Александра Марданова / /

Над тем, чтобы премьера спектакля состоялась, трудится огромная команда. Мы же видим только актеров, которым достаются вся слава, аплодисменты и цветы. Вместе с velcom, который поддержал постановку спектакля «Радзіва Прудок» по книге Андрея Горвата, мы заглянули за кулисы Купаловского театра. Татьяна Кудинова работает здесь осветителем уже почти 40 лет. Мы узнали из первых уст о трудностях и радостях работы «в тени» артистов, а также о ярких моментах театральной жизни.

«Взяли временно, а осталась навсегда»

Татьяна родом из Одессы. В Минск попала, как говорит, случайно. Отучившись в техникуме на метролога, приехала в Беларусь на практику, а после здесь же писала диплом. Задерживаться не думала — хотелось домой, к маме. Но судьба распорядилась иначе: знакомство с будущим мужем развернуло все планы. И, получив в Украине открепление, Татьяна осталась здесь.

— А что делать, совершенно не знала. Работу было найти очень сложно, — вспоминает она. — И тут в мае 1979 года мне предложили место в театре, мол, «пока не найдешь что-то постоянное — потрудись тут». Получается, меня взяли временно, а осталась я навсегда.

Татьяна, не имея нужного опыта и образования, прошла все этапы карьеры осветителя: от помощника до самостоятельного специалиста. Профессиональное образование на тот момент можно было получить только в Ленинграде и Москве, поэтому приходилось учиться методом своих же проб и ошибок.

— Мне очень повезло, что я работала с интересными людьми. У нас был лучший на то время регуляторщик, Станислав Базаревский, — вспоминает Татьяна. — Он учил меня делать рассвет, закат, показывал, как правильно «дышать» светом — то есть делать переходы. Мастерство их выполнения выражается в том, чтобы зритель этого не замечал. Вообще, у нас, чем выше твой профессиональный уровень, тем меньше заметна твоя работа.

Так пролетело 16 лет работы в Купаловском театре. А в 1995 году Татьяна, как и многие, отсюда уволилась: начались проблемы с руководством.

— Тогда я ушла работать в Театр белорусской драматургии, — рассказывает героиня. — Но всегда хотелось вернуться. Купаловский для меня не работа, это — второй дом.

Однако «домой» Татьяна вернулась только в 2002 году по приглашению Бориса Герлована (народный художник Беларуси, сценограф. — Прим. TUT.BY), отработав перед этим еще несколько лет в Театре юного зрителя. Почему получилось вернуться не сразу, рассказывать отказалась. Говорит, не хочет углубляться.

— Главное, несмотря ни на что, ты обожаешь образ своей жизни, — добавляет женщина. — Эта атмосфера абсолютно волшебна, непонятна другим, но бесконечно любима нами, сотрудниками театра. Кто работу не любит, тот здесь не задерживается. А люди, которые знают, что это их призвание, трудятся много лет. И даже с такими сравнительно небольшими зарплатами, как у нас, — смеется она.

«Премьера — настоящий адреналин»

Однако сложностей хватает и без этого. По словам Татьяны, самый трудный период — репетиционный. Для нее он длится всего неделю: до этого труппа учит свои партии без света.

— Рождение спектакля — настоящее волшебство. Но в такие моменты нам приходится работать по 12−13 часов без выходных. И после репетиций тоже задерживаемся, — делится осветитель. — В это время забываешь обо всем. Еще сложно выезжать на гастроли. Ведь нужно повторить партитуру света в незнакомом театре, на другом оснащении и при других возможностях. А на адаптацию и репетицию у тебя порой есть всего лишь сутки.

Но, как признается Татьяна, в своей работе она любит все. Ее можно сравнить с работой художника. «Только он пишет кистями и красками, а мы рисуем лучами света», — отмечает она.

Особенно ценен момент, когда проведена премьера: это, по заверениям осветителя, настоящий адреналин.

— Перед премьерой очень сильно волнуешься. Намного больше, чем перед проведением спектакля, который уже играл, — рассказывает Татьяна. — Чтобы почувствовать уверенность, я всегда глажу консоль, молюсь, чтобы глаз не подвел, чтобы ушки слышали, чтобы ручка не тряслась. Конечно, как только начинаешь работать, волнение уходит. А по окончании, когда все прошло успешно, захлестывает волна энергии и счастья — все получилось!

Отличий в работе над разными спектаклями Татьяна не видит. «Каждый раз делаешь свою работу до потери пульса», — делится осветитель.

— Не думаешь ни про время, ни про отдых. Так было совсем недавно: в мае у нас состоялась премьера «Радзiва „Прудок“». В Минске все прошло очень хорошо, после мы ездили со спектаклем в Калинковичи и провели его там трижды. Кстати, эта постановка теперь одна из моих любимых, наравне с «Ревизором» и «Двумя душами», — улыбается женщина.

Рассказать о любимых постановках героиня может. А вот выделить кого-то из актеров считает невозможным.

— Театр меняется, техническое оснащение вместе с прогрессом шагает вперед. Но труппа у нас как была, так и осталась самой лучшей. Я люблю весь состав, каждого из них обволакиваю своим светом.

«Почему Гоголь не вышел на сцену?»

Сама Татьяна актрисой стать не хотела никогда: это сложная профессия, в которой есть риск не реализоваться.

— Иногда снится страшный сон: меня заставляют играть на сцене, а я не помню ни текста, ни порядка действий — ничего, — рассказывает она. — Нет, играть не хотела никогда. Да и только желания в этом деле мало, даже если оно идет вкупе с талантом. Надо еще найти своего режиссера, который рассмотрит в тебе искру и потенциал. Иначе все бесполезно.

Однако все спектакли Татьяна знает практически наизусть, ничуть не хуже актерского состава. На память, по словам героини, она совсем не жалуется.

— Я тоже должна запоминать текст. Мало ли, актер забудет слова — тебе не «подадут» реплику, а из-за этого не сделаешь световой переход, — объясняет осветитель.

Конечно, при этом театральная жизнь рабочими вопросами не ограничивается — всегда есть и над чем посмеяться.

— Коллеги из Оперного рассказывали, что однажды у них шло «Лебединое озеро». А особенностью декораций спектакля было то, что весь «задник» на сцене был прозрачным. И почему-то дежурный пожарный в полном обмундировании решил просочиться вдоль прозрачной стены через сцену. Конечно же, все зрители его увидели. Режиссер, актеры — все кричат ему: «Уходи оттуда! Возвращайся назад!» Тогда-то он понял, что что-то не так. Но не придумал ничего лучше, как изобразить лебедя и картинно пролететь за этим «задником», — смеется Татьяна.

Бывают казусы и с участием зрителей.

— Это была премьера «Мертвых душ». В конце на сцену выходит зрительница, дарит цветы артистам и начинает настойчиво спрашивать, почему Гоголь не вышел на сцену. Ничего лучше, чем ответ, что он заболел, найти не смогли, — улыбается женщина.

Татьяна уверена: театр — это множество историй, эмоций, ярких моментов и воспоминаний, это образ жизни и призвание. И когда у человека есть желание стать частью этого мира, все возможно.

— Если эта дорожка принадлежит человеку, то он с нее уже не сойдет. Но для успеха как на сцене, так и в закулисье важно помнить одно: нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

Партнер материала:

Спектакль по книге Андруся Горвата «Радзіва «Прудок», генеральным партнером которого выступает компания velcom, регулярно собирает полный зал Камерной сцены Купаловского. Билеты на ноябрь скоро в продаже, подробности на kupalauski.by и velcom.by.

В России определили лучший фильм года. В его основу легла книга белорусского писателяВ России определили лучший фильм года. В его основу легла книга белорусского писателя
Александр Гудков выпустил шуточный клип «Аквадискотека». Это надо видетьАлександр Гудков выпустил шуточный клип «Аквадискотека». Это надо видеть
По субботам будут проходить бесплатные онлайн-концерты с классными белорусскими музыкантамиПо субботам будут проходить бесплатные онлайн-концерты с классными белорусскими музыкантами
СМИ: Кристофер Нолан покинет Warner Bros из-за декабрьского скандалаСМИ: Кристофер Нолан покинет Warner Bros из-за декабрьского скандала
Выход нового фильма о Джеймсе Бонде «Не время умирать» перенесли (да, еще раз)Выход нового фильма о Джеймсе Бонде «Не время умирать» перенесли (да, еще раз)
Последние актуальные предложения от ресторанов Минска!Последние актуальные предложения от ресторанов Минска!
Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумерыПять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
ВыходныеЕсть планы на эти выходные? Если нет, ловите 11 отличных идей
Группа NaviBand дала концерт на плоту прямо посреди озера. Посмотрите видео, оно очень душевноеГруппа NaviBand дала концерт на плоту прямо посреди озера. Посмотрите видео, оно очень душевное
Интимные сцены из нового костюмированного сериала Netflix стали популярны на порносайтахИнтимные сцены из нового костюмированного сериала Netflix стали популярны на порносайтах
Вышел тизер нового сериала Netflix. Сюжет похож на один из лучших российских проектов 2020-гоВышел тизер нового сериала Netflix. Сюжет похож на один из лучших российских проектов 2020-го
отдыхУже год в столице работает музей Lego, но знают о нем не все. Взглянули на коллекцию минчан
Что критики и зрители пишут о новом мультфильме «Душа», который называют одним из лучших у PixarЧто критики и зрители пишут о новом мультфильме «Душа», который называют одним из лучших у Pixar
Дарим скидку 20% на сертификаты в единственную подводную фотостудию в МинскеДарим скидку 20% на сертификаты в единственную подводную фотостудию в Минске
Российская рок-группа «Операция Пластилин» выступит в Минске с презентацией нового альбомаРоссийская рок-группа «Операция Пластилин» выступит в Минске с презентацией нового альбома
ОбщепитВот где в городе продают самые вкусные суши (нашептали фудблогеры)
  • Скидка 30% на основное меню в обеденное время c 12:00 до 15:00 Вестфалия
Все заведения