Бункер Смотри сейчас


/

1 февраля в Национальном театре оперы и балета состоится сольный концерт Марии Гулегиной — одной из лучших оперных певиц мира. Перед выступлением TUT.BY побеседовал с Гулегиной о минских страницах в ее биографии, оперных предпочтениях и работе в качестве педагога.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

В биографии Гулегиной когда-то были и минские страницы. В 1983—1989 годах она являлась солисткой Белорусской оперы, но выглядела слишком ярко на общем фоне.

— Я даже благодарна тому негативу, когда ведущие солисты оперы написали письмо в ЦК, в котором высказывались о том, что не желают выходить со мной на одну сцену. А я ведь просто говорила о том, что оперные партии нужно исполнять на языке оригинала. Тогда ведь все было переведено и пели на русском или белорусском. Я же считала, что когда композитор думал над произведением, то он создавал ноту под каждое слово, — рассказывала Гулегина TUT.BY в 2010-м.

К тому времени она уже три года пела в миланском Ла-Скала.

— Годы прошли и расставили все по своим местам, — говорит Гулегина TUT.BY уже в 2020-м. — Я не злопамятна. И кроме всего я им благодарна, что выпихнули меня в свободное плавание!

С того времени Гулегина была в Минске лишь дважды.

— Я уже возвращалась на благотворительный концерт в 1992 году. Потом прилетала с визитом как Посол доброй воли UNICEF в 2010-м.

 В одном из интервью вы сказали, что поете, когда у вас «совпадают артистический и финансовый интересы». Какой из этих интересов преобладал, когда вы решили приехать в Минск? Я думаю, за 27 лет это было далеко не первое предложение со стороны белорусского Оперного?

— Если честно, то я не всегда знаю о предложениях. Я совсем не умею вести бизнес и не занимаюсь этим. Мне говорят, когда осталось решить только творческие вопросы. Было предложение, выгодное финансово, но, как говорила Раневская, «деньги я проем, а совесть?» Я отказалась.

На рубеже 1980−1990-х Гулегина с семьей переехала в Западную Европу на постоянное место жительства и продолжила покорять лучшие театры мира. Она 160 раз выходила на сцену нью-йоркского театра «Метрополитен опера», исполнила главные партии в пятнадцати постановках Ла Скала. Одним из ее партнеров был великий Пласидо Доминго, который осенью 2019 года ушел из Метрополитен-оперы. Причина — обвинение девяти женщин в сексуальных домогательствах.

 Каково ваше отношение к сексуальным скандалам вокруг Пласидо Доминго? Тем более, вы выступали с ним.

— Это беспредел! Пласидо самый галантный и самый милый в общении коллега, дирижер и директор театра. Эти бездари, кто не сделал карьеру, хотят винить других в этом, не признавая свою лень или бездарность. Пласидо два раза меня возвращал на сцену! Я его очень люблю и уважаю. Они с Мартой (супругой Доминго. — Прим. TUT.BY) были у меня гостями на венчании. Обожаю его внучат, росли на моих глазах.

Фото из архива Национального театра оперы и балета
Мария Гулегина на сцене в Минске. Фото из архива Национального театра оперы и балета

 В книге балерины Екатерины Максимовой есть целый раздел, который она советует читать тем, кто хочет стать балериной. А там разные травмы, с которыми она сталкивалась во время карьеры. Вы могли бы на нескольких примерах рассказать об опасностях, с которыми во время оперной карьеры сталкивались вы?

— Всяко бывало! И декорации падали на меня, и швыряли меня на пол так, что летела в другую кулису… Одного я избежала: никогда не пела ничего из того, что более драматично для моего голоса. Старалась петь то, где трудно и нужно работать над техникой, но никогда не пела то, что низко по тесситуре.

Но эти эпизоды чаще всего оставались неизвестными большинству слушателей. Публика восторгалась безупречным вокалом Гулегиной и ее уникальным методом «погружения». «Когда я готовила партию Леди Макбет, моя дочь Наташа застала меня однажды ночью сидевшей на полу в номере отеля, репетировавшей сцену сомнамбулизма. Так я входила в состояние, искала его», — рассказывала Гулегина в одном из интервью.

 А вот что касается концерта — уместен ли там метод погружения при многообразии образов? Или вы делаете акцент скорее на техническом исполнении (при минимальном погружении)?

— Наоборот, еще большее погружение, потому что надо каждую арию прожить.

 Певец всегда может контролировать себя на сцене и видеть себя со стороны? Если да, получается ли это у вас?

— На сцене — нет. На сцене я летаю! В классе на репетициях — да.

Возможно, именно из-за стремления прожить каждую арию певица достаточно критично относится к радикальным режиссерским экспериментам.

 Где граница, до которой вы готовы пойти за режиссером?

— Граница — то, ради чего мы исполняем то или иное произведение. Если это все, чтоб был хайп и скандал, — без меня, пожалуйста.

— Сейчас везде один и тот же маркетинг, — продолжает Гулегина. — Никого не интересует само пение, главное — чтоб продавались билеты. Ну а для этого — реклама, фото в глянце и прочее. Никто сегодня не работает так, как это было принято, как работал Ярослав Вощак (дирижер белорусского Оперного. — Прим. TUT.BY), как Рикардо Мути (итальянский оперный дирижер. — Прим. TUT.BY), сегодня все быстро.

 Были ли случаи, когда вы отказывались от участия в спектакле крупного театра, если вас не устраивала интерпретация режиссером сюжета и героев?

— Было, и не раз. Было, что полностью меняла пошлость и дурь на то, что написано в клавире. Конечно, сценографию менять нельзя, но не она главное. Главное — донести смысл.

 В одном из интервью вы рассказывали о спектакле «Манон Леско», где должен был происходить групповой секс. Дальше цитата: «Я развернула все в другую сторону, перестроила мизансцены. (…). Критики написали: «Слава Богу! Пришла Гулегина, и все стало на свои места». Лично я вижу тут поведение скорее не певицы, а режиссера. Пример с «Манон Леско» был исключением или нет? Есть ли хотя бы минимальный шанс, что мы когда-нибудь увидим спектакль, поставленный Гулегиной?

— Вот спасибо, что вспомнили. Не знаю. Режиссер — это тоже профессия, конечно, с моим опытом можно попробовать. Это как и с дизайном одежды. Все свои платья последние 15−20 лет придумываю я сама, но одно дело придумать пару платьев для концерта и совсем другое — подготовить коллекцию, и не одну, а минимум две в сезон.

Видео: ALEXANDRZ1961

Разговор заходит об оперных предпочтениях Гулегиной. Всем ее фанатам известно, что она — «человек Джузеппе Верди». Неудивительно, что первое отделение в минском концерте — полностью его, — говорит певица.

— Недавно в Минске в формате TheatreHD показывали оперу «Воццек» Берга из Метрополитен-опера. Лично я был впечатлен, но в целом белорусской публике сложно воспринимать атональную музыку. Сложнее ли исполнять такие партии в сравнении с классикой?

— С одной стороны — да, строить интервалы. А с другой стороны, не слышны никакие дефекты в звуковедении, — смеется Гулегина.

 В будущем вы готовы попробовать себя в качестве оперного педагога?

— Все меня к этому шагу уговаривают. Уже давала мастер-классы в Большом театре России, в Италии в Оперной академии Мотекатини, вот скоро в Бухаресте, в Японии. Пока я еще пою, это трудно совмещать. Я же ничего не делаю наполовину. Я голосом все показываю.

Мария Гулегина

 Вы можете пойти как рядовая зрительница на оперный спектакль и получить удовольствие (а не анализировать коллег, конкурентов и т. д.)?

— Трудный вопрос. Мало хожу, потому что не рискую между спектаклями: всегда найдется кто-то кашляющий. А спектакли сегодня очень неровные по составам. Если поет кто-то потрясающий, то вокруг могут быть не все на его уровне, а это раздражает. И страшно, когда публика принимает все за чистую монету.

 Представьте, что вам напишет фанатка оперы, которая спросит: что мне послушать из выступлений Гулегиной, чтобы составить максимально полное представление о вас и о вашем творчестве. Что вы ей посоветуете?

— Идти в театр и слушать только там, — завершает диалог Мария.


Cольный концерт Марии Гулегиной пройдет в Минске 1 февраля.

Купить билет

Читайте также

Фото: instagram.com/anna_netrebko_yusi_tiago
«Самая высокооплачиваемая певица России» — об H&M и Gucci, Минске и драниках
Фото: Reuters
Все концерты классической музыки в Минске: Белгосфилармония, Верхний город, Большой театр
Популярный белорусский видеоблогер отпразднует день рождения в столичном клубе. Вход — 15 рублейПопулярный белорусский видеоблогер отпразднует день рождения в столичном клубе. Вход — 15 рублей
Концерт группы «Кино» в «Минск-Арене» 7 ноября перенеслиКонцерт группы «Кино» в «Минск-Арене» 7 ноября перенесли
Вы мистер Кутеж или старый дед? Пройдите тест на тусовщикаВы мистер Кутеж или старый дед? Пройдите тест на тусовщика
Вышел трейлер российской комедии «Глубже!». Александр Паль в роли порнорежиссераВышел трейлер российской комедии «Глубже!». Александр Паль в роли порнорежиссера
Режиссер фильма «Хрусталь» сняла клип известной белорусской группе. Догадываетесь какой?Режиссер фильма «Хрусталь» сняла клип известной белорусской группе. Догадываетесь какой?
Кинотеатры рассказали, на какие фильмы к ним сейчас приходят минчанеКинотеатры рассказали, на какие фильмы к ним сейчас приходят минчане
Популярная у молодежи певица перепела хит группы «Тату»Популярная у молодежи певица перепела хит группы «Тату»
акции протестаОчевидцы рассказали, как в воскресенье происходили жесткие задержания в пиццерии в Уручье
«Цены — моя боль». В Минске запускают кофейни брестской сети Paragraph«Цены — моя боль». В Минске запускают кофейни брестской сети Paragraph
Рэпер Seryoga высказался о происходящем в БеларусиРэпер Seryoga высказался о происходящем в Беларуси
Традиционная грузинская кухня, цыганский табор: что еще мы знаем о ресторане «Сочи»?Традиционная грузинская кухня, цыганский табор: что еще мы знаем о ресторане «Сочи»?
Как активно и не очень отдохнуть в Минске?Как активно и не очень отдохнуть в Минске?
самоорганизация«Жыве Беларусь!» Популярная российская группа по видеосвязи пообщалась с минским двором
Показываем смарт-телевизоры, которые можно купить в интернет-магазинах от 274 р.Показываем смарт-телевизоры, которые можно купить в интернет-магазинах от 274 р.
На минское шоу проекта «Танцы на ТНТ» можно попасть за полцены. Рассказываем какНа минское шоу проекта «Танцы на ТНТ» можно попасть за полцены. Рассказываем как
«Вдохновили выйти из зоны комфорта». Вин Дизель выпустил первую песню«Вдохновили выйти из зоны комфорта». Вин Дизель выпустил первую песню