/

Для большинства людей аниме — это зрелище для школьников, наполненное яркими картинками, но лишенное смысла. Что ж, попробуем разрушить стереотипы как раз перед Неделей японского кино в Минске, которая стартует 2 апреля (нет, там будут показывать не анимацию, а кино, но вы же должны изучить вопрос максимально и со всех сторон). Рассказываем, почему аниме — это круто, а японская мультипликация не заканчивается на «Наруто» и «Покемонах».

Самый волнующий вопрос: аниме — это мультики?

По сути, да: аниме — это японская анимация. Она может быть как двухмерной, так и трехмерной, но суть остается неизменной: аниме — это мультипликация, которую японцы создают с пятидесятых годов прошлого века.

Так в чем отличие аниме от обычных мультиков?

Если целевая аудитория западных мультфильмов — это дети, то аниме захватывает все возрастные слои. Японцы делают сериалы для взрослых, подростков и детей — грубо говоря, была бы аудитория, а аниме для нее найдется.

Фото: gq.com
Cowboy Bebop. Фото: gq.com

Основа для аниме — отдельный разговор. Если большинство западных мультфильмов создается по сценариям, то в базисе аниме лежит манга — японская версия комиксов, которую нужно читать справа налево. Во-первых, это удобно — частенько аниме покадрово пересказывает мангу, во-вторых — разумно: если манга пользуется спросом, то в создании анимационной версии есть коммерческий смысл. Кстати, по такой же схеме работают западные фильмы про супергероев: в их основе тоже лежат комиксы.

Иногда аниме выпускают без первоисточника: у «Парада смерти», «Эха террора» и «Free!» нет манги. Что-то сделали по заказу продюсеров, что-то — в рамках обучения анимации. Но все перечисленные проекты оказались успешными.

А в каких жанрах представлено аниме? Они разные?

Все, что есть в кино, вы сможете найти в аниме: тут вам и комедии, и ужасы, и драмы с триллерами. Еще есть жанры, представленные только в аниме и манге: «этти», содержащее легкую эротику, «гарем», в котором главного героя окружает рой поклонниц, и «махо-сёдзё» — поджанр, для которого обязательна девушка, борющаяся со злом с помощью сверхъестественных сил.

Чаще всего аниме заточено под определенную возрастную аудиторию: девушки в возрасте от 12 до 18 лет смотрят сёдзё (где главная героиня — девушка или девочка и вопросы становления ее личности), а для юношей того же возраста предназначен сёнэн (это более динамичные, чем сёдзё, произведения, где главный герой мужского пола и затрагиваются темы дружбы и товарищества мальчиков). Для девушек, проскочивших восемнадцатилетний рубеж, снимают аниме в жанре дзёсэй (там поднимаются уже темы «повзрослее»), а совершеннолетние парни довольствуются жанром сэйнэн (там уже меньше «мочилова» и больше глубины в образах героев). Для детей младшего школьного возраста производят кодомо — метажанр, который создается преимущественно для детей, поэтому там нет насилия и сюжет нарочито упрощен. К кодомо относятся, например, «Покемоны» и некоторые фильмы Хаяо Миядзаки.

Фото: ivi.ru
«Мой сосед Тоторо». Фото: ivi.ru

Не спешите: возраст аудитории — не единственный критерий для аниме. Тайтлы разделяют по антуражу, характерам персонажей, стилям рисовки и наличию сексуальных сцен: эти критерии достаточно условные, но с ними найти нужное аниме намного легче.

Стоп-стоп. Нестыковочка. Я же не ребенок, но мне нравятся «Покемоны» и «Унесенные призраками» Миядзаки. Как так?

Мы же предупредили: ограничения по возрасту — штука достаточно условная: «Гравити Фолз» тоже задумывался как детский мультфильм, но нетривиальный сценарий делает его интересным и для взрослых. Такую же параллель можно провести и с советскими мультиками: «Каникулы в Простоквашино» интересны как детям, так и их родителям.

«Покемоны» — это бессмертная штука, которая в наши дни ассоциируется не столько с аниме, сколько с играми (вспомните Pokémon GO) и различными интерпретациями Пикачу. А работы Хаяо Миядзаки — и вовсе классическое семейное аниме: в фильмах вроде «Ходячий замок Хаула», «Порко Россо» и «Мой сосед Тоторо» детей привлекают забавные персонажи и яркая картинка, а людей постарше — сюжет и главная мысль тайтла.

Тайтл — это название-обозначение аниме-сериала. Можно сказать: «Я смотрю аниме «Наруто», а можно сказать «Я смотрю тайтл «Наруто». Если встретите где-то такое слово, все нормально: так говорят в англоязычной среде.

Если душа требует красивых и поучительных картин, а все фильмы Миядзаки вы пересмотрели, гляньте «Форму голоса» Наоко Ямады, «Твое имя» Макото Синкая или «Мальчик и чудовище» Мамору Хосоды. Ручаемся — не пожалеете. Трейлеры к картинам можете посмотреть: здесь, здесь и здесь, соответственно.

Ладно, но все равно: почему в аниме так много героев-подростков?

Это делается для того, чтобы зрителям было легче ассоциировать себя с персонажами. На самом деле это работает на трех уровнях: подростки проводят прямые параллели между собой и главным героем, дети «тянутся» к крутому персонажу, а взрослые люди, глядя на условного героя-школьника, предаются воспоминаниями о молодости.

Фото: reddit.com
Kimi no Na Wa. Фото: reddit.com

Вообще, школа в аниме — это настоящая классика. Ученики могут стать героями романтический истории, комедии или драмы, фантастики или ужастика — все известные жанры можно опробовать на школьниках. Старшеклассник может быть повелителем демонов, королем, рыцарем или ниндзя — если вы не забыли, того же Наруто нам представляют как ученика Академии ниндзя.

Создатели аниме помнят, что тайтлы о подростках в первую очередь смотрят подростки, поэтому частенько вкладывают в свои истории социальный посыл. Он может быть простым, в духе «вместе — мы сила», а может затрагивать острые темы, такие как школьная травля и самоубийства. Так что не стоит пренебрежительно относиться к аниме только из-за того, что там появляются подростки — иногда их истории затмевают истории взрослых.

Окей, а почему в аниме у всех такие огромные глаза?

Ну, это стереотип. И с ним мы готовы поспорить: глаза персонажей Nodame Cantabile, «Идеальной грусти» и «Пиратов «Черной Лагуны»» сложно назвать огромными.

Все зависит от жанра и стиля, в котором создано аниме. В криминальном триллере более-менее реалистичная рисовка, и глаза-окна там не нужны, а вот в романтической комедии глаза героев делают большими для того, чтобы было проще изобразить терзающие их чувства. Да и не стоит сбрасывать со счетов видение художника: Пикассо не даст соврать.

Фото: picassolive.ru
«Портрет Доры Маар», 1937. Фото: picassolive.ru

Хм, Пикассо… Кстати, аниме делают только японцы?

Монополии на анимационные сериалы у Японии нет. Тот же Netflix приютил у себя американский мультсериал Castlevania и китайский полнометражный фильм Flavors of Youth. Стиль этих работ идентичен аниме, да и сами японцы охотно сотрудничают с иностранными корпорациями: сериал Devilman Crybaby, предназначенный специально для Netflix, прямое тому подтверждение. Даже российские студии взялись за аниме-стилистику: зацените, например, трейлер проекта «Киберслав».

А сколько аниме вообще уже вышло и существует?

На этот вопрос вам никто не ответит: в Японии больше пятисот аниме-студий, и каждый год в Сети появляется несколько сотен новых сериалов. Какие-то тайтлы тянутся по несколько лет, какие-то закрываются после первого сезона, поэтому нам остается только гадать, сколько аниме вышло с семидесятых годов прошлого века.

Так, а среди аниме есть длинные сериалы? Такие, чтобы несколько лет смотреть, как «Сверхъестественное»?

Конечно! Можете посмотреть One Piece: у этого аниме про пиратов, тянущегося аж с 1999 года, вышло уже 877 эпизодов. Еще есть 500 серий аниме «Наруто: Ураганные хроники», 366 серий «Блич» и 300 серий «Хвоста Феи».

Фото: wall.alphacoders.com
Фото: wall.alphacoders.com

Слабовато для вас? Окей. Чтобы пуститься во все тяжкие, гуглите Nintama Rantarō — аниме про ниндзя с 2000 серий, и Sazae-san — сериал про приключения домохозяйки, в котором насчитывается больше 7000 эпизодов.

Давайте конкретно: в чем главная фишка аниме?

В аниме вы сможете найти все что угодно: это громадная солянка из сюжетов, жанров, стилистик и персонажей. Наверное, все людские фантазии и идеи уже представлены в аниме: где еще вы сможете увидеть историю о том, как офисный клерк перерождается в теле маленькой девочки-волшебницы?

Что еще посоветуете посмотреть?

Кстати, про то, почему мемы стали отдельным пластом культуры, мы уже писали. Читайте об этом здесь.

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Вот это поворот. В Голливуде переснимут один из самых популярных советских фильмовВот это поворот. В Голливуде переснимут один из самых популярных советских фильмов
СтендапТри белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
Группа «Тяни-Толкай»: «Скоро в белорусском шоу-бизнесе останутся только самые стойкие»Группа «Тяни-Толкай»: «Скоро в белорусском шоу-бизнесе останутся только самые стойкие»
«Лукашенко — хранитель баланса». Рэпер Серега — о своем отношении к протестам в Беларуси«Лукашенко — хранитель баланса». Рэпер Серега — о своем отношении к протестам в Беларуси
Вот каких «домашних помощников» предлагают интернет-магазины от 55 BYNВот каких «домашних помощников» предлагают интернет-магазины от 55 BYN
Фестиваль кельтской культуры пройдет в Ботаническом саду. Только посмотрите, какая программа!Фестиваль кельтской культуры пройдет в Ботаническом саду. Только посмотрите, какая программа!
ЕдаЗавтра в Минске стартует «Гастрофест». Взгляните, какие сеты приготовили заведения
«Забастовка — дело такое». Два бара с улицы Богдановича закрылись«Забастовка — дело такое». Два бара с улицы Богдановича закрылись
Бренд«На претензии отвечали: „Вам что, жалко?“». Как Gastrofest боролся с клонами фестиваля
Кинотрилогия «Властелин колец» снова выходит в прокат. Спустя 20 лет!Кинотрилогия «Властелин колец» снова выходит в прокат. Спустя 20 лет!
День рождения Аллы Пугачевой отметят необычным концертом в центре столицы. Что это будет?День рождения Аллы Пугачевой отметят необычным концертом в центре столицы. Что это будет?
«Откровенно паршивый монтаж». Что критики и зрители думают о новом «Мортал Комбат»?«Откровенно паршивый монтаж». Что критики и зрители думают о новом «Мортал Комбат»?
коронавирусВласти Минска ужесточили правила проведения культурных и спортивных мероприятий. Заполняемость — до 50%
Фильм по игре, известной своей жестокостью, возглавил столичный прокатФильм по игре, известной своей жестокостью, возглавил столичный прокат
«„Сплин“ сначала отказал с кавером, а потом согласился». В Минске появилась новая группа, зацените«„Сплин“ сначала отказал с кавером, а потом согласился». В Минске появилась новая группа, зацените
На этой неделе в Минске покажут пять фильмов из числа номинантов и финалистов «Оскара»На этой неделе в Минске покажут пять фильмов из числа номинантов и финалистов «Оскара»
0072876