Подводная фотостудия Скидка 20%


Денис Голин,

Композитор и поэт Валерий Головко представит новую авторскую программу "Победа" в Минске 27 марта.

 

Корреспондент AFISHA.TUT.BY поговорил с маэстро о работе с Владимиром Мулявиным, сотрудничестве с голливудской компанией Hill Top Records и о том, как написать песню, которая будет популярна и в США, и в СНГ.

 

На афише вашего концерта написано "свой человек в Голливуде", тяжело ли вам было им стать?

 

– Меня очень смущает этот слоган. В первоначальном варианте афиш значилось просто название голливудской компании, с которой у меня контракт. Однако те, кто занимается рекламной кампанией моего концерта, предложили такую. Я жестко придерживаюсь правила не вмешиваться в чью-либо профессиональную компетенцию, когда речь идет не о музыке. В слогане слово "свой" надо понимать в большей степени как выходец из Беларуси, работающий в Голливуде.

 

Ваша новая программа называется "Победа". А что значит это слово для вас, какой смысл вы вкладываете в название?

 

Оба моих деда погибли в 1944-м. Мама после войны осталась сиротой. От последствий войны в возрасте 37 лет ушел из жизни отец. Бабушка по линии отца и пять ее сестер к 1945 году стали вдовами, потеряв к тому же и единственного брата.

 

Слово "Победа" для меня – это боль. Последние пятнадцать лет своей жизни я посвятил сохранению памяти о погибших, величию и красоте славянской души, тому, чтобы представители моей нации увидели в себе качества, которыми наделены: отсутствие фальши, отзывчивость, способность сострадать и приходить на помощь, мужество.

 

Культивирование чувства собственного достоинства, вытравливание заниженной самооценки – цель моих программ. Уважение к памяти и пронизывающая правда о войне – суть моей программы "Победа", которую я посвящаю ее 70-летию.

 

Какие произведения будут исполняться на концерте и о чем они?

 

– Я автор слов всех своих программ. В их названиях суть: "Славянские мальчики", "Три Ивана", "Победа". А вместе – это трилогия "Русь".

 

После убийства Игоря Талькова есть только один человек в русском мире, кто пишет подобные программы. Зовут его Валерий Головко. Потому нигде и никогда вы не услышите ничего подобного о войне и славянской жизни.

 

Но предмет моего служения не славяне в географических границах, а славяне русского мира. А русский мир для меня – это три ветви одного народа: белорусы, украинцы, русские.

 

В концерте 27 марта примут участие многие звезды: Наталья Подольская, Анатолий Ярмоленко, Петр Елфимов, ТЕО, группы "Чистый голос" и Litesound, Президентский оркестр. Как вы выбираете артистов, с которыми сотрудничаете?

 

– Я приглашаю исполнителей исключительно по профессиональному признаку, хотя со всеми меня связывают дружеские отношения. С Анатолием Ярмоленко мы земляки, дружим много лет; ТЕО принимал участие еще в первом концерте трилогии "Русь"; Президентский оркестр, Петр Елфимов, Наталья Подольская, "Чистый голос" – во втором; Диме и Володе Карякиным из Litesound помогаю с 2005 года по просьбе их отца Юрия, с которым познакомился в Америке еще в 1991 году.

 

Слева направно: Наталья Подольская, Руслан Алехно, Валерий Головко, Петр Елфимов

 

– Кто и что будет исполнять?

 

 Концерт откроет музыка, написанная мной к фильму "Днепровский рубеж", и авторская программа "Победа". Народный артист Беларуси Анатолий Ярмоленко в необычных сочетаниях представит концептуальные песни программы – "Победа" и "Русь моя" – с квинтетом "Чистый голос", а "Земля моей надежды" – с Litesound.

 

Затем резкая смена декораций. Детский хор музыкальной школы имени Глебова будет петь джаз. Litesound познакомит зрителей с моей англоязычной музыкой, Пётр Елфимов – философской, ТЕО – подарит юмор, Президентский оркестр исполнит саундтреки к фильмам.

 

Во втором отделении прозвучит ставшая наиболее популярной моя инструментальная, русско- и англоязычная музыка. Публика услышит "Старый мотив", "Merry Christmas", "The Song of My Soul" и, конечно же, "Веточку осеннюю" и "Маму" в исполнении Наталии Подольской. Аккомпанировать будет Президентский оркестр, причем не исключено, что я сам буду дирижировать.

 

Какую публику вы ждете, кому обязательно стоит прийти на этот концерт?

 

– В 2001 году я был признан в США выдающимся в профессии, получив самый престижный для любого профессионала статус extraordinary abilities in arts and science (экстраординарные способности в искусстве и науке) и став девятым композитором, удостоившимся этого статуса за всю историю его присуждения. Оказалось, что в мире не так много людей, кому высшие миры ниспосылают Мелодию.

 

Но на моем концерте стоит побывать не только тем, кто любит в музыке мелодию и глубокую поэзию. Обязательно стоит прийти и тем, для кого слово славянин – не пустой звук, для кого произошедшая в прошлом году трагедия русского мира – боль.

 

Давайте перенесемся через Атлантику. С 2001 года вы сотрудничаете с голливудской компанией Hill Top Records: занимались созданием саундтреков к фильмам, музыки к спектаклям, песен. Расскажите об этой своей работе, какими были самые значительные вехи вашего американского периода?

 

– В США сорок тысяч композиторов, в мире – миллионы. И каждый мечтает о Голливуде, как о высшей точке карьеры. Это Мекка и для режиссеров, сценаристов, актеров всего земного шара. Я никогда не мечтал о Голливуде, и вот уже 14 лет работаю там. Все, что сделано за эти годы – значительные вехи. Возможно, самым престижным достижением моего американского периода можно считать ротацию на 120 радиостанциях Америки англоязычной версии песни "Мама" на протяжении 8 лет. Столь длительная ротация уникальна для любой страны, тем более страны, которая формирует все музыкальные тренды мира.

 

 

– А как вообще в США налажена работа с авторами и композиторами, что собой представляет рабочий день такого творческого человека, как вы?

 

Везде работа с композиторами налажена одинаково. Либо работодатель находит тебя, либо ты – работодателя. Правда, я знал одно исключение. В советские времена некоторые композиторы жили, как боги, и счастья своего не знали: дома творчества, квартиры, премии, награды, огромные авторские. Увы, когда я стал членом союза композиторов, всего этого уже не было.

 

Как ни парадоксально, но в классическом понимании у меня нет рабочего дня творческого человека. Дело в том, что музыку я не сочиняю, а записываю, и это требует очень мало времени.

 

Технически это происходит так: в определенный момент я понимаю, что надо мчаться к роялю. Включаю диктофон и играю от начала до конца готовое произведение. Впоследствии оно обретает ту или иную форму, но мелодия и гармония всегда остаются неизменными. Это относится и к спонтанно возникающим произведениям, и к программным, то есть тем, которые надо написать на заданную тему.

 

Я просто вживаюсь в тему, забрасываю внутрь себя, включаю виртуальный тумблер и полностью ухожу в повседневную жизнь. В нужный момент получаю сигнал "блюдо готово". Абсолютное сходство с приготовлением курицы в духовке.

 

– Песня "Мама" вашего сочинения оценена в США и на постсоветском пространстве, как вы думаете, в чем секрет ее успеха? Значит ли это, что если песня по-настоящему хороша, то она обретет и популярность, и любовь слушателей, и к тому же будет коммерчески успешной?

 

– Я знаю секрет песни "Мама", но поделиться могу только его частью. Написана "Мама" в конце 1997 года, когда я лежал в больнице, фактически недвижим после автомобильной аварии, в которой потерял жену и получил несовместимые с жизнью травмы. Однако выжил. Мама каждое утро возила мне через весь город куриный бульон и морковный сок. Все, что чувствовал при наших встречах, вылилось в звуки. Есть и вторая составляющая успеха этой песни, но она не может быть озвучена.

 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

 

 

Большая редкость, когда песня трогает абсолютно всех, независимо от возраста и рода занятий. Это признак того, что задеты струны души, которые неизменно присутствуют в каждом человеке. Во всех остальных случаях логичнее говорить об определенной аудитории. Песня, популярная в среде любителей панк-рока, к примеру, может быть весьма коммерчески успешной, но будет ли она хороша для всех остальных? Критерии понятия "хорошая песня" размыты.

 

 

 

Вы какое-то время работали в "Песнярах", а как раз недавно был день рождения Владимира Мулявина – поделитесь какими-то яркими воспоминаниями о Владимире Георигиевиче как о человеке и музыканте, в чем, по-вашему, его феномен?

 

– Самое яркое воспоминание – начало работы над программой на стихи Маяковского. Дело было в Днепропетровске. Поздно вечером Мулявин позвонил мне в номер и попросил подготовить нотную бумагу и ручку. Пришел с гитарой, напел песню. К утренней репетиции я сделал аранжировку, вечером песня была в концерте. Называлась она "Послушайте".

 

Владимир Георгиевич не был коммерсантом от музыки, он ей жил. Ему нужна была сцена. Ни деньги, ни регалии его не интересовали, а это первый признак неординарной личности.

 

У личностей подобного масштаба единый феномен: они руководимы и направляемы мирами, о которых ничего неизвестно. Вдумайтесь, во времена расцвета "Битлз" и целого сонма изумительных групп, когда все без исключения советские музыканты занимались подражательством, Владимир Мулявин поставил во главу угла белорусскую народную песню. Материалисты вряд ли смогут найти этому объяснение.

 

Кстати, в прошлом году случился скандал, связанный с тем, что молодая группа, получив отказ от композитора Олега Молчана, все же исполнила песню "Молитва", подготовленную для диска-трибьюта "Песняров". Байнет отреагировал весьма неоднозначно, кто-то даже посчитал это стремлением нажиться на славе легендарного ансамбля.

 

Как композитор и автор вы как относитесь к подобного рода нарушениям? Какие условия ставите исполнителям вашей музыки?

 

– Олег Молчан – мой бывший студент. Когда пришел ко мне в класс, ему было 20 лет, мне – 25. Я его понимаю. Мне приходилось сталкиваться с подобными вещами и даже намного хуже.

 

На конкурсе "Юрмала-1986" прозвучала моя песня "Шапокляк", а через полгода очень популярная тогда программа "Утренняя почта" продемонстрировала произведение, в котором не только музыка, но даже философия слов припева были позаимствованы у моей песни.

 

Мои произведения исполняли и исполняют, не спросив на это разрешения. Это хамство. И это нарушение авторских прав. Всем надо понять простую истину, которую я проиллюстрирую примером.

 

Вообразите: по радио звучит песня, в которой исполнитель поет мимо нот. Слушатели изумляются, смеются, возмущаются. Песня заканчивается, и ведущий программы ее исполнителем называет вас. Что бы вы почувствовали? А что чувствует композитор, когда на большую аудиторию звучит его изуродованная песня?

 

Требование одно: покажите композитору вашу версию, и если он против, – откажитесь от исполнения.

 

Есть сейчас музыканты в Беларуси, которые по таланту и масштабу личности могли бы стать вторыми "Песнярами", другим Мулявиным или хотя бы аналогичными фигурами нового времени?

 

– В Беларуси есть талантливые музыканты, но речь ведь идет о божественном предназначении. Мулявины не могут появляться часто. Весьма возможно, что моя дочь, которой 6 февраля исполнится год, или кто-то из ее соседей по палате в роддоме поднимет и понесет знамя белорусской музыки, когда подрастет. А наше поколение, которое кое-что сделало для белорусской музыки, сидя на облачке рядом с Господом, будет от всего сердца радоваться за страну.

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Vulitsa Ezha назвала хедлайнеров первого фестиваляVulitsa Ezha назвала хедлайнеров первого фестиваля
Благотворительную акцию «Пора домой» проведут «ЗООшанс» и выставка «МирЗоо»Благотворительную акцию «Пора домой» проведут «ЗООшанс» и выставка «МирЗоо»
Вот это поворот. В Голливуде переснимут один из самых популярных советских фильмовВот это поворот. В Голливуде переснимут один из самых популярных советских фильмов
СтендапТри белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
Группа «Тяни-Толкай»: «Скоро в белорусском шоу-бизнесе останутся только самые стойкие»Группа «Тяни-Толкай»: «Скоро в белорусском шоу-бизнесе останутся только самые стойкие»
«Лукашенко — хранитель баланса». Рэпер Серега — о своем отношении к протестам в Беларуси«Лукашенко — хранитель баланса». Рэпер Серега — о своем отношении к протестам в Беларуси
Вот каких «домашних помощников» предлагают интернет-магазины от 55 BYNВот каких «домашних помощников» предлагают интернет-магазины от 55 BYN
Фестиваль кельтской культуры пройдет в Ботаническом саду. Только посмотрите, какая программа!Фестиваль кельтской культуры пройдет в Ботаническом саду. Только посмотрите, какая программа!
ЕдаЗавтра в Минске стартует «Гастрофест». Взгляните, какие сеты приготовили заведения
«Забастовка — дело такое». Два бара с улицы Богдановича закрылись«Забастовка — дело такое». Два бара с улицы Богдановича закрылись
Бренд«На претензии отвечали: „Вам что, жалко?“». Как Gastrofest боролся с клонами фестиваля
Кинотрилогия «Властелин колец» снова выходит в прокат. Спустя 20 лет!Кинотрилогия «Властелин колец» снова выходит в прокат. Спустя 20 лет!
День рождения Аллы Пугачевой отметят необычным концертом в центре столицы. Что это будет?День рождения Аллы Пугачевой отметят необычным концертом в центре столицы. Что это будет?
«Откровенно паршивый монтаж». Что критики и зрители думают о новом «Мортал Комбат»?«Откровенно паршивый монтаж». Что критики и зрители думают о новом «Мортал Комбат»?
коронавирусВласти Минска ужесточили правила проведения культурных и спортивных мероприятий. Заполняемость — до 50%
Фильм по игре, известной своей жестокостью, возглавил столичный прокатФильм по игре, известной своей жестокостью, возглавил столичный прокат
0072876