Служебный роман Смотри сейчас


/

На север Беларуси к своему дяде, шляхтичу Завальне, приезжает из Петербурга его племянник Ян. А там видит любимую, которая вышла за другого; загадочного доктора, явно дружащего с нечистой силой; шляхту, которая готова за бесценок продать родной край. Так начинается спектакль «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях», на предпремьерный показ которого сходил TUT.BY.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы

«Если хочешь покритиковать, сначала похвали», — советовали мне мои учителя в театральной критике. Претензий к «Шляхціцу Завальне» — хоть отбавляй. Но сначала отмечу тех творческих людей, которым хочется сказать спасибо за работу.

Режиссеру Алене Ганум — спасибо за выбор произведения. Ян Барщевский считается одним из основоположников новой национальной литературы. Свои первые произведения он написал по-белорусски. Но в то время (первая половина ХІХ века) газеты и журналы на родном языке не выходили. Чтобы печататься и зарабатывать себе на хлеб, Барщевскому пришлось писать по-польски.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
​​​​Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы

Очень ценно и важно, что самое известное из его произведений, «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях», поставлено на сцене Купаловского. Так театр продолжает просветительскую линию, заложенную художественным руководителем коллектива Николаем Пинигиным в спектаклях «Тэатр Уршулі Радзівіл», «Пан Тадэвуш», «Дзве душы».

Главные звезды спектакля — художники Екатерина Шиманович и Сергей Ашуха. На первый взгляд, их сценография удивительно проста. На авансцене и на заднем плане мы видим камыши, над которыми «возвышается» голова петуха с острым клювом. Есть еще черное яйцо, которое быстро исчезает со сцены. Вот, пожалуй, и все. Но как же это выглядит стильно! Как передает атмосферу мистики, создает образ забытого белорусского края. И как высоко поднимает планку, на которую (в идеале) должен равняться режиссер. Но, увы, даже петух остался в спектакле статистом: его образ никак не обыграли.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
Иван Трус (в роли доктора Шельмера) и Александр Казелло ((в роли Белой Сороки). Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы

Благодаря превосходной работе Шиманович и Ашухи спектакль визуально смотрится (правда, фотографии, которые иллюстрируют этот текст, выглядят более интересно, чем то, что они отражают). Думаю, пройдет еще немного времени, и Екатерине (пишу именно о ней, поскольку восхищаюсь далеко не первым спектаклем, над которым она работала) станет откровенно тесно в белорусском театре. Она уже сейчас достойна ставить в столицах соседних стран.

Наконец, искренних комплиментов заслуживают два прекрасных актера. Первый из них — Александр Казелло. Хорошо помню день, когда он стал звездой Купаловского. На дворе стоял 2011 год, театр находился на реконструкции, а на площадке Дома офицеров состоялась премьера постановки «Тэатр Уршулі Радзівіл». Легкий, харизматичный Арлекин в исполнении Казелло держал все нити постановки и всеми силами пытался оживить этот спектакль-музей.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
Александр Казелло (в роли Белой Сороки). Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы

В «Шляхціцы Завальне» Казелло воплотил образ Белой Сороки. Как писал исследователь Микола Хаустович, через нее Ян Барщевский создал аллегорический образ российской императрицы Екатерины ІІ. В одном из фрагментов спектакля можно увидеть сцену, когда она в 1790-х годах неудачно пытается присоединить белорусские земли к России.

Белая Сорока воплощена актером подчеркнуто пародийно. Замедленные томные движения, перья как украшения да волосатая мужская грудь — все это способно пустить пыль в глаза лишь шляхтичам-предателям, которым нужны деньги (и совершенно неважно, руководитель какой страны будет ими повелевать).

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
Иван Трус (в роли доктора Шельмера). Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы

Наконец, спектакль стал настоящей удачей Ивана Труса. Образ доктора Шельмера — его первая большая роль в Купаловском (актер недавно покинул труппу Могилевского драмтеатра). В интерпретации Труса зло выглядит куда более харизматично, инфернально и обаятельно, чем большинство представителей добрых сил.

На этом плюсы постановки, увы, заканчиваются, а значит, время поговорить о проблемах. Первая из них — инсценировка Сергея Ковалева. Пожалуй, каждый из любителей белорусской литературы, истории и театра знает о титанической работе Ковалева — драматурга, критика, литературоведа, исследователя белорусского Ренессанса. Но — простите за тавтологию — его инсценировка показалась совсем не сценичной, а достаточно прямолинейной. Первое действие напоминало бесконечный «въезд» в сюжет, а вот во втором этот сюжет мчался галопом. Хватало откровенно вставных, лишних эпизодов (вроде абсолютно искусственного диалога о литвинах и белорусах, да еще и с напоминанием о Кривье и кривичах, которое походило на фрагмент научной лекции). В результате большинству актеров (включая легендарного Геннадия Овсянникова, который исполнил роль Завальни) было откровенно нечего играть.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Фото предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
Фото предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы

Овсянников упомянут не просто так. В 2003 году режиссер Владимир Савицкий поставил на малой сцене Купаловского спектакль по тому же произведению. Формально «Беларусь у фантастычных апавяданнях» была моноспектаклем, в реальности оказалась сеансом магии от Овсянникова. Небольшая комната, актер, держащий свечку. А впечатления от того спектакля остались до сих пор.

Важно, что Савицкий (наряду с «Дзікім паляваннем караля Стаха» это был один из его лучших спектаклей) четко понимал, что он ставит, на кого и для кого. Нашла ли для себя режиссер Алена Ганум ответы на эти вопросы, вызывает большое сомнение.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
Александр Казелло (в роли Белой Сороки). Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы

Это была мистика? Увы, но для взрослых спектакль абсолютно нестрашный. Скажу неприятную вещь: когда меня пытались напугать (вроде эпизода с появлением волколака), это вызывало лишь смех.

Комедия? Но разговор шел о слишком серьезных вещах, поэтому можно говорить лишь об отдельных комедийных элементах.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы

Детектив? Но автор инсценировки так четко (словно в детском мультике) разделил героев на хороших и плохих, поэтому интрига была минимальной.

Создатели спектакля сделали ставку на любовный треугольник? Но зрители не очень-то поняли, почему девушка вышла замуж не за племянника шляхтича Завальни, а за другого.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Фото предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
Фото предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы

Это была патриотическая постановка? Во многом да. Но столько пафоса не ощущалось на главной купаловской сцене давно. Когда главная лирическая героиня подавала реплики с пионерским задором, хотелось ущипнуть себя и спросить: а в этот ли театр попал?

Да-да, чем ближе действие подходило к финалу, тем больше убеждался, что «Шляхціц Завальня» достойно смотрелся бы на сцене ТЮЗа. Тогда бы и сцены танцев-плясок (словно позаимствованные из постановки Николая Пинигина «Ноч на Каляды»), и потешная голова волколака, и рыба с человеческими ногами, и чертяка Никитрон, напоминающий то ли персонажа Гарри Поттера, то ли вора-домушника, и финальные танцы слонов пошли бы на ура.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
Фото: Никита Клютко, предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы

Но детям тоже нужны хорошие спектакли, на которых они могли бы расти. А новая постановка Купаловского, увы, иногда представляет собой привет из 1980-х. И дело не только в упомянутом пафосе и несколько прямолинейном патриотизме. Алена Ганум как будто переносит нас в советское время с его ставкой на фольклор. Почему-то большинство крестьян в спектакле юмористы, которые танцуют, шутят и поют песни. А вот шляхте остается быть серьезными и думать только о Родине (а иногда и о женщинах).

Впрочем, можно примириться и с этим. Обидно другое. В спектакле днем с огнем не сыскать режиссерской интерпретации. Алена Ганум честно иллюстрирует Барщевского. Исходя из просветительских целей, хорошо и это. Но все-таки хочется большего.

«Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях» 16+

Национальный академический театр Янки Купалы

Режиссер-постановщик — Алена Ганум

Инсценировка — Сергей Ковалев

Сценография и костюмы — Катерина Шиманович, Сергей Ашуха

Композитор — Виктор Кистень

Художник по свету — Николай Сурков

Хореограф — Ольга Скворцова

Ближайшие показы: 8 и 9 июля (19.00)

Розыгрыш билетов!

Новый розыгрыш в приложении "Афиша TUT.BY"! Можно бесплатно получить билеты на концерт рэпера Басты