Калейдоскоп


Балет "Братья Карамазовы" - новое пластическое прочтение Борисом Эйфманом одноименного романа Ф.М. Достоевского. Кардинально переработав свой собственный спектакль 1995 года "Карамазовы", также поставленный по этому бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, хореограф создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму.

В преддверии минской премьеры Борис Яковлевич рассказал нам, чем запомнится этот спектакль зрителям.

- Вы переработали свою собственную постановку "Карамазовы". Что Вас к этому подтолкнуло? Изменились Вы сами или мир вокруг Вас?

- Есть такой тип художников, которые, вложив в свое творение немало жизненных и духовных сил, раз за разом обращаются к нему вновь в безудержном стремлении к совершенству. Именно такова моя творческая индивидуальность. Я не могу спокойно оставить истории свои работы, если со временем начинаю видеть их несовершенство.
Да, за те 18 лет, что прошли с момента выпуска первого балета по роману "Братья Карамазовы", мир изменился. Во многом – не в лучшую сторону. Но и я сам приобрел определенный профессиональный и духовный опыт. Появились новые, более широкие художественные и технические возможности для реализации наполняющих меня идей. Да и сам роман Достоевского сегодня воспринимается мною совершенно иначе, нежели в 1990-х. Поэтому новое обращение к "Карамазовым" было неизбежным.
В спектакле, который увидят минские зрители, мы полностью отошли от какой-либо повествовательности и целиком сосредоточились на психоаналитическом осмыслении личностей главных героев романа. Исследуя сложнейшие, "широкие" (по Достоевскому), разрываемые противоречиями души Карамазовых, я стремлюсь найти истоки катастрофы, настигшей их семейство.

- Что лично для Вас было самым сложным при создании балета "Братья Карамазовы"?

- Во-первых, было очень непросто в принципе приблизиться к той философской и интеллектуальной глыбе, которую представляет собой роман Достоевского. На это ушел не один год. Во-вторых, крайне непросто утвердить собственное видение проблематики классического произведения, отказаться от многих академических штампов и трактовок. Другой существенный момент – преодоление уже не авторитета гения и не сложившихся вокруг него стереотипов, но самого себя. Потому что спектакль "Братья Карамазовы" 1995 года сочинения и новый балет – две абсолютно разные работы. Это касается и хореографии, и драматургии, и философско-этического наполнения постановки.

- Вы как-то сказали в интервью, что какое-то время буквально жили романом "Братья Карамазовы". Чем для Вас лично дорого и значимо это произведение?

- Это произведение стало итогом всего творческого пути Достоевского, его своеобразным духовным завещанием. В романе "Братья Карамазовы" писателем были собраны те многие философские идеи, над которыми он мучительно размышлял всю свою жизнь. Эти же темы волнуют меня самого. К ним я шаг за шагом приближался во всех своих предыдущих спектаклях.
Здесь, во-первых, речь идет о мотиве "карамазовщины" - довлеющей над человеком порочной наследственности, духовно разрушающей его. Кроме того, для меня очень важны размышления Достоевского о путях, ведущих человечество к справедливости и всеобщему счастью, а также о возможной цене такого благоденствия.

- Роман "Братья Карамазовы" входит в школьную программу. Как Вы считаете, может ли понять глубокое произведение школьник, или все-таки лучше к нему вернуться в более сознательном возрасте?

- Непростой вопрос. С одной стороны, такой сложный роман нельзя до конца понять, будучи совсем юным человеком. С другой, здесь сразу же возникает проблема воспитания, духовной подготовки личности. Если со школьной скамьи не начать приобщать человека к Достоевскому и другой высокой классике, есть высокая степень вероятности, что во взрослом возрасте он уже никогда не возьмет в руки этих книг. Мы живем в безумном и циничном мире, и далеко не всякий 40-летний или 50-летний человек найдет время и силы, чтобы впервые прочесть "Карамазовых".

Балет Бориса Эйфмана по роману Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" на музыку Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова
(художник Вячеслав Окунев) состоится 16-17 апреля на сцене Белорусского национального академического театра оперы и балета. Начало в 19.00
.

Фото предоставлены организаторами мероприятия
 

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн