banner-upd

Калейдоскоп


Виталий Королев,

В этом сезоне выступления уличных театров обещают быть более интерактивными и яркими. Причиной роста мастерства артистов стал 7-мидневный мастер-класс, который с белорусскими артистами провел актер и режиссер словенского театра Kud Ljud Яша Енуль. Итогом занятий стал совместный перформанс. Корреспонденту AFISHA.TUT.BY посчастливилось не только пообщаться Яшей и его учениками, но и стать активным участником выступления.



Чтобы посмотреть на анонсированный перформанс, люди стали собираться в назначенном месте – на площадке у Центра современных искусств (ЦСИ). Зрители еще только поглядывали на входную дверь, предвкушая появление актеров, как часть ожидающих вдруг стала вести себя не совсем обычно – угощать людей конфетами, улыбаться и смотреть прямо в глаза. В этот момент стало понятно, что актеры уже "на сцене", впрочем, как и зрители. Театральное действо началось…

После того, как артисты, которые еще минуту назад были замаскированы под случайных прохожих и ожидающую публику, начали "интерактивить", в здании ЦСИ открылось окно. В нем появился небритый мужчина, который для привлечения внимания начал пускать мыльные пузыри, а потом продекламировал белый стих на механико-электрическую тему.





По окончании своего громкого, но мало кому понятного монолога, мужчина пригласил всех внутрь. Смешанная публика, состоящая из актеров и зрителей, прошла в большое помещение, в котором их ждал гитарист, исполняющий красивую грустную мелодию.



Уделив пару минут музыке и танцам, актеры продолжили свое выступление: в дело пошли надувные шарики. Когда каждый из присутствующих был "вооружен", началось массовое и веселое "побоище".



Веселье, начавшееся неожиданно, так же неожиданно и закончилось: одна из актрис затянула грустную народную "Купалiнку" и, обняв свой шарик, отправилась вверх по ступенькам. Все остальные участники перформанса последовали за ней. В помещении на втором этаже всех пришедших уже ждал старый знакомый – небритый оратор из окна.



Во второй части выступления зрители, послушно ставшие по периметру помещения, не только подверглись воздействию суровых взглядов "оратора-диктатора", но и были принудительно повернуты лицом к стене. После этого публику и вовсе ждал легкий шок: их шарики поочередно прокололи иголкой, а затем выключили свет. В комнате стало совсем темно и тихо. Спустя несколько минут массового молчания, актеры продолжили свое взаимодействие со зрителями в кромешном мраке, воздействуя только на два из пяти чувств: слух и осязание. Когда свет снова включился, суровый бородач, объявил о том, что на зрителей поступила жалоба от администрации здания, и попросил покинуть помещение. Это и был конец перформанса.

После выступления, когда все маски были сняты, актеры и зрители продолжили общение уже в традиционной манере. В отдельной комнате их ждал сладкий стол, а если быть совсем точным, сладкая стремянка. За стаканом сока с печеньем все участники представления обсуждали случившееся, делились эмоциями, знакомились, играли, танцевали.



Яша Енуль, актер и директор словенского уличного театра Kud Ljud: "В Беларусь мы приезжаем уже три года. Во время наших выступлений я заметил, что для белорусской публики уличный театр – это что-то новое, неизвестное. Но именно этот факт и представляет для нас интерес. Выступая, например, в Германии или Франции, перед подготовленной публикой, мы примерно представляем ее реакцию: люди охотно идут на контакт, повторяют. Если попытаться сравнить белорусского зрителя и европейского, то, по моему мнению, белорусы отличаются тем, что везде ищут подтекст, пытаются найти в представлении более глубокий смысл.



Во время нынешнего мастер-класса я работал с очень молодыми актерами и это хорошо, так как у них еще мало опыта, но они открыты для всего нового и фонтанируют идеями. Они видят, что у театра есть очень много форм, они исследуют, экспериментируют. Я надеюсь, что в Беларуси уличный театр займет такое же место, как в Европе, даже несмотря на то, что в вашей стране нет государственной финансовой поддержки этого вида искусства".


Владимир Галак, координатор Минского форума уличных театров, магистр искусствоведения, организатор мастер-класса Яши Енуля:
"В Беларуси уличный театр представлен пока не в профессиональной форме, а в творчестве экспериментальных коллективов. Но он живет, труппы ездят на фестивали за рубеж, проводят мастер-классы. Конечно, их не очень много. Самый известный коллектив – это пластический театр "ИнЖест" (Минск), среди выступлений которого значительное место занимают уличные постановки. Также хорошо работают средневековый "Плутовской театр "ДиГриза" (Минск), независимый театр "Крылы халопа" (Брест), театр-студия "Шестое чувство" и Жана Мельникова (Могилев).



Инициатором проведения мастер-класса стал сам Яша. Его уроки проходили в течение недели, по 4 часа в день. За это время ребята учились упражнениям на взаимопонимание, импровизацию, концентрацию, взаимодействие с окружающей средой. Немаловажное место было отведено упражнениям на ритм. Результатом мастер-класса стал сегодняшний перформанс, на который пришли около 30-ти человек. Из запланированного получилось практически все. Как таковой сюжетной линии в показе не было, перформанс состоял из этюдов, в которых актеры технически продемонстрировали основные возможности интерактивного театра. Просто и со вкусом".


Макс Райчёнок, участник мастер-класса и перформанса: "На мастер-класс я шел, чтобы расширить свой кругозор, попробовать себя в чем-то новом и узнать, что же за актер из-за границы к нам приехал. На занятиях Яши я открыл для себя новый мир, в котором действуют свои законы. Узнал, насколько легким может быть тело (временами Яша был похож на перышко), поучаствовал в очень необычных тренингах. Это был огромный опыт для меня, но хочется еще и еще, одной недели не хватает.



Перформанс мы придумывали все вместе, приносили идеи, обсуждали их, пробовали, а в конце Яша сложил из этого наше выступление. После перформанса  я открыл для себя минского зрителя с другой стороны. Когда мы работали друг с другом на тренингах, было легко взаимодействовать, а вот когда на перформанс пришли люди, не знающие про уличный театр, стало страшно и сложно. У каждого свое настроение и многие не хотят с тобой "играть", стоят в сторонке и смотрят. И тут ты начинаешь искать новые подходы, порой неожиданные для самого себя"
.

Эрика Флаунер, участница мастер-класса и перформанса:

"Я постоянно участвую в мастер-классах, особенно в пластических, пробовала взаимодействовать с людьми на улице и раньше. Я занята во фрик-шоу "Бармаглот", где идет постоянная интерактивная работа с людьми. Поэтому представление об уличном театре у меня было. На мастер-класс Яши пришла для того, чтобы научиться чему-то новому и вспомнить старое: для актера важна постоянная работа над собой. К тому же было очень интересно посмотреть методику специалиста из Европы.



Для меня всегда сложен контакт "один на один", в сантиметре от зрителя. В классическом театре такого нет: актера там отделяет "четвертая стена" и несколько метров пространства. И во время мастер-класса я научилась находить новые способы импровизации. От мастер-класса у меня остались ощущения легкости и радости. Лично меня эта неделя вытянула из застоя, раскрепостила, вдохнула новые мысли и методы их воплощения.



После выступления я открыла, что люди очень по-разному реагируют на контакт. Например, я подошла к одному молодому человеку, улыбалась, смотрела на него, готовясь предложить жвачку, и вдруг резко и грубо была отвергнута фразой: "Может уже хватит смотреть, а". Белорусских людей пугают взаимодействия с окружающими, они постоянно ждут чего-то нехорошего, и это расстраивает. Конечно, есть и исключения. Кроме этого, после выступления я поняла, что еще многому надо учиться. Я планирую развиваться в этой сфере, поступать в театральный вуз и в итоге создать свой пластическо-интерактивный театр, с которым буду путешествовать по всему миру".


Фото: Игорь Королев и из личного архива героев статьи.

Смотрите онлайн бесплатно
Всё видео онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
  • Скидка до 20% на квест "Во сне с Фредди Крюгером" в PodZamkom
Все заведения