Подводная фотостудия Скидка 20%


/ /

В этом году Минскому международному кинофестивалю «Лiстапад» 25 лет. Последние девять из которых его программный директор — Игорь Сукманов. А значит, именно от этого человека зависит, какие игровые фильмы увидят минчане за фестивальную неделю. AFISHA.TUT.BY не стала расспрашивать Сукманова о красных дорожках и приглашенных звездах. Мы поговорили «за жизнь»: о внутренней цензуре, компромиссах и комиксах Marvel.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Справка AFISHA.TUT.BY

Игорь Сукманов — программный директор игрового кино Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» с 2010 года и программный директор конкурса детских и юношеских фильмов «Лiстападзiк».

«Приходилось прятаться от разъяренных зрителей»

— Во сколько вы вчера ушли из офиса?

— Раньше приходилось уходить и в полночь, сейчас изменился график и могу уйти в 22.00. Но это не значит, что я иду домой и лежу, смотрю телевизор — я продолжаю работать.

— Сколько часов вы сейчас спите?

— Пять-шесть часов.

— Хватает?

— Перед фестивалем мысли срабатывают, как будильник, — куча дел, которые не дают спать больше.

— Чем заняты мысли программного директора за неделю до открытия фестиваля?

— Только «Лiстападам». Логистика, готовность субтитров, готовность контрактов, расписание, интервью — нужно удержать в голове все и сразу.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Шум и скандалы накануне открытия фестиваля ему на руку или вредят?

— Зависит от того, какой объем это все приобретает. С одной стороны, в сегодняшней ситуации хорошо, что люди стали говорить о национальном конкурсе «Лiстапад». Но мне бы хотелось, чтобы об этом говорили в другом контексте — хотя бы обсуждали фильмы, которые отобраны.

— Но к тем, кто сформировал эту программу (комиссия во главе с Ириной Дригой. — Прим. авт.), уже подорвано доверие. Как должен проходить отбор в национальный конкурс, с вашей точки зрения?

— Национальный конкурс — особое пространство, более тонкая материя, чем другие программы. И чтобы избежать обвинений в том, что дирекция того автора выбрала, а другого по таким-то причинам — нет, и создавалась комиссия — для обсуждения, дискуссии при выборе кино. Моя позиция в том, что она (комиссия) должна быть, она вносит объективность, но ответственность за выбор фильмов и решающий голос должны быть за дирекцией фестиваля.

При этом подчеркну, что снимать свое кино с участия — не решение вопроса. С кем вы боретесь — с фестивалем?

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Если «Лiстапад» перестанет поддерживать Минкульт, не станет государственных денег — фестиваль выживет?

— Нет. Вы знаете хоть один бизнес, который готов вложиться капиталом в такой фестиваль, как «Лiстапад»?

— С таким масштабом — нет.

— В теории есть возможность, что фестиваль станет интересен бизнесу — когда он сам станет бизнес-событием, когда появится крепкий кинорынок, как в Берлине или в Каннах. Сам фестиваль же ничего не зарабатывает, он вкладывает — в развитие кино, в развитие культуры, в просвещение. То есть деньги, которые затрачены городом и спонсорами в Каннах, потом возвращаются не Каннскому фестивалю, а французской индустрии кино. А еще городу, который за эти десять дней зарабатывает на приезжих на месяцы вперед. Важно видеть не текущую цель, а конечную, важно понимать, что из ничего не получается что-то.

Мэрия Канн, кстати, пользуется фестивалем, чтобы лишний раз напомнить миру, что есть такой город.

— За время работы на «Лiстападзе» у вас выработалась какая-то непроизвольная внутренняя цензура?

— Самоцензура и самоконтроль — это обязательные условия свободы. Свобода — вещь осмысленная. И, опять же, есть разные обстоятельства, которые не позволяют привезти какой-то фильм: от занятости автора до субъективных, когда меня самого не устраивают его (фильма) художественные качества.

— А если с эстетикой все в порядке и технических преград нет, вы когда-нибудь не брали фильм только потому, что его у нас в стране не дадут показать?

— (После паузы в 23 секунды.) Возможно, и были, но это всё вопросы внутренней кухни, которыми я пока не готов делиться.

— За эти годы на «Лiстападзе» были ли какие-то компромиссы, за которые вам тогда или сейчас стыдно?

— (Мгновенно.) Нет.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Назовите три главные вещи, которыми вы гордитесь на «Лiстападзе»?

— Я не буду называть три или пять, я скажу, что мне нравится, что, несмотря ни на что, фестиваль движется вперед и находится в развитии. Это корабль, который на плаву, и мне радостно, что есть возможность пока не наскочить на мель.

— Игорь, давайте скажем страшное: многим людям фильмы, которые вы привозите на «Лiстапад», кажутся скучными, непонятными и странными. Как научиться смотреть и любить такое кино?

— А как научить воспринимать «Мону Лизу»? Хороший зритель равновелик хорошему автору. Это внутренняя потребность каждого — расти или не расти. Через силу ничего не полюбишь. Когда мы показывали в «Доме кино» гениальный «Клык» Лантимоса, мне буквально приходилось прятаться от разъяренных зрителей: они негодовали, им не с чем было сравнивать.

— И что делать?

— Просвещать.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

«На таких условиях, как у нас, могут работать или энтузиасты, или безумцы»

— Людям кажется, что у вас лучшая работа на свете: вы ездите по фестивалям, смотрите кино. Разубедите их.

— Хочу сказать, что когда был вопрос, существовать нашей дирекции или какой-то другой, то у всех со стороны один из главных поводов не браться за эту работу был финансовый вопрос. А в Канны я начал ездить еще задолго до «Лiстапада», в 2003 году. Я часто говорю, что на таких условиях, как у нас, могут работать или энтузиасты, или безумцы.

— Вы кто?

— Не мне решать.

— Сколько раз за подготовку к фестивалю и сам фестиваль вам хотелось все бросить и не заниматься этим больше?

— Никогда. Проблемы есть у всех, почему из-за этого надо бросать то, что любишь?

Сейчас проходят «Уикенды с Бергманом», и я понимаю, что на данный момент он для меня ключевая фигура в мире кино. Так вот, Бергман хочет нас научить и показать, что человек из обывателя может превратиться в высокодуховную личность, но это очень долгий процесс. Этот переход требует от человека большого внутреннего ресурса, это все нужно превозмогать и преодолевать. Две недели предфестивального стресса компенсируются отдачей, которую я получаю на «Лiстападзе».

— Понятно, что главное увлечение, страсть и дело вашей жизни — это кино. А что на втором месте?

— Не понял вопрос.

— Если не «Лiстапад», чем бы вы сейчас занимались?

— Кино, вокруг него в моей жизни все фокусируется. Я же и на радио (в прошлом Сукманов — программный директор радиостанций «Юнистар» и «Мелодии века») делал программы о кино, принимал участие в организации «Канномании» и Фестиваля одного фильма в Минске. Я люблю делиться тем, что мне нравится, находить единомышленников.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

«Спящие люди в зале в Каннах никого не удивляют»

— Когда вы последний раз уходили с кино, не досмотрев его? С какого фильма?

— Крайне редко. Хорошо помню, как в Каннах убежал со «Звездных войн» на Карлоса Рейгадаса, потому что там сеансы наползали друг на друга. Но вообще во мне есть толика педантизма: если пришел, то надо досмотреть до конца. Поэтому просто более разборчиво и избирательно подхожу к выбору кино: лишний раз не иду на то, что считаю неважным.

— Вы когда-нибудь засыпали в кино?

— Много раз боролся со сном, но никогда не засыпал — я считаю, что это дурной тон. Хотя на фестивалях уровня Канн спящие люди в зале никого не удивляют. Я никогда не забуду показ фильма «Сын в отца» Хирокадзу Корээда: очередь 40 минут под проливным дождем, все мокрые. Когда наконец публика попадает в зал, она рядами поголовно уходит в сон. Здесь и жесткий фестивальный режим (иногда смотришь по 8 фильмов в день), и концентрация эмоций, и контраст теплого зала с холодной погодой — здесь все.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Какие фильмы вы пересматриваете бесконечное количество раз?

— Их очень много, преимущественно классика: «Носферату» Мурнау, немецкий экспрессионизм, французская поэтическая школа, «Жюль и Джим» Трюффо. Хотя некоторые картины хочу пересмотреть, но специально этого не делаю, чтобы не испортить того первого впечатления. Это, например, «Две англичанки и континент» и «Нежная кожа» уже упомянутого Трюффо.

— Устраиваете ли вы себе отдых от кино?

— Такого, чтобы совсем не смотреть, наверное, нет. Но когда в фестивальном режиме или в процессе подготовки к «Лiстападу» надо отсматривать по много фильмов в день, то после нужен отдых. Но в моем случае отдых — это когда я смотрю кино для себя, а не потому что у меня есть какие-то обязательства по отбору.

— А что вы смотрите для отдыха? Ваше guilty pleasure?

— Я могу смотреть какой-нибудь латиноамериканский сериал время от времени.

— ??

— Я же даже писал о бразильских сериалах в «ТВ-парк», когда это было страшно популярно.

— И какой ваш любимый бразильский сериал?

— Meu Bem, Meu Mal, или «Моя любовь, моя печаль». Я вообще и на эту тему могу лекцию прочитать, если понадобится, — о производстве латиноамериканских сериалов и студии Globo, о продолжении традиций Диккенса и Маркеса, о том, как латиноамериканские сериалы в какой-то степени объясняют мир Альмодовара.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— А блокбастеры или комиксы смотрите? Что лучше — Marvel или DC?

— Я с уважением отношусь к этой культуре. Более того, когда у нас со студентами на паре (Игорь Сукманов преподавал в Институте журналистики. — Прим. авт.) зашел разговор про комиксы, я заметил, как загорелись их глаза. Но как раз в этом вопросе они меня могут просвещать, а не я их.

— Лучшее белорусское кино последних лет?

— Мне нравится то, что делают Никита Лаврецкий, Андрей Кудиненко, Андрей Кутило.

— Гостевой список мечты на «Лiстападзе» для вас? Давайте назовем пять имен.

— (Сразу.) Изабель Юппер, Карлос Рейгадас. (Пауза 8 секунд.) Апичатпонг Вирасетакул. (Еще 12 секунд.) Хирокадзу Корээда. (Еще 40 секунд.) Джафар Панахи. А вообще моя уже неисполнимая мечта была привезти в этом году Киру Муратову.

Кинофестиваль «Лiстапад» пройдет в Минске со 2 по 9 ноября под слоганом «Познавая белый свет».

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Известный московский дизайнер Артемий Лебедев назвал вкусный ресторан в МинскеИзвестный московский дизайнер Артемий Лебедев назвал вкусный ресторан в Минске
торговля«Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
Боулинг, лазертаг и зоопарк. Дарим скидку 20% на семейный отдых в одном из торговых центровБоулинг, лазертаг и зоопарк. Дарим скидку 20% на семейный отдых в одном из торговых центров
Моргенштерн и Slava Marlow выступят на фестивале в деревне под Минском. Мы не шутим!Моргенштерн и Slava Marlow выступят на фестивале в деревне под Минском. Мы не шутим!
Вышел клип Аллы Пугачевой. Это саундтрек к новому фильму Данилы КозловскогоВышел клип Аллы Пугачевой. Это саундтрек к новому фильму Данилы Козловского
Группа «Каста» прокомментировала ситуацию с минским концертомГруппа «Каста» прокомментировала ситуацию с минским концертом
ВыходныеКуда сходить 9−11 апреля? Ловите девять симпатичных идей
КонцертыВ Минске прошел необычный концерт. На такой же можно будет попасть на следующей неделе
«Посмотрите клип и улыбнитесь». Белорусы сняли ролик о том, что можно быть старомодным«Посмотрите клип и улыбнитесь». Белорусы сняли ролик о том, что можно быть старомодным
Названа самая провальная супергеройская кинофраншизаНазвана самая провальная супергеройская кинофраншиза
Минский концерт российской группы, которая желала белорусам «нового президента», переносятМинский концерт российской группы, которая желала белорусам «нового президента», переносят
«Минари»: 8 из 10. Фильм, который точно западет вам в душу«Минари»: 8 из 10. Фильм, который точно западет вам в душу
Бывший продюсер прокомментировал ситуацию с Тимой БелорусскихБывший продюсер прокомментировал ситуацию с Тимой Белорусских
Шесть кафе и ресторанов Минска с отличными скидками!Шесть кафе и ресторанов Минска с отличными скидками!
фотофактПосле реконструкции открылся «МакДональдс» на Бангалор. Посмотрели, как там теперь
«Молчат дома» выпустили холодный и сюрреалистичный клип «Ответа нет»«Молчат дома» выпустили холодный и сюрреалистичный клип «Ответа нет»
0072938