Калейдоскоп


Екатерина Ажгирей Фото: Петр Щитников, Юлия Шабловская, из личных архивов,

Если вы не приходите в театр, то однажды театр приходит к вам. В прошедшие выходные центр Минска погрузился в необычную театральную атмосферу. Актеров можно было встретить прямо на улице: никаких билетов и возрастных ограничений. Городская Ратуша стала основной площадкой для 2-го минского форума уличных театров. Более 40 спектаклей за 2 дня, 20 лучших уличных театров Беларуси, России, Украины, Словении и Польши, сотни сияющих лиц – приблизительно так все и было.

В сентябре Минск уже опробовал на себе такого рода фестиваль (тогда он состоялся на ул. Карла Маркса). И теперь снова распахнул свои объятия не только для фанатов хоккея, но и любителей уличных искусств.

Что изменилось в организации за несколько месяцев? Как гости столицы приняли такого рода культурную программу, и как, в свою очередь, столица приняла иностранных гостей? "Со стороны виднее", зачастую говорят в народе. Мы решили проверить поговорку опытным путем и расспросили о впечатлениях все "стороны" фестиваля.

Организаторы:


Владимир Галак (магистр искусствоведения, сотрудник ГУК "ТМ "Центр современных искусств", координатор программы Второго Минского форума уличных театров)

В течение двух дней выступили коллективы из Могилева, Минска, Киева, Санкт-Петербурга, Тулы. Даже субботний ливень не смог помешать выступлениям уличных артистов из Польши, Словении, России, а наоборот, внес в их выступления нотки интимности.

Кроме того, в первый день зрители могли поучаствовать в работе стенда лаборатории разработчиков компьютерных игр IT – house (БГУ, Минск). Также по всей площадке работали живые статуи.

Была и шестая площадка – Центр современных искусств, где с 8 мая при поддержке Летучего Университета начала проходить образовательная программа форума: мастер-классы и лекции. Вдобавок , в 10 и 11 мая в Центре современных искусств развернулся и Первый международный larp-фестиваль (Ларпы, или ролевые игры живого действия (live-action role-playing) - это форма театральной импровизации, в которой игроки общаются между собой через своих персонажей в вымышленном мире).

Плюс ко всему, на Форум в качестве гостя при поддержке Посольства Франции в Республике Беларусь была приглашена критик уличных искусств Флориана Габер (Париж, Франция), которая провела 8 мая лекцию об уличном театре Франции и Европы, а с 10 мая начала активно посещать спектакли программы Форума.

Не обошлось, конечно, и без потерь – из-за организационных сложностей и погодных условий были отменены спектакли адекватного театра "вКубе" (г. Минск) и экспериментального театра "T(e)=Art" (г. Минск). Приносим свои извинения и надеемся увидеть ребят в следующем году.

В целом, мероприятие прошло более чем успешно. В течение двух дней Минск был пропитан духом европейского карнавала. Довольными остались все – и зрители, и артисты, и организаторы.

Вероника Молокова (журналист, координатор форума)

Слышала о нашем форуме разные отзывы: и непонимание "брождения" по городу ряженых людей, и восторг от двухдневного праздника. Но сама все же ценю его за атмосферу и открытия. Слышала, как зрители общались между собой: "Не знал, что такое бывает. Вот бы так всегда! А кто это? А это белорусские театры? А где еще можно такое увидеть?" И на самом деле, где сегодня в Минске еще можно увидеть, что даже серьезным на первый взгляд нравится, чтобы их обнимали незнакомые люди, чтобы взрослые мужчины пускали пузыри и дрались на банных вениках, чтобы люди не стеснялись ложиться на тротуар и фотографировать небо, чтобы каждый мог написать столько писем с добрыми словами, сколько он за год, может, не написал? Мне очень нравится, что сейчас это происходит в Минске, что люди, которые живут здесь много лет и те, что приехали сюда впервые, могут открыть для себя наш город именно таким - праздничным, добрым, живым, полным улыбок.

Участники


Елена Великанова (Творческое объединение "Карнавальчик", Санкт-Петербург)


Очень доброе, приятное отношение к вашему городу. Я бы сказала, домашнее. Видно, что фестиваль только-только становится на ноги. Видно, как страдает от недостатка спонсоров. Но также очевидно, что уже 2-й раз он удается.

По организации все прилично. Мы оценили, что в этот раз нас по возможности поселили в общежитие. И питание в одном месте - тоже шаг вперед. Жалко то, что только приезжие питались организованно. И в разное время. Нам не хватало общения со всеми, а оно обычно проходит за столом.

Отлично, что появились волонтеры. Это нужный ресурс.

Конечно было бы великолепно иметь актерскую "тусовку" на фестивале - что-то вроде актерского клуба на время феста. Это и общение, и связи, и вам же новые спонсоры и новые фестивали.

Отдельное слово о вашей публике: она образцова! Просто великолепный прием! Но нам сказали те же люди из публики: "Минчане на самом деле закрытые, идут по улице сами в себе. Фестиваль открывает город и людей"! Это правда, нам так сказали. И это, я думаю, очень хороший аргумент проводить фест дальше.

Что бы еще хотелось: может, расширить программу до 3-4 дней, не ставя по 3 представления в одно время.
Мы очень любим Минский фестиваль + тут личное отношение к одному из белорусских театральных коллективов (Мусташ). Поэтому и едем 2-й раз за свой счет, теряя в заработке. За впечатлениями, за позитивом. Нам у вас очень нравится.


Алена Иванюшенко (уличный театр "Мусташ", экспериментальный театра "Голова-Нога", Минск)

Фестиваль получился праздником. Я не помню, чтобы видела в Минске в одном месте столько довольных и радостных людей. И именно поэтому театрам было так здорово выступать. Второй форум показал, насколько готовы зрители к уличному театру, насколько он востребован и желанен. С первого фестиваля прошло время, выходили тексты в СМИ, проходили разговоры, дискуссии, мастер-классы. И какие-то поверхностные вопросы типа "уличный артист – это только клоун?" отпали. Ура, в Минске назревают более интересные вопросы. Будем искать на них ответы и ждать следующего фестиваля.

Виталий Гомонюк (Творческое объединение "Тормашки", "Карнавальчик", Санкт-Петербург)


Очень порадовал размах фестиваля, буйство красок, содержательный аспект (буквально на любой вкус можно было найти представление)- фестиваль явно расширился и обогатился и это здорово!

Радовала открытость и готовность зрителя вступать в диалог- это был колоссальный обмен позитивными энергиями. А когда получали обратную связь от узнавших тебя вне образа зрителей - это же просто открывается второе дыхание!

- Очень уютно и атмосферно было в Верхнем городе- по-моему это лучший вариант , чем ул. Карла Маркса.

- Не хватило, конечно, точки , увенчивающей фестиваль, но об этом все и так знают, жалеют и будут что-то придумывать.

- Как и в прошлый раз, нас переполняют самые благостные чувства и желание новой встречи, так что до скорого свидания, Минский форум!


Алексей Стрельников ("СТРИТВОКЕР: галерея ‘реди-мейд" объектов под открытым небом", проект словенского театра "KUD Ljud", при участии белорусских актеров)

Спектакль "Галерея Стритвокерс" сложный, зависит от зрителей. Поэтому были опасения в том, что он пройдет нормально. Плюс к тому, команда собралась неопытная. Тут очень важно, чтобы каждый зритель чувствовал себя участником действия, а во время экскурсии такое сильно зависит от слаженной работы каждого участника. Все получилось выше ожиданий. Зрители охотно шли на контакт, участвовали, сами много придумывали, практически сразу были на нужной волне, и нам удавалось их удивлять до самого конца. Самым удачным оказался спектакль под проливным ливнем. И мы и зрители будто разозлились на погоду, это нас объединило, придало азарта, мне как экскурсоводу вдруг удалось найти нужный тон и посыл. После этого дождевого экстремального спектакля я услышал особенно много слов. Мы все, наши словенские кураторы и белорусская команда, очень воодушевлены успехом и хотим продолжать проект "Стритвокер" в Беларуси.


Зрители:

Юлия Малашевич (студентка, Минск)

Я была на форуме уличных театров первый раз. отношение было очень скептическое, потому что театр для меня это запах зрительского зала, тусклый свет и прекрасная игра актеров. Все остальное назвать театром не могу и не хочу. Так вот в воскресенье я впервые побывала на представлении театра Мусташ, которое прошло в рамках форума уличных театров. Мне понравилось то, что это достаточно весело, искренне и по-настоящему забавит людей. Я стояла в толпе зрителей и впервые в жизни не слышала ни слова критики в адрес выступающих. Одна женщина только было принялась говорить о том, что люди, которых актеры вытягивают из толпы, подставные, как ее сразу же поставили на место молодые люди, которые, по-видимому, фанаты уличных театров. Кстати, в ту же минуту эту женщину задействовали в представлении :) Хочу подытожить. Уличные театры- это современно и модно. Это способ хорошо провести время, не напрягаясь, ведь не все хотят вникать, анализировать, понимать. Вы просто приходите и радуетесь тому, что видите и тому, что происходит вокруг. Я хочу посещать такие мероприятия снова и снова хотя бы для того, чтобы еще раз в одном месте увидеть столько радостных ярких лиц, открытых людям и миру.

Карпович Арина (учащаяся школы, Минск)

Очень хорошо, что у нас в городе, иногда происходят такие события. Место, выбранное для проведения этого фестиваля, оказалось очень удачным. Проходило всё в Верхнем городе, и старые улочки с уютными домами как будто ожили на время фестиваля. Мне удалось побывать на нескольких представлениях. Белорусско-словенский спектакль "The Streetwalker" театра "KUD Ljud". Из представления получилась настоящая театральная экскурсия. Экскурсовод показывал и рассказывал зрителям об объектах "искусства", которые находились совсем рядом с нами. "Почтовики" белорусского театра "Мусташ". Очень интересное и живое представление, где актёры взаимодействуют со зрителями, раздавая им письма и открытки. Ещё один белорусский спектакль "Воображариум" театра "Акме", детское, но тем не менее очень интересное представление. Актёры брызгались краской, дарили оригами, выдували мыльные пузыри. Спектакль оказался очень весёлым и сказочным.

Единственное, что немного подпортило впечатление, это люди, постоянно фотографировавшие всё на своём пути. Приходилось постоянно изворачиваться, чтобы не попасть в кадр и не испортить фотографию. Люди очень сильно злились, и как-то глупо получалось, спектакль они не посмотрели, да и фотографий хороших не осталось.


Флориана Габер (единственный в Европе профессиональный критик уличных искусств, Франция)

На мой взгляд, вторым названием минского уличного форума может быть"Фестиваль улыбки".

Улыбки публики, прежде всего. Улыбки, как у детей, которые обожают принимать участие в чем-то веселом и интерактивном (Moustache, Театр 42 , Творческое объединение "Карнавальчик") Зрители так восхищались красотой костюмов некоторых театральных групп. И еще, минчане - очень смелая публика, не побоялись даже проливного дождя.
Программа фестиваля была полна различных видов предложений: концептуальная (но смешная) с Kud Ljud, интерактивная (Мусташ) , визуальная (Koleco и живые статуи) . Мне понравилась работа театра глухих, которые могут быть не только смешными, но и глубоко эмоциональными.

Выбор именно этой части города для проведения фестиваля превосходен: площадь перед мэрией (1) угол (3) двор (4), отдаленный район (5). Это дает возможность представить другую форму уличного искусства. Все происходило довольно тихо, без автомобилей, и благодаря этому люди могли почувствовать сами себя, а их дети свободно смотреть выступления, оставаясь при этом всем вместе на одной площади.

Этот Форум не нужно сравнивать с европейскими. Каждый фестиваль имеет свою собственную идентичность, связанную с контекстом (будь то географический, социальный, исторический, эстетический). Для меня это было очень интересно, открывать для себя новые группы из Беларуси, России, Украины (я уже знала Куд люд и Николи) , в общем, все то, что ввиду визовых или других причин я бы никогда не имела шанса увидеть на европейских фестивалях .

Так что, только вперед! И удачи!


Таким образом, белорусскому Форуму Уличных Театров – быть, расти и развиваться. Только при совместной работе зрителя и артиста возможно настоящее уличное искусство. Это синтез совместной работы и совместных эмоций. И если уж равнять все на европейский пример, то Беларусь может превращаться в уютный и по-европейски свободный от будничных забот город, с бродячими артистами и светлыми улыбками на лицах прохожих, оставаясь при этом как никогда самобытной.







































Смотрите онлайн бесплатно
Всё видео онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
  • Скидка до 20% на квест "Во сне с Фредди Крюгером" в PodZamkom
Все заведения
20170724