Чемпионы Смотри сейчас


/

1 февраля в Национальном театре оперы и балета состоится сольный концерт Марии Гулегиной — одной из лучших оперных певиц мира. Перед выступлением TUT.BY побеседовал с Гулегиной о минских страницах в ее биографии, оперных предпочтениях и работе в качестве педагога.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

В биографии Гулегиной когда-то были и минские страницы. В 1983—1989 годах она являлась солисткой Белорусской оперы, но выглядела слишком ярко на общем фоне.

— Я даже благодарна тому негативу, когда ведущие солисты оперы написали письмо в ЦК, в котором высказывались о том, что не желают выходить со мной на одну сцену. А я ведь просто говорила о том, что оперные партии нужно исполнять на языке оригинала. Тогда ведь все было переведено и пели на русском или белорусском. Я же считала, что когда композитор думал над произведением, то он создавал ноту под каждое слово, — рассказывала Гулегина TUT.BY в 2010-м.

К тому времени она уже три года пела в миланском Ла-Скала.

— Годы прошли и расставили все по своим местам, — говорит Гулегина TUT.BY уже в 2020-м. — Я не злопамятна. И кроме всего я им благодарна, что выпихнули меня в свободное плавание!

С того времени Гулегина была в Минске лишь дважды.

— Я уже возвращалась на благотворительный концерт в 1992 году. Потом прилетала с визитом как Посол доброй воли UNICEF в 2010-м.

 В одном из интервью вы сказали, что поете, когда у вас «совпадают артистический и финансовый интересы». Какой из этих интересов преобладал, когда вы решили приехать в Минск? Я думаю, за 27 лет это было далеко не первое предложение со стороны белорусского Оперного?

— Если честно, то я не всегда знаю о предложениях. Я совсем не умею вести бизнес и не занимаюсь этим. Мне говорят, когда осталось решить только творческие вопросы. Было предложение, выгодное финансово, но, как говорила Раневская, «деньги я проем, а совесть?» Я отказалась.

На рубеже 1980−1990-х Гулегина с семьей переехала в Западную Европу на постоянное место жительства и продолжила покорять лучшие театры мира. Она 160 раз выходила на сцену нью-йоркского театра «Метрополитен опера», исполнила главные партии в пятнадцати постановках Ла Скала. Одним из ее партнеров был великий Пласидо Доминго, который осенью 2019 года ушел из Метрополитен-оперы. Причина — обвинение девяти женщин в сексуальных домогательствах.

 Каково ваше отношение к сексуальным скандалам вокруг Пласидо Доминго? Тем более, вы выступали с ним.

— Это беспредел! Пласидо самый галантный и самый милый в общении коллега, дирижер и директор театра. Эти бездари, кто не сделал карьеру, хотят винить других в этом, не признавая свою лень или бездарность. Пласидо два раза меня возвращал на сцену! Я его очень люблю и уважаю. Они с Мартой (супругой Доминго. — Прим. TUT.BY) были у меня гостями на венчании. Обожаю его внучат, росли на моих глазах.

Фото из архива Национального театра оперы и балета
Мария Гулегина на сцене в Минске. Фото из архива Национального театра оперы и балета

 В книге балерины Екатерины Максимовой есть целый раздел, который она советует читать тем, кто хочет стать балериной. А там разные травмы, с которыми она сталкивалась во время карьеры. Вы могли бы на нескольких примерах рассказать об опасностях, с которыми во время оперной карьеры сталкивались вы?

— Всяко бывало! И декорации падали на меня, и швыряли меня на пол так, что летела в другую кулису… Одного я избежала: никогда не пела ничего из того, что более драматично для моего голоса. Старалась петь то, где трудно и нужно работать над техникой, но никогда не пела то, что низко по тесситуре.

Но эти эпизоды чаще всего оставались неизвестными большинству слушателей. Публика восторгалась безупречным вокалом Гулегиной и ее уникальным методом «погружения». «Когда я готовила партию Леди Макбет, моя дочь Наташа застала меня однажды ночью сидевшей на полу в номере отеля, репетировавшей сцену сомнамбулизма. Так я входила в состояние, искала его», — рассказывала Гулегина в одном из интервью.

 А вот что касается концерта — уместен ли там метод погружения при многообразии образов? Или вы делаете акцент скорее на техническом исполнении (при минимальном погружении)?

— Наоборот, еще большее погружение, потому что надо каждую арию прожить.

 Певец всегда может контролировать себя на сцене и видеть себя со стороны? Если да, получается ли это у вас?

— На сцене — нет. На сцене я летаю! В классе на репетициях — да.

Возможно, именно из-за стремления прожить каждую арию певица достаточно критично относится к радикальным режиссерским экспериментам.

 Где граница, до которой вы готовы пойти за режиссером?

— Граница — то, ради чего мы исполняем то или иное произведение. Если это все, чтоб был хайп и скандал, — без меня, пожалуйста.

— Сейчас везде один и тот же маркетинг, — продолжает Гулегина. — Никого не интересует само пение, главное — чтоб продавались билеты. Ну а для этого — реклама, фото в глянце и прочее. Никто сегодня не работает так, как это было принято, как работал Ярослав Вощак (дирижер белорусского Оперного. — Прим. TUT.BY), как Рикардо Мути (итальянский оперный дирижер. — Прим. TUT.BY), сегодня все быстро.

 Были ли случаи, когда вы отказывались от участия в спектакле крупного театра, если вас не устраивала интерпретация режиссером сюжета и героев?

— Было, и не раз. Было, что полностью меняла пошлость и дурь на то, что написано в клавире. Конечно, сценографию менять нельзя, но не она главное. Главное — донести смысл.

 В одном из интервью вы рассказывали о спектакле «Манон Леско», где должен был происходить групповой секс. Дальше цитата: «Я развернула все в другую сторону, перестроила мизансцены. (…). Критики написали: «Слава Богу! Пришла Гулегина, и все стало на свои места». Лично я вижу тут поведение скорее не певицы, а режиссера. Пример с «Манон Леско» был исключением или нет? Есть ли хотя бы минимальный шанс, что мы когда-нибудь увидим спектакль, поставленный Гулегиной?

— Вот спасибо, что вспомнили. Не знаю. Режиссер — это тоже профессия, конечно, с моим опытом можно попробовать. Это как и с дизайном одежды. Все свои платья последние 15−20 лет придумываю я сама, но одно дело придумать пару платьев для концерта и совсем другое — подготовить коллекцию, и не одну, а минимум две в сезон.

Видео: ALEXANDRZ1961

Разговор заходит об оперных предпочтениях Гулегиной. Всем ее фанатам известно, что она — «человек Джузеппе Верди». Неудивительно, что первое отделение в минском концерте — полностью его, — говорит певица.

— Недавно в Минске в формате TheatreHD показывали оперу «Воццек» Берга из Метрополитен-опера. Лично я был впечатлен, но в целом белорусской публике сложно воспринимать атональную музыку. Сложнее ли исполнять такие партии в сравнении с классикой?

— С одной стороны — да, строить интервалы. А с другой стороны, не слышны никакие дефекты в звуковедении, — смеется Гулегина.

 В будущем вы готовы попробовать себя в качестве оперного педагога?

— Все меня к этому шагу уговаривают. Уже давала мастер-классы в Большом театре России, в Италии в Оперной академии Мотекатини, вот скоро в Бухаресте, в Японии. Пока я еще пою, это трудно совмещать. Я же ничего не делаю наполовину. Я голосом все показываю.

Мария Гулегина

 Вы можете пойти как рядовая зрительница на оперный спектакль и получить удовольствие (а не анализировать коллег, конкурентов и т. д.)?

— Трудный вопрос. Мало хожу, потому что не рискую между спектаклями: всегда найдется кто-то кашляющий. А спектакли сегодня очень неровные по составам. Если поет кто-то потрясающий, то вокруг могут быть не все на его уровне, а это раздражает. И страшно, когда публика принимает все за чистую монету.

 Представьте, что вам напишет фанатка оперы, которая спросит: что мне послушать из выступлений Гулегиной, чтобы составить максимально полное представление о вас и о вашем творчестве. Что вы ей посоветуете?

— Идти в театр и слушать только там, — завершает диалог Мария.


Cольный концерт Марии Гулегиной пройдет в Минске 1 февраля.

Купить билет

Читайте также

Фото: instagram.com/anna_netrebko_yusi_tiago
«Самая высокооплачиваемая певица России» — об H&M и Gucci, Минске и драниках
Фото: Reuters
Все концерты классической музыки в Минске: Белгосфилармония, Верхний город, Большой театр
Подпишитесь и узнавайте первыми о старте продаж билетов в театр!
Пожалуйста, укажите правильный e-mail
  • При заказе десерта "Медовик" или "Фисташковый бисквит" с 12.00 до 13.00 - капучино в подарок Хинкальня
Все заведения