Екатерина Смотреть онлайн!


/ Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии /

Виктор Зилов и его жена получили квартиру в «Новой Боровой». Площадь (вы не поверите!) 100 квадратных метров. Так начинается спектакль «Паляванне на сябе», который киевский режиссер Стас Жирков поставил в Республиканском театре белорусской драматургии по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Подробности предпремьерного показа — в рецензии TUT.BY.

Сцена из спектакля "Паляванне на сябе". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Валерия (Анастасия Боброва), Саяпин (Андрей Новик), Кушак (Сергей Шимко), Галина (Людмила Сидоркевич), Вера (Анна Семеняко), Дима (Дмитрий Давидович), Кузаков (Артем Курень) и Ирина (Гражина Быкова)

«Ало, я ў ціатры», — скажет на трасянке мужской голос, после чего прозвучат два выстрела, а зал взорвется от хохота. Это «предупреждение» — не только эффективное средство, которое заставило зрителей отключить перед спектаклем мобильные телефоны. Также оно сообщило, что спектакль будет на трасянке, а зрителям будет очень и очень смешно.

Чтобы больше не возвращаться к языковому вопросу, скажу сразу — трасянку в спектакле «Паляванне на сябе» ввели зря. Как, впрочем, и русский, на котором говорит часть актеров. Судя по всему, «многоязычье» персонажей, заложенное пинигинским «Ревизором», постепенно входит в моду. Тем более, что у обоих спектаклей был один переводчик — Мария Пушкина. Но если в Купаловском «трасяночный» выстрел оказался действенным, то в РТБД во многом холостым. Зал смеялся совсем по другому поводу.

Сцена из спектакля "Паляванне на сябе". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Саяпин (Андрей Новик), Кузаков (Артем Курень), Дима (Дмитрий Давидович) и Зилов (Максим Брагинец)

Пожалуй, главные зрительские овации заслуженно собрал блистательный характерный актер Сергей Шимко. Его Кушак (начальник Зилова) представал то советским чинушей, то стесняющимся интеллигентом, то плотоядным самцом, то начальником-бандюганом с голым торсом. Перевоплощения были настолько блистательны, что легко собрали бы овации любой публики — от театральной до телевизионной.

В отдельных лучших сценах пример с Шимко брало актерское трио: Артем Курень (Кузаков), Андрей Новик (Саяпин) и Дмитрий Давидович (Дима). Уморительные гримасы, мастер-класс по мимике и самоирония. К примеру, друзья успевали потроллить Давидовича, который играл самого себя (в пьесе Вампилова есть персонаж Дима).

Пожалуй, именно сцены с участием четырех названных актеров вызвали резонанс в театральной среде, который выплеснулся в социальные сети. По-своему это понятно. В «Паляванні на сябе» актеры смогли накричаться, наиграться и накривляться за долгие месяцы (если не годы) доминирования жесткого режиссерского рисунка.

Сцена из спектакля "Паляванне на сябе". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Зилов (Максим Брагинец), Кушак (Сергей Шимко), Вера (Анна Семеняко), Саяпин (Андрей Новик), Кузаков (Артем Курень), Дима (Дмитрий Давидович)

Но от души посмеявшись и, чего стесняться просторечных выражений, поржав, в какой-то момент поймал себя на мысли, что откровенный гротеск с элементами фарса превращается в аттракцион. Чтобы мысль была лучше понятна, проведу параллель с футболом. Представьте себе нападающего, который получает мяч около штрафной площади. Можно бить по воротам, пасовать и идти в обводку. Но спортсмен начинает набивать мяч ногами и головой, причем стоя на месте. Красиво? Да! Зрелищно? Да! Есть эффект? Так себе. Параллель проста: многие из этих ярких эпизодов, очевидно рассчитанных на зрительское внимание, практически не развивают спектакль и не раскрывают идеи, заложенные в пьесе Вампилова.

Концепцию Стаса Жиркова во многом можно понять благодаря образу главного героя. Роль Зилова — это однозначный шаг вперед для актера Максима Брагинца. Он демонстрирует широкий диапазон своих актерских способной. Технически его роль решена абсолютно профессионально. Но есть проблема.

Долгие годы критики и исследователи творчества Вампилова бились над загадкой, кто же такой Зилов. Недаром «Утиная охота» стала культовым произведением 1970-х. Но Брагинец в режиссерской версии Жиркова предлагает абсолютно однозначный ответ. Их Зилов — эгоист, «лайдак», пьющий на работе и играющий то ли в «стрелялки», то ли в «танчики», бабник, а еще и домашний тиран, готовый избить жену и едва не изнасиловать ее в публичном месте. И лишь в разговорах об охоте, на которую герой так и не попадет, он становится мечтателем и романтиком.

Сцена из спектакля "Паляванне на сябе". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Вера (Анна Семеняко) и Зилов (Максим Брагинец)

Сейчас после долгих лет молчания о проблеме домашнего насилия пишут едва ли не на каждом сайте (во многом из-за закона о противодействии домашнему насилию, который, увы, может так и не вступить в силу). Как современный режиссер, четко чувствующий дыхание и ритм времени, Жирков не мог не знать об этих проблемах. И то, что он акцентировал на этом внимание, делает ему честь. Но образ Зилова куда более глубок и сложен, а решен он абсолютно однозначно, по сути, Брагинец пользуется одной или несколькими красками. Развития образа нет, и наблюдать за главным героем становится не так интересно.

Движение сюжета во многом определяется отношениями между Зиловым и его женой Галиной. Именно героиня Людмилы Сидоркевич олицетворяет собой ту самую идеальную «даму, удобную в быту», возникшую в воображении отдельных колумнистов. Ее героиня кажется воплощением патриархального мира, она до поры до времени тиха и покорна, готова целую ночь ждать загулявшего мужа. Хотя им (как, например, в сцене перед приходом гостей на «ўлазіны») особенно не о чем разговаривать. Они чужие друг другу люди.

Сидоркевич удается тонко передать драму разрушающейся и исчезающей на глазах любви. Сцена, когда Зилов и Галина пытаются наладить отношения и вернуть чувства, прожита героями тонко и пронзительно. А воспоминание о самых важных словах, которые забыл Зилов, и вовсе отсылает к знаменитому в прошлом спектаклю «Крывавая Мэры», который в 1990-х поставил в Купаловском Александр Гарцуев, теперешний худрук РТБД.

Сцена из спектакля "Паляванне на сябе". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Ирина (Гражина Быкова), Саяпин (Андрей Новик) и Зилов (Максим Брагинец)

Единственное «но»… В отдельных эпизодах блистательная прима РТБД все-таки повторилась. Увы, минские режиссеры слишком часто используют актрису в типаже «всепрощающей учительницы», которая по-матерински заботится о своем избраннике. Временами это чувствовалось и при решении образа Галины.

Жена главного героя — разительный контраст с тремя другими женским образами: Валерией (Анастасия Боброва), которая появляется эпизодически, а также Ириной (Гражина Быкова) и Верой (Анна Семеняко). Валерия и Вера решены в ярком и гротескном стиле (при этом исполнительница роли Веры использует отдельные наработки из спектакля «С училища», в котором она сыграла экспрессивную роль Таньки). Ирина в майке с Микки Маусом кажется снежной королевой, сошедшей из суперпопулярного инстаграма.

Выбор, стоящий перед Зиловым, очевиден: чистая любовь (жена Галина), яркий секс и ничего больше (с Верой), а также желание вновь почувствовать себя молодым (с Ириной). В конце концов главный герой запутается в этом треугольнике (как выяснится, отчасти придуманном в его воображении) и потеряет все. Оставшись к финалу в одиночестве, Зилов прочитает прекрасное стихотворение современного белорусского поэта Стася Карпава. В нем он намекнет, что дело — швах («не перажыву зіму»).

Сцена из спектакля "Паляванне на сябе". Фото: архив Республиканского театра белорусской драматургии
Зилов (Максим Брагинец) и Галина (Людмила Сидоркевич)

Если вернуться к общей концепции спектакля, то, скорее всего, зрители усвоят правильный урок: издеваться над женщинами — мерзко и преступно, домашнему насилию — не место в нашем мире. Этой идее помогает и привязка действия к Беларуси (для зрителя важно, что все события разворачиваются не в далекой стороне, а совсем рядом — пример, на крахмальном заводе в Любани, как в спектакле). Если после этого спектакля подобные идеи «дойдут» до кого-то из домашних тиранов — прекрасно. Значит, «Паляванне» поставлено не зря.

Но для новой яркой интерпретации Вампилова этого все-таки недостаточно. Впрочем, РТБД отчаиваться не стоит. Уверен, что «Паляванне на сябе» станет одним из самых кассовых минских спектаклей этого сезона. Так это или нет, вы можете убедиться сами. Но насмеетесь точно — это я вам обещаю.

«Паляванне на сябе» 16+

Жанр: не камедыя

Аўтар: Аляксандр Вампілаў (па матывах п’есы

«Утиная охота»)

Пераклад: Марыя Пушкіна

Рэжысёр: Стас Жыркоў (Украіна)

Мастак: Алена Ігруша

Кампазітар: Андрэй Ругару (Украіна)

Прэм’ера: 10 кастрычніка (пачатак: 19.00)

Наступныя паказы: 11 кастрычніка, 3 і 28 лістапада (пачатак: 19.00)

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
  • Скидка 30% в будние дни с 11.00 до 18.00 на основное меню Чайхана
Все заведения