Служебный роман Смотри сейчас


/ Фото: Анжелика Грекович /

Бизнесмен Леви, который занимается недвижимостью, мечтает о ребенке, но его жена Симона больна. Она предлагает использовать в качестве суррогатной матери свою подругу Катрин. Но их любовный треугольник — лишь фон для серьезного разговора об отношениях между людьми и насилии. Этим проблемам посвящен спектакль «Увидеть розового слона», на премьеру которого сходил TUT.BY.

Сцена из спектакля "Увидеть розового слона". Фото: Анжелика Грекович
Иван Трус (Леви) и Екатерина Бондарева (Симона)

«Увидеть розового слона» — пятый по счету спектакль частного театрального проекта «HomoCosmos». И — по гамбургскому счету — самый интересный. Постановки «Камера, якая дала мне маць» и «Бог щекотки», «Раскрытие» и «Дора, или сексуальные неврозы наших родителей» поднимали важные социальные проблемы. Но глубина и актуальность, заложенная в драматургии, зачастую производили большее впечатление, чем сами спектакли. «Увидеть розового слона» — тот пример, когда между текстом и его интерпретаций часто возникала гармония.

Одно из главных достоинств спектакля, показанного на новой для театрального Минска площадке Hide (на столичной улице Октябрьская) — стильная сценография Екатерины Шиманович. Две лампы, освещающие сцену, помогают создать атмосферу то ли стерильной операционной, то ли холодного мира гламура с обязательным подиумом (в его роли — белые кубы, в которых воплощается мечта Леви об идеальном порядке). В этом безжизненном пространстве живут и цветут розовые, наивные мечты двух женщин, их иллюзорные надежды на счастье и любовь с домашним тираном. За событиями внутри любовного треугольника со стороны наблюдают два манекена, лишенные как головы (в прямом смысле — они обезглавлены), так и души. Это можно воспринимать как аллюзию на внутреннее состояние главных героинь, а также намек на будущее, которое их ждет.

Сцена из спектакля "Увидеть розового слона". Фото: Анжелика Грекович
Анастасия Боброва (Катрин) и Екатерина Бондарева (Симона)

Автор проекта Екатерина Солодуха пригласила на постановку режиссера из-за рубежа — эстонца Калева Куду. В мировом театральном пространстве — это норма, а вот для Беларуси — определенный риск. Успешные постановки, которые в последнее время осуществили иностранцы, можно пересчитать по пальцам (вроде блистательной «Богемы» в Оперном, воплощенной Александром Тителем). А вот неудач — хоть отбавляй.

В отличие от других иностранных режиссеров, сотрудничавших с проектом «HomoCosmos», работа Куду показалась более удачной. Режиссер расставил в пьесе эстонского драматурга Пиреты Яакс свои акценты, сделав высказывание более актуальным и острым. Если пьеса была посвящена семейным отношениям, то в центре спектакля оказались проблемы мужского насилия в семье.

Сцена из спектакля "Увидеть розового слона". Фото: Анжелика Грекович
Екатерина Бондарева (Симона)

Один из типажей семейного тирана — внешне успешного, но при этом патологически неуверенного в себе человека воплотил актер Иван Трус (Леви). Сложно поверить, что еще пять лет назад этого исполнителя можно было увидеть на сцене Молодежного (а до этого Русского театра) в абсолютно проходных ролях. Три с половиной года работы в Могилеве с режиссером Саулюсом Варнасом сделали его белорусской театральной звездой, и в лучших сценах нового спектакля он вновь покорил свои прежние высоты. Трус создал образ упрямого, самоуверенного «бульдозера» (именно так называет Леви одна из героинь) — и при этом банального неврастеника, который не гнушается применить силу в отношении слабого.

Этот образ — заслуга и Куду, который сумел снять с артистов их привычные маски. Много раз я был свидетелем, как актеры (желая того или нет), начиная работать с приглашенным режиссером, воплощали знакомые, если не сказать свои избитые типажи (о чем гость, разумеется, знать не мог).

Иван Трус создал интересный дуэт с Екатериной Бондаревой (Симона). Хореограф Сергей Поярков придумал для нее интересную пластику, что позволило Бондаревой воплотить диапазон образа от «маленького воробышка» (такое определение звучит из уст героя) до хищной птицы. Но внешняя характеристика героини показалась более интересной, чем ее внутренний образ. Симона воспринимается лишь как жертва. Ее заявленная «хищная» составляющая чуть провисает, что несколько обедняет образ.

Сцена из спектакля "Увидеть розового слона". Фото: Анжелика Грекович
Екатерина Бондарева (Симона)

А вот полноценного актерского ансамбля в спектакле, увы, не сложилось. Дуэт Леви и Симоны откровенно переигрывал Катрин (Анастасия Боброва). «Смотришь нежным взглядом самки», — говорит Леви о простоватой и чуть хитроватой женщине. Эта характеристика в полной степени относится к героине Бобровой. Ее героиня показалась несколько однозначной. Хотя, возможно, именно в этом был замысел Калева Куду.

В своем спектакле эстонский режиссер поднимает важные общественные проблемы, за что ему, без иронии, честь и хвала. Но все же его работу сложно назвать цельной постановкой.

Как ни странно, это особенно видно на примере главной звезды этого спектакля. Герой Ивана Труса постоянно подвержен эмоциональным, психологическим срывам (истерикам и крикам). Причем актер, который прекрасно ведет роль и контролирует себя, делает это сознательно. Пожалуй, так происходит и в жизни, скажет защитник спектакля. Но тогда именно так стоит решать всю постановку, а не отдельные эпизоды. Иначе эти сцены (напоминающие ссоры на кухне) очень контрастируют с другими, решенными достаточно стильно. Кроме того, акцент на эмоциях не всегда позволяет раскрыть потенциал, заложенный в самой пьесе (в 2011 году она была удостоена главной премии конкурса пьес Эстонского театрального агентства и переведена на семь языков).

Сцена из спектакля "Увидеть розового слона". Фото: Анжелика Грекович

Добавлю: иногда актеров, к сожалению, не слышно (аргумент, мол, они отвернулись, не работает, площадка слишком мала), а некоторые сцены провисают. Впрочем, это вполне можно списать на премьерный показ.

Спектакль «Увидеть розового слона» в очередной раз обнажает важную проблему современного белорусского театра — его место в общей системе координат. Если сравнивать его с другими постановками, показанными в текущем минском сезоне, то это вполне достойный результат, который можно и нужно смотреть. Но познакомившись со спектаклями, показанными на фестивале ТЕАРТ или проекте TheatheHD, понимаешь: у «Розового слона» есть еще серьезное пространство для роста.

Увидеть розового слона 18+

Площадка Хайд (Минск, ул. Октябрьская, 19)

Драматург: Пирет Яакс (Эстония)

Режиссер: Калев Куду (Эстония)

Художник-постановщик: Екатерина Шиманович

Пластика: Сергей Поярков

Свет и видео: Сергей Новицкий

  • Скидка 30% ночная на всё меню кухни с понедельника по пятницу 00:00-08:00 в Döner Kebab на Сурганова, 61 Дёнер Кебаб / Döner Kebab
Все заведения