Александра Марданова / /

За чашкой чая нередко случаются откровенные разговоры. А когда это освежающий, холодный напиток, который пьют самые инициативные и активные минчане, то беседа приобретает новые краски. Вместе с FUZE TEA в рамках проекта «Идем на чай» мы отправились в гости к одному из организаторов музыкального фестиваля Stereo Weekend, который дебютировал в июле этого года, — Егору Рытвинскому, и поговорили с ним о том, с какими сложностями сталкиваешься, когда делаешь один из самых масштабных опен-эйров и как удалось привезти белорусскому зрителю эксклюзив.

Егор Рытвинский, 27 лет, выпускник МГЛУ. Несколько лет назад парень занялся организацией фестивалей уличной еды, а в 2018 году организовал опен-эйр Stereo Weekend, который прошел 7 и 8 июля в столичном Ботаническом саду. Фестиваль собрал значительную для дебюта аудиторию и получил большое количество положительных отзывов.

«Нашей идеей был классный лайн-ап»

С каждым годом Беларусь становится богаче на музыкальные фестивали. Этот год не стал исключением, ведь именно он принес публике новое имя среди опен-эйров — 7 и 8 июля в Минском ботаническом саду впервые прошел Stereo Weekend.

Идея создания чего-то подобного к организаторам пришла давно — больше года назад, — однако к реализации ребята приступили только в ноябре прошлого года.

— Несмотря на то что конкуренция между фестами сейчас есть, и она большая, мы загорелись идеей сделать нечто отличное от того, к чему зритель уже привык. Нашей основной задачей стал классный лайн-ап, мы захотели привезти отличных хедлайнеров, — делится Егор. — Прописывать концепцию стали еще в ноябре, однако на раскачку ушел месяц. Ближе к началу января уже понимали, чего хотим, держали в голове варианты площадок, начали связываться с потенциальными партнерами. На все у нас ушло около восьми месяцев.

В первую очередь ребятам захотелось привезти музыкантов, которые интересны в том числе и зарубежной публике — это стало успешной попыткой продвинуть европейский формат фестивалей.

— Мы ориентировались как на польские опен-эйры, так и на киевский Atlas Weekend, то же «Стереолето», которое проводится в Санкт-Петербурге. Это те проекты, на которые мы опирались не только в каких-то концептуальных решениях, но и в подборе лайн-апа.

По мнению организаторов Stereo Weekend, зрителя сегодня не удивишь артистами, которые постоянно бывают на фестивалях, проводимых в Беларуси, — это перестает быть интересным. Как отмечает Егор, исполнители делятся на две большие группы: кассовые и нишевые. Первые — для увеличения аудитории, вторые помогают разнообразить музыкальный формат фестиваля.

— Мы постарались уйти от супер-«верняковых» ребят к чему-то интересному. И я очень надеюсь, что это получилось, — рассуждает Егор. — По крайней мере мы привезли Lucille Crew — это ребята из Израиля, которые сейчас набирают в Европе популярность невероятными темпами. В прошлом году они были хедлайнерами на фестивале в России, а сейчас их позитивно приняла и наша публика, даже несмотря на то, что совсем с ними не знакома.

«Под каждого нужно подстраиваться отдельно»

Над разработкой лайн-апа трудилась вся команда: решить, кто заинтересует зрителя, — задача не из легких. Однако с хедлайнерами организаторы Stereo Weekend определились сразу.

— С самого начала мы уже знали, что хотим привезти Ивана Дорна: это музыкант, способный ярко закрыть фестиваль. Так же быстро решили позвать Монатика, да и вариант с GusGus тоже лежал на поверхности: ребят давно не было, а они дают хорошее форматное разнообразие, привлекают свой пласт аудитории, — объясняет Егор. — Это была наша общая задача — попробовать собрать на фестивале различные стили, людей, которые слушают музыку множества направлений. Так, например, у нас в программе появились «Браво». Группа «неформатная», но она явно привносит изюминку, ведь исполняет олдскул-хиты, которые все знают.

Трудностей с артистами, по признанию организатора, не было никаких: со всеми удалось договориться быстро по всем вопросам. А это и выступления, и график, и, разумеется, гонорар.

— Артисты никаких проблем не доставили, все бесконечно открытые и спокойные, — рассказывает Егор про приглашенных звезд. — Не возникло у нас проблем и с техническими райдерами каждого из них, хотя на фестивале нужно подстраиваться под каждого выступающего отдельно. По итогу мы получили от артистов только положительные отзывы и по площадке, и по работе.

Финансовый вопрос решался с такой же большой ответственностью, как и прочие моменты: все музыканты, включая «начинающих» соотечественников, работали за гонорары. Это — принципиальная позиция организаторов.

— Мы уважаем труд артиста, какого бы уровня выступающий ни был. В любом случае выступление должно быть оплачено, это честно и справедливо, — уверен Егор.

«Ботанический сад — объективно одна из лучших площадок»

Над фестивалем постоянно работало восемь человек, а в последние несколько недель присоединились еще около восьми-десяти. Гордостью команды стал удачный подбор площадки. Ребята в первую очередь рассматривали места в черте города, потому что не хотели вывозить фестиваль за пределы Минска — это сложно, требует больших денег. Да и привлечь людей за город, когда у фестиваля еще нет узнаваемого имени, очень трудно. Поэтому пришлось искать варианты в столице.

— Ботанический сад сам собой напрашивался, если честно, — вспоминает Егор. — Эта площадка объективно одна из лучших, но с ней нужно уметь работать. Ведь тут есть очень много нюансов, и один из них — защита дорогих растений и прочего. Ведь сад, по сути, не приспособлен для проведения крупных мероприятий. Но стоит отдать должное администрации: они пошли нам навстречу и поверили в то, что у нас получится сделать хороший проект без ущерба для окружающей среды.

Во время фестиваля в Ботаническом саду по инициативе организаторов работала клининговая компания: оперативная уборка гостевых зон, порядок с мусорками — везде было чисто. Но Егор отдает должное и гостям Stereo Weekend. По его словам, публика была очень культурной.

«Еще пару лет назад за такое бы не взялись»

Три полностью задействованные сцены, на которых выступают известные музыканты, удобная локация, сбалансированно подобранная и составленная программа, фудкорт, зоны активностей, основные площадки — у «новенького» все получилось отлично. Однако такому результату предшествовала очень напряженная работа.

— Было страшно, особенно это ощущалось за пару недель до фестиваля, — делится Егор. — Когда ты понимаешь, что что-то не готово, что-то надо экстренно менять, у кого-то рейсы переносятся… Но ведь мероприятие — это локомотив, который ты разогнал: пути назад нет. Тогда я осознал, что просто нужно собраться и сделать то, что планировали. Вплоть до выступления последнего артиста — Дорна — мы с командой очень переживали, — вспоминает герой. — Но когда он вышел на сцену, мы поняли: выдыхаем. Фестиваль завершается, и можно просто насладиться музыкой.

В условиях конкуренции организаторы любого мероприятия готовы на любые решения ради того, чтобы привлечь как можно большую аудиторию. Но всегда ли так было?

— Возможно, раньше было проще: когда ты на рынке один и у людей особо нет выбора, куда идти, ты чувствуешь себя спокойно, — размышляет Егор. — А сейчас все организаторы думают о том, как сделать, чтобы гостям было комфортно, а проект вышел коммерчески успешным. Но если бы у нас была возможность сделать фестиваль раньше — неважно, десять, пять лет назад, — то мы бы за такое не взялись. Потому что для этого нужен очень большой опыт.

«Иногда нужно погружаться в „чилл“»

Сейчас проекты, связанные с фестивалями, являются для Егора основным видом деятельности, хотя раньше он старался совмещать работу организатора мероприятий в гостинице с тогда еще первым по счету фестивалем уличной еды. Однако затем пришлось выбирать:

— Это кажется, что на организацию фестиваля уходит пара недель, но на самом деле все очень трудоемко: нужно найти партнеров, площадку, продумать концепцию, — объясняет Егор. — По итогу у тебя либо есть заранее продуманный план, либо ты начинаешь метаться, что ни к чему хорошему не приведет. Это как межсезонье у спортсменов — держать в форме себя нужно всегда.

Жить в подобном темпе достаточно энергозатратно, и герой стал все чаще ловить себя на мысли, что отдых стал для него понятием весьма размытым. Когда привыкаешь к такому режиму, в котором мыслительный процесс постоянно запущен, пропадает острая потребность в двухнедельном отдыхе — голова загружена всегда.

— Но я осознаю, что иногда нужно как-то оставлять все дела и погружаться в «чилл». Возможно, с помощью каких-то практик — йоги, например, — говорит герой. — Сперва я отключил бы телефон хоть на пару дней. Хотел бы побыть без доступа к интернету и отдохнуть, собраться с мыслями, перезагрузиться. Чтобы никто не трогал. Побыть наедине с собой вдалеке от людей.

С каждым годом восстанавливаться после фестивалей все сложнее — «старость берет свое», как шутит Егор. У организаторов фестивалей нагрузка волнообразная: за шесть недель до мероприятия все спокойно и ровно, за неделю до начала — пиковое состояние, которое потом опять, как на американских горках, «ухает» вниз. Но такой эмоциональный режим помогает не уставать и держит в тонусе. Сейчас герой не представляет, что может пойти куда-то работать с девяти до шести пять дней в неделю — такие рамки нагоняют на него тоску.

Егор признается, что у него есть мечты об идеальном отдыхе, которые реализовать получится только по окончании фестивального сезона.

— Я бы куда-нибудь слетал. Мне нравятся путешествия, они помогают перезагрузиться. И это те самые идеальные условия, когда телефон не работает и можно что-то для себя новое узнать, — улыбается организатор Stereo Weekend. — Прилететь, выспаться, потом — поздний завтрак, во время которого можно, не напрягаясь, почитать новости и посидеть в интернете. А после — прогулка, самый отличный способ отдохнуть и прийти в себя.

В ближайших туристических планах Егора — Стамбул, в основном благодаря культуре уличной еды. Привлекает героя и Скандинавия.

— Там комфортные и климат, и люди. А еще никто не говорит на русском, — смеется он. — Вообще, определенности с отпуском пока нет. Просто хочется найти новые источники вдохновения.

Партнер проекта:
Новый Fuze Tea — это необыЧАЙно вкусный напиток, в котором фрукты или ягоды сочетаются с экстрактом чая. Не пытайтесь представить себе этот вкус — просто попробуйте!

 

0059398