый мини-сериал HBO стартовал лучше, чем в свое время хит телеканала «Игра престолов»Новый мини-сериал HBO стартовал лучше, чем в свое время хит телеканала «Игра престолов»
Фестиваль едыБелорус за два года обошел все заведения в рамках «Гастрофеста» — их более сотни! Поговорили с ним
0071945