Подводная фотостудия Скидка 20%


/

7 октября в Минске открывается основная программа юбилейного, десятого фестиваля «ТЕАРТ». Директор форума Анжелика Крашевская рассказала TUT.BY об особенностях программы, лучших спектаклях, а также о планах на будущее.

Анжелика Крашевская. Фото: culturepartnership.eu
Анжелика Крашевская. Фото: culturepartnership.eu

— В культурной сфере активно обсуждался вопрос, пройдет ли «ТЕАРТ» в этом году? И вообще, правильно ли его проводить на фоне коронавируса и текущих политических событий.

— У меня таких сомнений не возникало. Мы уже начали работу и не имели права остановиться. Существовали определенные финансовые обязательства.

Глобально переносить «ТЕАРТ» мы тоже не могли. Впереди кинофестиваль «Лістапад», который проходит в ноябре. В декабре у людей другие планы, а проводить два фестиваля одновременно, в ноябре, нереально — не хватит человеческого ресурса (организация «АРТ Корпорейшн», которую возглавляет Крашевская, занимается организацией двух форумов. — Прим. TUT.BY).

Да, 2020-й — очень непростой год. Но нам было очень важно сохранить ТЕАРТ и ту идею фестиваля, которую мы обсуждали в первом полугодии. Тогда все еще думали, что в 2020-м будет как в 2019-м. Можно быть подготовленным с точки зрения просмотренности спектаклей, но оказаться не готовым к событиям, с которыми лично сталкиваешься (грустно улыбается). Нам хотелось, чтобы люди продолжали ходить на спектакли, чувствовали, что в этих сложных условиях театр — это рефлексия на современную жизнь. Если вспомнить события столетней давности, то даже в революцию или Гражданскую войну театры работали и, наверное, озвучивали актуальную тогда повестку.

— Тогда почему программа фестиваля появилась так поздно — 30 сентября, за неделю до старта основных показов?

— Причин несколько. Прежде всего, фестиваль должен был пройти раньше, но я приняла решение его перенести. Почему? Не было ясности с международной программой.

Кадр из спектакля "Сверлийцы. Эпизод III. Алексей Сюмак". Фото: teart.by
Кадр из спектакля «Сверлийцы. Эпизод III. Алексей Сюмак». Фото: teart.by

О показах спектаклей в записи я начала думать еще весной: прекрасно понимала, насколько все непредсказуемо в эпидемиологическом плане. Но мы очень долго надеялись, что ситуация поменяется и международная офлайн-программа состоится. Увы, нашего желания оказалось недостаточно. Коллективы не могли пересечь границу. Но даже, если бы их пустили, они были не готовы провести 14 дней на карантине.

В августе стало понятно, что мы не сможем привезти даже спектакли близких соседей. Дедлайны по ответам поджимали, а ясности не было. Поэтому мы все-таки решили отказаться от международной офлайн-программы в первоначальном формате — в принципе так поступили все крупные международные фестивали — и стали форсировать формирование международной программы в записи.

— Для театральной Беларуси это ноу-хау.

— Да, оказалось, что это небыстрый процесс. В случае, если театры соглашались на такие показы, нужно было проверить качество видео. Все-таки это не кино, поэтому многие театры не делают для себя хорошие записи. Нужно было решить вопрос субтитров. Всяких нюансов очень много. Например, по мере поступления записей пришлось заниматься регистрацией видео в госрегистре. Это заняло определенное время и стало еще одной причиной задержки.

Сцена из спектакля "Ромео и Джульетта" режиссера Оскара Коршуноваса. Фото: teart.by
Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта» режиссера Оскара Коршуноваса. Фото: teart.by

Кроме того, мы до последнего ждали решения Министерства культуры. Решался вопрос, нужно ли нам получать гастрольные удостоверения на белорусскую программу. Мы написали два письма, но, к сожалению, получили ответ только на второе. Без наличия всех разрешительных документов мы не могли публиковать афишу и продавать билеты.

— Ходят слухи, что в этом году министерство отказалось финансово поддерживать фестиваль?

— Да, к сожалению, это так. Но такая ситуация произошла впервые. Нас активно поддерживали с 2011 года, когда «ТЕАРТ» только появился. Мы надеялись, что также будет и в этом году. Но пришло письмо от министерства, что в этот раз поддержки не будет. Возможно, ситуация изменится к следующему фестивалю.

— Вы не опасаетесь, что из-за коронавируса и политической ситуации зрители не придут на спектакли?

— Как раз нет. Те люди, которые ходили к нам девять лет, ждали фестиваль. Мы только открыли продажу, еще не было релиза, а уже начались первые покупки. Кроме того, международная программа пройдет в «Ок16» (площадка по адресу улица Октябрьская, 16/27. — Прим. TUT.BY). В этом зале 120 мест, из-за необходимости дистанции будем продавать 80−100 билетов. На площадках, где будет показываться белорусская программа, также будет шахматная рассадка. Уверена, что люди, которые с нами солидарны, всегда найдут возможность прийти.

— Слышал отзывы отдельных консерваторов, что им непонятен формат показа спектаклей в записи.

— Да, я также слышала такие мнения, но совершенно с ними не согласна. Режиссеры пытаются адаптироваться к новым «ковидным» условиям и развиваться в том жанре или в том техническом направлении, о котором раньше не приходилось думать. Недаром как раз сейчас много спектаклей делается в формате онлайн в Zoom (например, такой онлайн-спектакль «Брак» Семена Александровского был показан в рамках «Школы «ТЕАРТа»). Для меня международная программа — это возможность показать спектакли тех режиссеров, которые мы вряд ли сможем привезти.

Сцена из спектакля "Пять легких пьес". Фото: teart.by
Сцена из спектакля «Пять легких пьес». Фото: teart.by

Например, «Сверлийцы» режиссера Бориса Юхананова, которая состоит из пяти частей. Это оперный сериал по одноименному роману Юхананова о фантастической Сверлии. Наверное, такой проект я никогда в жизни не смогу привезти в Минск. Да, оперная публика привыкла смотреть спектакли в более комфортных условиях. Но я очень надеюсь, что этот спектакль не останется незамеченным. А после просмотра всех пяти частей, 14 октября, зрители смогут принять участие в обсуждении постановки с участием режиссера и Дмитрием Курляндским, одним из композиторов.

Или «Сны Райниса», который Кирилл Серебренников ставил как приглашенный режиссер в Латвии. Не знаю, как экран передаст все эмоции. Но когда я смотрела этот спектакль в театре, мне казалось, что Серебренников попал в самое сердце. Режиссер смог прочувствовать латышский дух и сделать по-настоящему латышский спектакль. Эта постановка про латышей, и про всех нас.

Или «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау. Я хотела привезти этот спектакль в прошлом году. Но, к сожалению, сделать это нереально: в этой постановке играют дети, которые имеют свойство расти (смеется). Режиссеру сложно вводить в спектакль не одного героя, а практически полностью новый состав. Когда я увидела «Пять легких пьес», этот спектакль прошелся по мне как шаровая молния. Дети фактически проживают эту историю. И они не обманывают, ведь дети не научены кого-то играть и что-то изображать.

Да, в программу удалось включить не все спектакли, которые хотелось. Но я, конечно, размахнулась (смеется). Если считать каждую часть «Сверлийцев» за спектакль, то у нас 18 постановок.

— Тогда зачем показывать спектакли, которые уже шли на «ТЕАРТ»?

— Действительно, «Онегин» Тимофея Кулябина, «Лир» Константина Богомолова, «Ромео и Джульетта» Оскараса Коршуноваса, «Долгая жизнь» Алвиса Херманиса уже показывались в прошлые годы. Мне кажется, люди, которые присоединились к нам не сразу, должны получить возможность познакомиться с этими режиссерами. Тот же Кулябин на слуху: многих он заинтересовал спектаклем «Иванов». А его «Онегина» мы уже привозили в Минск и еще раз в записи. Так что для новичков это возможность наконец познакомиться с этим режиссером. А те, кто ходил на ТЕАРТ и раньше, смогут вместе с нами вспомнить те времена.

— То есть сам принцип фестиваля не нарушен?

— Да, не нарушен. В афише «ТЕАРТа» сохранена лаборатория, которая стартовала еще до коронавируса. Из пяти эскизов три будет представлены в рамках «Школы ТЕАРТа». Мы решили открыть выставку «ТЕАРТ в лицах», которая будет работать до конца фестиваля. Эти проекты важны для тех, кто живет и работает здесь, в Беларуси. В силу многих причин заниматься театром становится все сложнее. Не хочется, чтобы профессия исчезла из белорусского культурного ландшафта.

Также пройдет и белорусская программа — показ лучших отечественных спектаклей. Когда мы пытались найти финансовый баланс, то исходили из того, что Belarus Open нужно обязательно сохранить. Эта программа показывает, что интерес к белорусскому театру все-таки есть. Зарубежные гости, которые в прошлые годы приезжали в Минск, даже сейчас пишут письма: мол, мы бы приехали, если бы не коронавирус и необходимость провести 14 дней на карантине. Поэтому для нас было важно сохранить каждую программу фестиваля.

— Зарубежные эксперты помогли вывезти белорусские спектакли за рубеж?

— Мы изначально не ставили перед собой такую цель. Да и театры нам специально не сообщают о таких поездках. Но знаю, что такие выступления были. В Польше показывалась большая программа — фактически срез белорусских спектаклей. Со спектаклем «Опиум» мы ездили в Германию. В Берлине показывали «Человек из Подольска» Молодежного театра. Кроме того, представители знаменитого Чеховского фестиваля, который организовывает молодежный форум, отсматривают белорусские спектакли именно на «ТЕАРТе».

Сцена из спектакля "Сны Райниса". Фото: teart.by
Сцена из спектакля «Сны Райниса». Фото: teart.by

— В 2019-м международная программа форума была достаточно скромной по количеству спектаклей. Если вынести за скобки этот год, она будет такой и в дальнейшем?

— Все зависит от того, будут ли у нас партнеры и деньги. К сожалению, мы негосударственная организация, а сфера театральной культуры никогда не была бизнесом. Должны быть условия для появления доноров, которые будут ее финансировать. Поэтому пока ТЕАРТ складывается из партнерских, спонсорских денег. Есть деньги — есть возможности. Нет денег — нет возможностей.

— При всех этих обстоятельствах вы планируете программу-2021?

— Да, планирую. Во всяком случае думаю о том, что хотела бы показать в Минске, и как мы сможем это реализовать. Для нас было очень важно, чтобы десятый ТЕАРТ состоялся. Чтобы белорусский театр не умер в этих непростых условиях. Хочется верить, что одиннадцатый фестиваль состоится.


Чтобы зрителям было немного проще ориентироваться в афише «ТЕАРТА», AFISHA.TUT.BY спросила рекомендации театральных критиков. Куда стоит срочно брать билеты, они рассказали здесь. Один из таких спектаклей — «Сверлийцы». Их также упоминала Анжелика Крашевская в интервью.

«Сверлийцы» (в пяти эпизодах)

Спектакль "Сверлийцы". Фото: teart.by
Спектакль «Сверлийцы». Фото: teart.by

Вот что о нем говорит театральный критик Анастасия Василевич:

— «Сверлийцы» — оперный сериал Бориса Юхананова, поставленный в Электротеатре Станиславский. И сам театр, и режиссер активно ищут новый сценический язык, предлагая зрителю актуальные истории и формы. Страна Сверлия существует одновременно в настоящем, прошлом и будущем. Именно в эту страну собирается вернуться со своей московской кухни истинный сверлиец. Все невероятно красиво — за костюмы к «Сверлийцам» главный художник Электротеатра получила «Золотую маску».

Когда: первый эпизод — 8 октября, 20.30; третий эпизод — 10 октября, 19.00; четвертый эпизод — 10 октября, 20.30; пятый эпизод — 11 октября, 20.00
Где: Ok16
Сколько: 15 рублей

Купить билет

Подпишитесь и узнавайте первыми о старте продаж билетов в театр!
Пожалуйста, укажите правильный e-mail
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
В Минске пройдут «Уикенды» с одним из самых известных польских режиссеровВ Минске пройдут «Уикенды» с одним из самых известных польских режиссеров
«Вжимаешься в кресло с первых минут». Пять фильмов и сериалов, которые рекомендует Александр Петров«Вжимаешься в кресло с первых минут». Пять фильмов и сериалов, которые рекомендует Александр Петров
Группе «Дай Дарогу!» не дали разрешение на концерт в МинскеГруппе «Дай Дарогу!» не дали разрешение на концерт в Минске
Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
«Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала«Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
Готовим бранч на 8 Марта. Четыре рецепта от шеф-поваровГотовим бранч на 8 Марта. Четыре рецепта от шеф-поваров
Спортивное оборудование и абонементы в спортзал. Топ-10 предложенийСпортивное оборудование и абонементы в спортзал. Топ-10 предложений
Трек популярного белорусского артиста заблокировали в РоссииТрек популярного белорусского артиста заблокировали в России
Автор хитов «Холодок» и «Патамушка» снова выступит в МинскеАвтор хитов «Холодок» и «Патамушка» снова выступит в Минске
Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
«Неудачный секс, или Сумасшедшее порно» завоевал главную награду «Берлинале»«Неудачный секс, или Сумасшедшее порно» завоевал главную награду «Берлинале»
Готовьте свои инстаграмы. В ботаническом саду пройдет Фестиваль гигантских фонарейГотовьте свои инстаграмы. В ботаническом саду пройдет Фестиваль гигантских фонарей
Loboda выпустила клип. В нем снялся популярный российский актер, которому завидует даже ПетровLoboda выпустила клип. В нем снялся популярный российский актер, которому завидует даже Петров
Netflix запустил аналог TikTokNetflix запустил аналог TikTok
Последние предложения от ресторанов Минска с хорошей скидкой!Последние предложения от ресторанов Минска с хорошей скидкой!
ВыходныеКак провести большие выходные? Лучшие идеи — в нашем обзоре (он получился очень весенним)
  • Дарим подарок на день рождения: при покупке хачапури по-мегрельски - второй хачапури в подарок  Амели
Все заведения
0072650