Чемпионы Смотри сейчас


/ Фото: Алексей Пивоварчик /

На часах 19.00, как вдруг два парня, сидящие за мной, неожиданно начинают раздеваться. Кроссовки, джинсы и майки актеров Ивана Кушнерука и Александра Ратько останутся на сиденьях. А они шагнут из современности в средневековую Индию, где живут Хумаюн и Бабур — герои спектакля «Стражи Тадж-Махала». TUT.BY сходил на предпремьерный показ и уверен, что пока — это лучший минский спектакль сезона.

Фото: Алексей Пивоварчик

В руки режиссера Александра Янушкевича попал превосходный текст (его стоит почитать, даже если вы не собираетесь на спектакль). В 2016-м «Стражи» победили в номинации «Лучшая новая американская пьеса» на премии Obie Awards (присуждается за лучшие «офф-бродвейские» постановки). Ранее, в 2010-м, их автор, американский драматург и сценарист Раджив Джозеф стал финалистом Пулитцеровской премии.

Постановка идет в ОК16. В тот вечер основная площадка была занята, спектакль шел в той части здания, которая раньше не использовалась для театральных показов. Но эта «новая» площадка стала частью «Стражей Тадж-Махала» абсолютно гармонично. Так я в очередной раз убедился, как долго театральный Минск ждал ОК16 и как удачно теперь пользуется его преимуществами. Размещение зрительских мест в виде вытянутого в ширину прямоугольника (возможно, такое размещение стоит использовать и при показах другой продукции «Арт Корпорейшн») не просто очень удобно для просмотра. Это камерное пространство позволяет художнице Татьяне Нерсисян создать мини-шедевр.

Фото: Алексей Пивоварчик

Мир Нерсисян прекрасен и прост сам по себе. Свет зеленоватых оттенков, который льется на сцену, две статуи стражников, которые застыли без движения и лишь тихо переговариваются. Перед ними — круг, напоминающий озеро… Может, именно так выглядит рай? Казалось бы, в этой идиллии нет одного — Тадж-Махала. Но в этом-то весь парадокс.

Пьеса Раджива Джозефа в том числе рассказывала о героях, годами охранявших красоту, которую не могли увидеть. А потом, восхитившись ею, были вынуждены уничтожить создателей этой красоты, что сделало их жизнь бессмысленной.

Фото: Алексей Пивоварчик

А вот в спектакле мир «до Тадж-Махала» более красив и гармоничен, чем тот, что возникнет после его «явления» героям. Беру это слово в кавычки, поскольку изображение мавзолея-мечети так и не появится на плазменном экране, расположенном у задника сцены.

В интерпретации режиссера Янушкевича это не конкретный памятник, а недостижимый и невидимый символ красоты, который врывается в обычный, чуть сонный мир через вспышку ослепительно яркого солнечного цвета. Но появление Тадж-Махала приводит к цепочке событий, когда водное пространство превращается в скотобойню, а диск становится символом земного шара, залитого кровью (в ее роли выступает грязь), от которой герои тщетно пытаются отмыться. Эта сцена, одна из мощнейших в спектакле, как будто воплощает мир после Освенцима.

Фото: Алексей Пивоварчик

Невидимая красота — и настоящая резня, слова о высоком — и конкретные ужасные поступки. Именно тут, как мне кажется, спектакль окончательно освобождается от привязки ко времени строительства Тадж-Махала (формально события происходят в 17-м веке). Он выходит на обобщения, связанные как минимум с тоталитарным ХХ веком, когда прекрасный мир разрушается параллельно со словами о прекрасном и возвышенном (впрочем, уверен, что каждый зритель найдет свои временные ассоциации).

Но вернемся к сцене бойни. Цвет грязи, неожиданно заполонивший сцену, особенно контрастирует с белым исподним, в котором Хумаюн и Бабур выходят на сцену в начале спектакля. Разумеется, в выборе такой одежды есть своя логика: герои должны «надеть» доспехи (точнее, спрятаться в статуи стражников) — а под них вряд ли поместилась верхняя одежда. Но тут есть и другой подтекст: в старину чистую белую одежду надевали перед уходом в другой мир. Герои «Тадж-Махала» — смертники, которые, словно герои Василя Быкова, стоят перед экзистенциальным выбором, который — независимо от их решения — умертвит обоих.

Фото: Алексей Пивоварчик

Так, от Хумаюна останется лишь бездушная солдафонская оболочка, способная лишь выполнять приказ. До «Тадж-Махала» исполнителя этой роли Ивана Кушнерука мне довелось видеть в двух спектаклях. Совсем недавно он сыграл Питера Мунина в «Вешальніках» Купаловского театра (Кушнерук работает в этом коллективе), ранее — воплотил образ Фернандо Порта в «Методе Гронхольма» (постановка столичного «Альфа-театра»). Увы, оба спектакля разочаровали. По совпадению интрига, которая присутствовала в сюжете обеих постановок, во многом держалась на героях Кушнерука. Но режиссер, скорее, эксплуатировал внешние данные Ивана и его эмоции.

​​Фото: Алексей Пивоварчик
Иван Кушнерук

В «Тадж-Махале» Янушкевич по-настоящему открыл для зрителей Кушнерука, серьезная работа актера над образом видна невооруженным глазом. Это солдафон, где-то наивный, но чаще упрямый, искренне уверенный в правоте любого вышестоящего начальника, независимо от того, что тот транслирует. «Нам не положено спрашивать, это приказ», «Мы просто выполняли свою работу», «Надо перестать думать!» — говорит в разных случаях Хумаюн. В обычных ситуациях такие люди остаются безобидными обывателями. Недаром в одной из сцен буквально ощущаешь, как герой Кушнерука пытается осознать мысли, которые озвучивает его напарник. В отдельных, убедительно сыгранных сценах Хумаюн колеблется между верностью дружбе и желанием взять «под козырек». Но в целом в атмосфере репрессий такие люди становятся роботами, готовыми выполнить любой приказ.

В отличие от Хумаюна, его друг Бабур умертвляет собственную душу. Ведь делает то, что противоречит его сознанию и ценностям. Эту роль исполнил актер Гродненского театра кукол Александр Ратько (его прославил спектакль «Пиковая дама» режиссера Олега Жюгжды, который покорил множество фестивалей, а сам Ратько сыграл в нем сразу несколько ролей). Пожалуй, в «Стражах Тадж-Махала» Ратько впервые вышел на сцену драмтеатра и составил с Кушнеруком прекрасный дуэт. Александр воплотил сложный образ гедониста и шутника (парадоксально, но юмористические нотки звучат в спектакле весьма убедительно), но при этом думающего и мыслящего человека, способного заглянуть в будущее, представить летающие машины и даже другие миры. Хотя после предпремьерного показа все равно кажется, что Ратько еще не добился отточенности этой роли.

Фото: Алексей Пивоварчик
Справа — Александр Ратько

Но «Тадж-Махал» вывел на новый уровень не только актеров, но и Александра Янушкевича. Спектакли этого уважаемого в театральном мире режиссера были отмечены как белорусской Национальной театральной премией, так и российской «Золотой маской». Но эти достижения все-таки относятся к театру кукол. А вот опыт работы в драматическом коллективе был минимальным: в 2013-м Янушкевич ставил в Купаловском «Арабскую ноч». В кулуарах говорили о вмешательстве в его работу со стороны художественного руководства театра, но большой удачей та постановка все же не стала.

Теперь Янушкевич взял не просто реванш. Он доказал, что в условиях творческой свободы готов успешно работать в сфере драматического театра и достигать там серьезных результатов. А еще Александр серьезно расширил наши представления о синтезе двух видов театра.

Фото: Алексей Пивоварчик

Что я имею в виду? Раньше критики говорили, что элементы драматического театра входят в мир кукольного (это практикуют в своих постановках Алексей Лелявский, Игорь Казаков да и сам Янушкевич). Теперь Александр продемонстрировал противоположное: работа с предметом, свойственная театру кукол, вошла в плоть и кровь «Тадж- Махала». Тут и статуи стражников, которые решены очень точно и остроумно (для зрителей это статуя, с обратной стороны полой фигуры — скамеечка, на которую можно сесть и продолжить разговор); кисти рук, оставшиеся после резни и раскиданные по кругу в центре сцены (кто хотя бы раз побывал в музее нацистского концлагеря, увидит прямую параллель), эпизоды, в которых максимально обыгрывается оружие стражников и их одежда. Актеры используют все предметы, ничего не оставляя без внимания.

В отличие от оригинальной пьесы, финал спектакля изменен. Мощный финал текста драматурга вызвал у меня ассоциации с быковским «Сотниковым». Точнее, с выбором, который делает для себя предатель Рыбак. А вот в своем открытом и, увы, несколько размытом финале Янушкевич предлагает зрителям самим додумать судьбу героев — на что, впрочем, имеет полное право.

Фото: Алексей Пивоварчик
Фото: Алексей Пивоварчик

«Стражи Тадж-Махала»

Пьеса: Раджив Джозеф

Перевод: Гульнара Сапаргалиева

Адаптация: Родион Белецкий

Режиссер Александр Янушкевич

Художник: Татьяна Нерсисян

Продолжительность: 1час 20 минут (без антракта)

Даты премьерных показов: 6 и 15 марта, 14 апреля (19.00)

Любителям рэпа понравится. В субботу в Минске с концертом выступит YanixЛюбителям рэпа понравится. В субботу в Минске с концертом выступит Yanix
Собрали 27 домашних помощников, которые можно купить всего от 85 BYNСобрали 27 домашних помощников, которые можно купить всего от 85 BYN
ОбщепитДевять самых заметных заведений, которые закрылись недавно
Disney приобрел права на показ одного из лучших российских сериалов 2020-го годаDisney приобрел права на показ одного из лучших российских сериалов 2020-го года
общепитЗакрылся один из самых аутентичных минских баров
Виктор Шалкевич даст традиционный концерт в Минске в канун Дня всех влюбленныхВиктор Шалкевич даст традиционный концерт в Минске в канун Дня всех влюбленных
Их мнению точно можно доверять. Американский киноинститут назвал лучшие фильмы и сериалы 2020-гоИх мнению точно можно доверять. Американский киноинститут назвал лучшие фильмы и сериалы 2020-го
Антон Долин презентует культовый фильм Дэвида Линча в одном из столичных кинотеатровАнтон Долин презентует культовый фильм Дэвида Линча в одном из столичных кинотеатров
Телеканал, который выпустил мини-сериал «Чернобыль», снимет еще один фильм об аварииТелеканал, который выпустил мини-сериал «Чернобыль», снимет еще один фильм об аварии
Disney ограничил детям просмотр известных мультфильмов. И вот почемуDisney ограничил детям просмотр известных мультфильмов. И вот почему
Кира Найтли не будет сниматься в секс-сценах у мужчин-режиссеровКира Найтли не будет сниматься в секс-сценах у мужчин-режиссеров
В ботаническом саду на выходных стартует фестиваль ледовых и снежных скульптурВ ботаническом саду на выходных стартует фестиваль ледовых и снежных скульптур
Любимчик минчан оглушительно вылетел с первого места в топе кинотеатров. Какая картина его затмила?Любимчик минчан оглушительно вылетел с первого места в топе кинотеатров. Какая картина его затмила?
общепитС сегодняшнего дня закрыты почти все точки известной сети пекарен-кондитерских. Они не работали 26 октября
Надоело слушать шуточки? Вот четыре отличных подкаста от известных стендап-комиковНадоело слушать шуточки? Вот четыре отличных подкаста от известных стендап-комиков
общепит«Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар