Подводная фотостудия Скидка 20%


/ Фото: Татьяна Матусевич /

В кармане Макса — корочка юридического, он живет с девушкой в Курасовщине в родительской квартире. Нет только работы, а значит, и денег на свадьбу. Лучший друг готов помочь рекомендацией и устроить Макса в Польшу каменщиком. Так начинается спектакль «Остаться нельзя уехать», премьера которого состоялась в минском пространстве «Хайд».

Сцена из спектакля «Остаться нельзя уехать». Фото: Татьяна Матусевич
Максим (Арсений Гордиенко) и его девушка Лена (Дарья Данцевич)

Два года назад из минского Молодежного театра ушел Дмитрий Богославский. В этом коллективе он более десяти лет проработал актером, как режиссер поставил спектакли Dreamworks, «Человек из Подольска» и «Саша, вынеси мусор» (к сожалению, в репертуаре осталась лишь последняя постановка). Рассказывали, что часть актеров даже предлагали назначить Дмитрия художественным руководителем Молодежного, но не встретили понимания. Как бы то ни было после ухода Богославского театр двинулся в одном направлении. Дмитрий — в совершенно другом.

Почему мы вспоминаем об этих событиях? Да потому что во время показа спектакля (Богославский — его режиссер) не покидало ощущение, что его место — именно на сцене Молодежного. Ведь постановка «Остаться нельзя уехать» как раз посвящена молодежной тематике, а проблемы, о которых говорилось со сцены, характерны именно этой возрастной группе.

Сцена из спектакля «Остаться нельзя уехать». Фото: Татьяна Матусевич
Мать (Екатерина Сиривля) и отец Максима (Сергей Толстиков), а также сам Максим (Арсений Гордиенко)

Этот спектакль — «комедия положений», написанная украинским драматургом Игорем Носовским. Богославский вполне бы мог использовать его произведение практически в чистом виде, лишь механически изменив локацию (с Харькова на Минск). Ведь это крепкая, не нуждающаяся в особых переделках пьеса с закрученным сюжетом, к тому же отмеченная премиями на нескольких конкурсах драматургии. Действительно, родители Максима становятся жителями 10-тысячного Скиделя, главный герой поселяется в Курасовщине и едет в офис к потенциальному работодателю в Ждановичи. Как отмечает критик Анастасия Панкратова, Дмитрий — сам известный на постсоветском пространстве драматург — пошел по другому пути, переработав текст и дополнив его не только белорусскими реалиями, но и колоритом. В результате в хорошем смысле дерзкая история приобрела белорусские, более «памяркоўныя» черты. Если не знать о первоначальной географии пьесы, вполне можно поверить, что она написана в Беларуси и о белорусах.

Кроме того, для спектакля в полной мере характерна «молодежная картинка». Речь об экране, установленном за спинами героев. На нем сообщают, сколько времени осталось до начала спектакля — причем в виде сообщений из соцсетей. В другом эпизоде появляется чат, в котором переписываются Максим (Арсений Гордиенко) и его девушка Лена (Дарья Данцевич). Это логично, ведь герои часто говорят по мобильному, а это каким-то образом надо обыгрывать.

Сцена из спектакля «Остаться нельзя уехать». Фото: Татьяна Матусевич

Еще один оригинальный ход — использование в спектакле мотивов игры Lego. Так, полицейский (Алексей Кузмицкий) двигается именно как игрушечный человечек, а аналогичные фигурки из набора тем временем появляются на экране. Другое дело, что таких эпизодов не так уж много. Они не проходят через всю постановку, а скорее воспринимаются как прикольные иллюстративные вставки. Чаще на экране можно увидеть знакомые силуэты многоэтажек или здания в Скиделе, в нескольких эпизодах — футбольный матч «Барселона» — «Реал» и гол Лионелля Месси.

Впрочем, использование экрана само по себе логично. Здание, в котором находится пространство «Хайд», изначально не строилось как театральное, поэтому априори не может быть идеальным вариантом для показа спектаклей. В отличие от прошлых постановок, показанных в формате проекта HomoCosmos, местонахождение сцены изменилось. Но все равно обзор неидеальный — особенно в тех редких мизансценах, которые разворачивались на полу. Поэтому художник Лидия Малашенко сделала основой сценографии помост. Значительная часть действия разворачивалось именно на нем, что обеспечило более-менее необходимый обзор.

Сцена из спектакля «Остаться нельзя уехать». Фото: Татьяна Матусевич
Максим (Арсений Гордиенко)

Жанр «комедии положений» проявляется и в актерских работах. Гламурная Лена — девушка из инстаграма, готовая даже при отсутствии денег покупать дорогих котов. Мама Макса (Екатерина Сиривля) — жительница регионов, которая шпарит на трасянке и т.д. На протяжении спектакля их образы не меняются. Актеры воплощают определенный типаж, часто встречающийся в жизни и поэтому хорошо узнаваемый зрителями.

Отдельные типажи яркие — речь о Лене, маме Макса, соседке (Люсинэ Саядян) и особенно об энергичном Алексеиче (темпераментный Андрей Бибиков, придумавший герою индивидуальный говорок). Определенный типаж воплощает и главный герой. Макс в исполнении Арсения Гордиенко плывет по течению и готов изменить свои взгляды в зависимости от обстоятельств, эмоций, настроения и поведения близких.

А вот затюканный отец Макса (Сергей Толстиков) и Женя, друг главного героя (Алексей Ерошевич), как-то уходят в тень, их индивидуальность проявляется не так ярко.

Сцена из спектакля «Остаться нельзя уехать». Фото: Татьяна Матусевич
Алексеич (Андрей Бибиков)

Чего не хватило этому спектаклю? Ответить на этот вопрос не так уж и легко. Просто потому, что в этом сезоне постановки частных театров и проектов проходят не благодаря, а вопреки. Даже перед началом спектакля «Остаться нельзя уехать» я (как, скорее всего, и организаторы) был не уверен, состоится ли показ, не отзовут ли в последний момент гастрольное удостоверение, не приедут ли пожарные или сотрудники МЧС. Поэтому любой показ вызывает радость, становится поводом вспомнить докоронавирусную и доавгустовскую жизнь, в которой, как оказывается, существовал и никому не мешал театр.

Да, временами откровенно не хватало большей выстроенности тех или иных сцен: в отдельных фрагментах царили легкая суета и мельтешение. Но не будем забывать еще одно обстоятельство. На сцену пространства «Хайд» вышли бывшие актеры Нового драматического театра, объявившие забастовку в октябре прошлого года. Когда суд признал ее незаконной, артисты написали заявления об уходе по собственному желанию. Для некоторых из них этот показ «Остаться нельзя уехать» был первым после полугодовой паузы, а, согласитесь, репетиции — не то же, что и полноценные спектакли. Возможно, во время следующих показов постановка будет более собранной.

Сцена из спектакля «Остаться нельзя уехать». Фото: Татьяна Матусевич

Важно, что новая работа Богославского задевает болевые точки современной Беларуси. По словам критика Анастасии Панкратовой, это невостребованность специальности, полученной в вузе (главный герой — очередной юрист). Невозможность найти работу в регионе. Желание некоторых молодых парней и девушек жить на родительские деньги, но обязательно в столице. Кроме того, в своем спектакле Дмитрий меняет финал пьесы, закольцовывая ее и делая более актуальной и логичной.

Именно о таких актуальных и обсуждаемых вещах стоит рассказывать на сцене государственных театров.


«Остаться нельзя уехать»

Пространство «Хайд» (Минск, Октябрьская, 19)

Автор — Игорь Носовский (Украина)

Режиссер — Дмитрий Богославский

Художник — Лидия Малашенко

Композитор — Михаил Обухов

Продюсер — Екатерина Солодуха

Подпишитесь и узнавайте первыми о старте продаж билетов в театр!
Пожалуйста, укажите правильный e-mail
Black Star вернул Левану Горозии его псевдоним и права на песниBlack Star вернул Левану Горозии его псевдоним и права на песни
Вот эти артисты пока не могут без проблем выступать в Беларуси — почти все из них критиковали режимВот эти артисты пока не могут без проблем выступать в Беларуси — почти все из них критиковали режим
Невозможно проведение такого проекта. Власти не одобрили палаточный фестиваль под ЩучиномНевозможно проведение такого проекта. Власти не одобрили палаточный фестиваль под Щучином
Маркет с экопродуктами и вечерний концерт на террасе. Экофестиваль «Пастернак» пройдет 22−23 маяМаркет с экопродуктами и вечерний концерт на террасе. Экофестиваль «Пастернак» пройдет 22−23 мая
В столице покажут спектакль со звездами российских сериалов. Обещают мужской стриптиз!В столице покажут спектакль со звездами российских сериалов. Обещают мужской стриптиз!
В субботу в «Ракете» пройдет «ночь кино». Покажут в том числе новый фильм Гая РичиВ субботу в «Ракете» пройдет «ночь кино». Покажут в том числе новый фильм Гая Ричи
Фильм, который обругали кинокритики, снова стал лидером столичного прокатаФильм, который обругали кинокритики, снова стал лидером столичного проката
Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
Один из кинотеатров Silver Screen закрываетсяОдин из кинотеатров Silver Screen закрывается
Обновлен рекорд самого кассового фильма времен пандемии. И он сейчас идет в прокатеОбновлен рекорд самого кассового фильма времен пандемии. И он сейчас идет в прокате
На выставку с питомцем? Можно! 23−25 апреля в МинскеНа выставку с питомцем? Можно! 23−25 апреля в Минске
торговляВеганские пельмени и моющие средства на разлив. Сделали подборку минских экомагазинов и заведений
Топ-10 мест где можно провести выходныеТоп-10 мест где можно провести выходные
Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
Места«Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  • Дарим подарок на день рождения: при покупке хачапури по-мегрельски - второй хачапури в подарок  Амели
  • В субботу и воскресенье при покупке хачапури по-Аджарски - хаджари с курицей в подарок! Амели
Все заведения