Калейдоскоп


На сцене Большого театра Беларуси 1 и 2 марта состоятся премьерные показы оперы Джузеппе Верди "Риголетто". Уже стал историей 2013 год, когда мир отмечал двухсотлетие со дня рождения Верди, однако театры всего мира продолжают ставить его оперы. Творческое наследие композитора по-прежнему составляет основу любого репертуарного театра.

Опера "Риголетто" занимает особое место в творчестве Джузеппе Верди. После премьеры 11 марта 1851 года в венецианском театре "Ла Фениче" Верди сказал: "Я доволен собой и думаю, что никогда не напишу лучшего".

О популярности оперы с самых первых дней премьеры свидетельствует любопытный факт: опасаясь, что песенка герцога станет известной до премьеры, композитор показал ее исполнителям лишь на последней репетиции. Но когда публика выходила из театра, все напевали и насвистывали её мотив. Сегодня практически каждый номер оперы стал хитом. А сам спектакль ставится на оперных сценах всего мира. И каждый раз режиссеры пытаются найти разгадку образа страшного и одновременно несчастного горбуна Риголетто.

Часто основным режиссерским принципом постановки становится перенос действия в новое время. Например, Джонатан Миллер, в 1982 году поставивший "Риголетто" в Английской Национальной опере, перенес действие в Нью-Йорк 1950-х, превратив герцога в босса мафии. Риголетто там был барменом, над уродством которого смеялись бандиты. Одна из недавних громких постановок (2013 год) связана с нью-йоркским театром "Метрополитен-опера", где режиссер Макл Майер перенес действие в Лас-Вегас 1960 года. В основе сюжета находятся реалии "крысиной стаи" — группы деятелей американского шоу-бизнеса. Лидеры "крысиной стаи" — Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Сэмми Дэвис — часто выступали в клубах Лас-Вегаса с импровизированными комическими и музыкальными номерами. В новой постановке Мантуанский двор превращен в богатый отель-казино, а герцог — настоящая звезда шоу-бизнеса в белом смокинге с микрофоном в руках.



На сцене Большого театра Беларуси опера "Риголетто" ставилась пять раз: в 1935-м (дирижер Илья Гитгарц, режиссер Павел Златогоров), 1948 (дирижер Анисим Брон, режиссер Борис Мордвинов), 1968 (дирижер Газиз Дугашев, режиссер Юрий Уженцев), 1981 (дирижер Александр Анисимов, режиссер Сергей Сильницкий), 1994 (дирижер Александр Анисимов, режиссер Юрий Александров). Заглавную партию в опере в разные годы исполняли Михаил Денисов, Арсен Арсенко, Николай Ворвулев, Борис Казанцев, Николай Сердобов, Анатолий Генералов, Игорь Сорокин, Юрий Бастриков, Аркадий Савченко, Николай Моисеенко.

Над новой сценической версией оперы в Большом театре Беларуси работает интернациональная команда: главный дирижер Большого театра Беларуси Виктор Плоскина, эстонский режиссер Неэме Кунингас и польский сценограф Анна Контек.

"Я много раз дирижировал "Риголетто". Когда часто обращаешься к какому-то спектаклю, начинаешь видеть в нем новые смысловые пласты. Посмотрите на героев оперы. Все они лицемерят. Риголетто — и заботливый отец, и страшный человек, Джильда — добрая дочка и маленькая обманщица, Джованна — близкий человек, друг и тоже обманщица. Как музыкальному руководителю мне важно, чтобы образы были не прямолинейные, важно вскрыть их многогранность и глубину. Первый раз я увидел этот спектакль во Львове, во время учебы в консерватории. Спектакль исполнялся на украинском языке. Партию Риголетто исполнял выдающийся украинский баритон Павел Кармалюк. Зрительный зал плакал вместе с ним, сопереживая его трагедии. Сегодня такие спектакли — редкость, ведь сейчас само отношение к жизни стало более поверхностным. Для меня в этой опере наиболее важно все, что связано с образом Риголетто. Это титульная партия. И очень интересный музыкальный материал! Это драма человека громадного характера, который идет на очень сильные поступки, который совершает ошибки и искупает их", - говорит Виктор Плоскина.

Для режиссера Неэме Кунингаса новый "Риголетто" станет третьим обращением к шедевру Верди. "Наша миссия — сделать переживания героев оперы близкими для зрителя. Сегодня часто называют "новаторскими" постановки, в которых меняется эпоха, используется лексика и семиотика кино и шоу-бизнеса, при этом забывается о том, что есть в самой партитуре и что можно и нужно раскрывать в спектакле. Такие философские понятия, как смерть, любовь, ревность — они ведь не поменялись со временем. Перед режиссером стоит проблема, как их показать, до какой степени использовать психологический реализм, реальную жизнь и театральность. Как "оживить" эти образы, но все-таки быть в эпохе, как это придумал автор. Есть импульсы в этой музыке, в этих образах, которые и в наши дни мы можем трактовать, интерпретировать интересно, может быть, даже интересней, чем в вердиевские времена. В образе Риголетто для меня важно показать, что он — не физический урод, не инвалид. Мне не хочется, чтобы публика сочувствовала ему потому, что он инвалид. Для меня это прежде всего человек с больным сознанием. Для него служба у герцога — это, в первую очередь, работа. Он надевает рабочую одежду, ходит на работу, смешит герцога, издевается над придворными. Мне кажется, что именно такую концепцию, может быть, подсознательно, задумывал сам Верди", - считает Кунингас.

Литературной основой "Риголетто" стала драма Виктора Гюго "Король забавляется", которая была запрещена как подрывающая авторитет королевской власти. Франческо Пьяве, друг и либреттист Верди, получил рукопись драмы почти через двадцать лет после ее премьеры в Париже и переработал ее в либретто. План оперы, основные драматические положения и характеры действующих лиц были продуманы самим Верди. Не обошлось без цензуры. По требованию цензоров место действия было перенесено из Франции в Италию, король Франциск I превращен в герцога Мантуанского, реальный шут Трибуле переименован в Риголетто. Уладив конфликт с цензурой, Верди уединился в своем доме в Буссето и за сорок дней закончил партитуру. Его  прежде всего очень интересовала психологическая драма. На протяжении трех действий оперы напряженно и стремительно развивается сюжетная линия, связанная с образами Риголетто, Джильды и герцога и темой проклятия. Известно, что первоначально Верди даже хотел дать опере название "Проклятие", так как именно оно приводит события оперы к трагической развязке. Риголетто — образ вне времени. Кажется, его судьба предрешена уже в самом начале. Порочен мир, в котором он живет, порочен и двуличен он сам. Низкопоклонство, льстивость и унижения превратили его в настоящего монстра, в волка, грызущего всех, кто оказывается рядом. В мастерстве растоптать ближнего ему нет равных. Ни фальшивое веселье Мантуанского двора, ни романтические мечты дочери Риголетто Джильды, ни почти маниакальное желание Риголетто спрятать от всего мира свою дочь не могут остановить запущенный маховик судьбы: проклятие единственного благородного героя спектакля Монтероне падает на Риголетто.
Смотрите онлайн бесплатно
Всё видео онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
  • Скидка до 20% на квест "Во сне с Фредди Крюгером" в PodZamkom
Все заведения
0057419