Сериал "Мажор" Смотри сейчас


/ Фото предоставлено Национальным академическим театром имени Янки Купалы /

В начале октября 2019 года Купаловский обратился к своим зрителям с просьбой поделиться своими воспоминаниями о первых событиях, которые случились в их жизни (первом празднике, поцелуе, предательстве). За три с половиной месяца из этого родилась пьеса, а затем и спектакль «Першы», на предпремьерный показ которого сходил театральный обозреватель TUT.BY Денис Мартинович.

Сцена из спектакля "Першы". Фото предоставлено Национальным академическим театром имени Янки Купалы

Заголовок этого текста не врет: в спектакле вам расскажут и о первом поцелуе, и даже о первом «сексе». Но все в рамках приличий и Уголовного кодекса.

Вообще театр первоначально интересовали события, случившиеся в жизни их «корреспондентов» до 15 лет. Но в процессе работы было решено ограничиться историями, произошедшими в годы детского сада (включая такой интимный момент, как поход на горшок) и начальной школы. На их основе, а также используя воспоминания исполнителей и истории из интернета, актеры Роман Подоляко и Михаил Зуй создали пьесу «Першы».

Сцена из спектакля "Першы". Фото предоставлено Национальным академическим театром имени Янки Купалы

Одноименный спектакль, поставленный Подоляко на малой сцене Купаловского, стал примером техники «вербатим», которая постепенно пускает корни в белорусском театре. Стоит сказать, что слово «вербатим» часто используют как синоним слова «документальный театр». Впрочем, таких постановок в Беларуси по-прежнему немного. Самая известная из них — «Мабыць?», которую в 2014-м воплотили в Республиканском театре белорусской драматургии. Для Купаловского это первый спектакль в таком жанре, поэтому для коллектива это своеобразный эксперимент.

Заявленная в постановке тема обыграна художницей Татьяной Диваковой в одежде четырех героев, стилизованной под детскую. Так, у актера Ивана Кушнерука (для меня его работа показалась самой интересной в спектакле) шорты и гетры — а еще и пластырь на колене, у Павла Остроуха — башмаки, похожие на детские. А платья Валентины Гарцуевой и Кристины Дробыш при желании могут сойти и за школьные. Что касается сценографии, то она минималистична. Буква «Я» остроумно напоминает, что зрители столкнутся с документальным театром, где будет много монологов. Есть микрофон для этих самых монологов; ящик, где, словно в волшебном сундуке, прячутся игрушки, а иногда и сами герои; а также экран, на котором, словно диафильмы из детства, показываются фотографии.

Сцена из спектакля "Першы". Фото предоставлено Национальным академическим театром имени Янки Купалы

Судя по всему, пьеса Романа Подоляко и Михаила Зуя изначально создавалась без сквозного сюжета. В результате «Першы» не имеет четких границ. Можно вырезать тот или иной фрагмент, можно добавить еще один, можно менять некоторые из них местами — на общий результат это кардинально не повлияет.

И в этом сила спектакля. Ведь такая калейдоскопичность с обрывками сюжета и незаконченными линиями довольно точно передает детское восприятие мира. Даже несколько эпизодов, в которых идет речь о насилии, практически не успевают вызвать сострадания (возможно, этого и не требуется), поскольку тонут в миксе общих историй. И в этом есть своя логика и своя правда, поскольку перед нами — истории о детстве в целом.

Сцена из спектакля "Першы". Фото предоставлено Национальным академическим театром имени Янки Купалы

Одновременно с этим в чрезмерной пестроте заключается и слабость постановки. Сначала скажу сугубо о своем, частном впечатлении. Обсуждая спектакль сразу после показа, я понял, что часть историй, рассказанных со сцены, просто выветрилась из головы (для рецензии их пришлось уточнять по записям, которые делались во время спектакля). Вопрос, хорошо ли это, риторический.

А теперь о более глобальном. При отсутствии четкого сквозного сюжета режиссеры часто делают ставку на этюды. Роман Подоляко не стал исключением. Речь о первом поцелуе, катании на коньках, купание в море. Лучшие из этих этюдов решены остроумно и даже смешно. Но в отдельных случаях, к примеру, когда герои пытаются убежать из детского сада, на зрителя обрушивается просто океан эмоций. Кажется, что в тот момент Подоляко дал актерам полную, даже чрезмерную свободу. Актеры пытаются играть в психологический театр, хотя жанр вербатим предполагает воспроизведение документального текста, а не глубокой разработки характеров героев, психологического объяснения их поведения и решения иных «сверхзадач».

Сцена из спектакля "Першы". Фото предоставлено Национальным академическим театром имени Янки Купалы

Возможно, из-за этого не все истории «Першага» цепляют с одинаковой силой. А в некоторых сценах спектакль откровенно провисает. Тогда его интереснее не смотреть, а слушать, а собранные истории так и просятся в качестве материала для своеобразного подкаста.

Но по сравнению с другими конкурентами у «Першага» есть одно большое преимущество — его теплота. Она была характерна и для дебютного спектакля Подоляко — «Радзіва Прудок», поставленного на той же малой сцене Купаловского в мае 2018 года. Тот спектакль, пусть неровный и неидеальный, пытался создать что-то простое, теплое и настоящее. Эти черты характерны и для «Першага». Он трогателен, мил, позволяет вспомнить о детстве и найти в героях частичку себя.

Сцена из спектакля "Першы". Фото предоставлено Национальным академическим театром имени Янки Купалы

А в целом пьеса Подоляко и Зуя довольно точно передает советское и постсоветское детство. С неизбежными обидами, с давлением педагогов, а иногда и родителей, но в целом с ощущением чуда, бесконечности и счастья каждого прожитого дня.

«Першы» 16+

Нацыянальны акадэмічны тэатр Янкі Купалы (вуліца Энгельса, 7)

Рэжысёр-пастаноўшчык — Раман Падаляка

Аўтары дакументальнай п’есы — Раман Падаляка, Міхась Зуй

Мастак-пастаноўшчык — Таццяна Дзівакова

Кампазітар — Андрэй Папкоў

Наступныя паказы: 23 студзеня, 2 і 11 лютага (19.00)

Читайте также

Сцена из спектакля "Кароль Лір". Фото: t.me/kupalauski
Монарх уходит — но операция «Преемник» идет не по плану. «Кароль Лір» в Купаловском
Кадр из сериала "Эйфория"
34 сериала, которые TUT.BY запоем смотрел весь год. Знаете что-нибудь отсюда?
Подпишитесь и узнавайте первыми о старте продаж билетов в театр!
Пожалуйста, укажите правильный e-mail