Чемпионы Смотри сейчас


/

Самая долгожданная премьера лета — и это белорусское кино. Последний раз такое случалось настолько давно, что все очевидцы, возможно, уже поуходили на пенсию. AFISHA.TUT.BY посмотрела фильм-сенсацию «Хрусталь» Дарьи Жук, который будет выдвигаться от Беларуси на «Оскар», и считает, что это как раз тот случай, когда за свое не стыдно.

О чем кино:

Эвелина Сорока живет в Минске 90-х, работает диджеем в ночном клубе, тусуется с наркоманом Аликом и регулярно конфликтует с матерью-патриоткой. Веля хочет переехать в Чикаго, для чего отправляется за визой в американское посольство. От девушки требуется нормальное место работы, зарплата и, что называется, «стронг коннекшнс» с родиной. В погоне за первыми девушка покупает липовую справку о работе на заводе в поселке Хрустальный и указывает их контактный номер — с головы. Когда консул сообщит, что для проверки фактов будет связываться с контактным лицом с работы, Эвелине ничего не останется, как мчать на рейсовом автобусе в Хрустальный и просить все подтвердить.

Полный график кинопремьер

Разговор о Дарье Жук принято начинать так: родилась и выросла в Минске, в 16 лет переехала в США. Окончила Гарвардский и Колумбийский университеты, работала на канале HBO, сняла несколько короткометражных фильмов, которые стали участниками и лауреатами международных кинофестивалей. И все это заметно в картине «Хрусталь». Не в том смысле, что кино рассказывает о переезде обычной белоруски в «страну мечты» — до этого как раз, простите за небольшой спойлер, не дойдет. А в том, что кино Жук сделано именно, что называется, по-западному. «А ты что, не такая, как все», — скажет один из героев «Хрусталя» Степан Веле. Жук для белорусской киноиндустрии пока именно что не такая — знакомая с киноиндустрией, с процессами, научившаяся азам искусства в одном из самых престижных вузов США.

«Хрусталь» вышел как по учебнику: от сценарных ходов до производства и маркетинга. Чувствуется, что по ту сторону камеры и экрана огромная команда специалистов (один только оператор — Каролина Коста, знакомая по недавним «Взрослым играм» — чего стоит). Это уже не то кустарное кино, которое так и остается «минским андеграундом», не игры в блокбастеры от «Беларусьфильма» и не независимые прорывы вроде Лаврецкого. «Хрусталь» — это кино, которое вы теперь смело можете показать любому иностранному френду как доказательство, что и у нас есть что посмотреть. Считайте, это наша кинематографическая версия улицы Октябрьской — живая и прогрессивная.

Дебютное полнометражное кино по обыкновению всегда живое — в своих шероховатостях, в искренности, в личности автора. «Хрусталь» же чисто технически — почти безупречен. И в этом смысле, если и знакомить зарубежных профессионалов кино с белорусским продуктом, то только с таким — примером копродукции большой международной команды, в меру социальным, в меру личным, без радикализма, экспериментов, поиска и новаторства. С таким послом на международной арене у Беларуси наконец появился шанс к диалогу: теперь мы говорим с миром на одном языке и без акцента.

Но вернемся к экрану, а не к тому, кто за ним. Сама Дарья признавалась, что сценарий фильма был написан чуть ли не 10 лет назад, долго отлеживался и переделывался. Потом искались деньги, гранты, проводились питчинги — все это оставляет отпечаток на конечном продукте. История, пусть близкая автору, — все же плод фантазии сценариста и режиссера. Сама Дарья на Q&A после премьерного показа в Минске рассказала, что они долго не знали, чем закончить историю Эвелины. Авторские мытарства относительно финала — как лейбл «джорджо армани», который нашивает Веля на оранжевый пиджак, чтобы хоть за сколько продать, — пусть завуалированы, но заметны.

Одна из слабостей «Хрусталя» — в его хрустальной прозрачности. Что у автора на уме, у героев — на языке. Там, где о характере персонажа могут рассказать поступки, детали, мизансцены, говорит он сам — прямым и местами декларативным текстом. «Жить надо на родине!» — театрально аж дважды за фильм скажет мать Вели в исполнении белорусской актрисы Светланы Аникей. И выдаст небольшой, но пафосный монолог в духе «Оно вам что, на чужбине медом мазано?». Эвелина будет кричать на весь переход под «Площадью Победы»: «В этой стране никогда ничего не изменится!». Мысль, которая в годы максимализма, возможно, приходила ко многим, но вряд ли в крике души посреди подземного перехода.

С другой стороны, такая прозрачность — на руку зрителю. Чем понятнее кино, тем шире аудитория. В «Хрустале» много шутят, не дают публике соскучиться, к героям проникаешься сочувствием — не хочется делать преждевременных выводов, но такой ассортимент играет прокату только на руку. Кто-то из российских критиков уже поторопился назвать «Хрусталь» народным кино, сравнив его с «Ширли-мырли». И если противопоставлять народное авторскому, то я, пожалуй, соглашусь с таким утверждением. Все-таки для зрительского кино двойные смыслы и тройные рифмы — вещь вторичная.

В некоторых сценах в начале фильма героиня Насибуллиной надевает ярко-голубой парик. Есть ощущение, что влияние этого аксессуара распространяется на картину целиком. Инородность и неестественность перекинутся на речь персонажей (трасянка — крайне опасная вещь, ее сложно имитировать, на ней нужно уметь говорить), на отдельные поступки (эпизод в милиции — непоследователен, нелогичен и зависает в воздухе), на сцены целиком (шапито с выкупом смотрится беззубо и наигранно даже для такого сюжета). В итоге вопреки задумке режиссера чужеродными в фильме становятся по очереди все: и Веля, и ее друг Алик, невеста, милиционер. Получается хоровод функциональных персонажей вместо живых.

Сама идея отрефлексировать 90-е берет автора в заложники. Этим уже занимался Балабанов и Зельдович, Тодоровский и Чухрай, Меньшов и Астрахан, а совсем недавно — Балагов и Хант. Вернуться к теме спустя 25 лет можно, главное — не с пустыми руками. Идея, как выкуп за того самого несчастного заложника, требует переосмысления. Чего у «Хрусталя» за душой нет. Есть очаровательные воспоминания о кассетных плеерах, о ярких спортивных костюмах и джинсовых юбках, есть родные места, узнаваемый Минск и архивные кадры, яркая натура, точеный профиль Насибуллиной и не теряющая актуальность «американская мечта». Немало ведь, правда? Для нового белорусского кино — целый шкаф-купе с импортными шмотками. Для мирового — спичечный коробок. «Хрусталь» — не просто шаг вперед для отечественной кинематографии, это прыжок в длину, но в контексте мировой — еще один фильм про девушку из провинции, мечтающую поскорее уехать.

На фестивалях всех мастей, от Карловых Вар и Сан-Себастьяна до «Сандэнса» и параллельных секций Канн, истории взросления — частые гости. Все они так или иначе сводятся к чьей-то мечте, тернистому пути ее достижения, переломному моменту, будь то душевная или физическая травма, и в финале осознанию себя как взрослого. На этом поле можно играть по правилам и выдавать на-гора те же «Взрослые игры», а можно принять правила к сведению и выдать что-то более оригинальное и талантливое, как это сделали недавние исландские «Воробьи» Рунара Рунарссона.

Так или иначе авторы любят повторять, что им не важны фестивали и критики, их судья — зритель. И здесь на стороне «Хрусталя», бьюсь об заклад, весь суд присяжных. Это кино подкупает тем, что пытается рассказать про нас, снимает Минск в Минске, показывает знакомые всем интерьеры с коврами на стене и антресолями, со свадьбой во дворе и оливье в тазиках. Радость узнавания в кинотеатре — то, что заряжает зрителя эмпатией. И здесь я тоже выступлю адвокатом фильма, буду страстно рекомендовать посмотреть его в кино и горячо болеть, если картину все же отправят на «Оскар». Просто потому, что в большой гонке болеть за своих — дело чести.

Но если вы спросите у меня, какой мой любимый современный белорусский фильм, я назову «Завтра» Юлии Шатун. Кино, которое выходит в прокат уже совсем скоро. Которое не претендует на «Оскар», но так цепко хватает всю суть белорусского менталитета, так филигранно владеет языком кино, что у меня мурашки: откуда это в 20-летней девушке без дипломов и грантов, без продюсеров и фондов, без денег и опыта. Не иначе как белорусское чудо.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Читайте также

Как зарубежные эксперты и зрители оценивают фильм, который выдвигается на "Оскар" от Беларуси
Как зарубежные эксперты и зрители оценивают фильм, который выдвигается на «Оскар» от Беларуси
"Люди сидели в проходах". Режиссер фильма, выдвинутого на "Оскар", — о премьере и Минске 90-х
«Люди сидели в проходах». Режиссер фильма, выдвинутого на «Оскар», — о премьере и Минске 90-х

***

Напомним, 25 августа в приложении «Афиша TUT.BY» стартовал новый розыгрыш, где у каждого участника есть возможность получить 3 парных билета на концерт Noize MC, который пройдет 20 октября в «». Победители будут объявлены 31 августа.

 

Розыгрыш билетов!

Новый розыгрыш в приложении "Афиша TUT.BY"! Можно бесплатно получить билеты на концерт рэпера Басты

Определяем самый мерзкий фильм ужасов последних лет по версии читателей AFISHA.TUT.BYОпределяем самый мерзкий фильм ужасов последних лет по версии читателей AFISHA.TUT.BY
Фото: instagram.com/kendricklamarУзнали, какой альбом провел 358 недель в главном чарте мира. И это рекорд!
Группа "Петля пристрастия"Ваши любимые белорусские музыканты споют на концерте против смертной казни
В Минске покажут легкий спектакль с Ардовой и ПолицеймакоВ Минске покажут легкий спектакль с Ардовой и Полицеймако
Минчане выиграли поездку в Диснейленд: «Мы не ожидали таких впечатлений!»Минчане выиграли поездку в Диснейленд: «Мы не ожидали таких впечатлений!»
концертыВ Сети ругают бесплатный «Wargaming Fest: День танкиста». Что отвечают организаторы
Скриншот: видео TUT.BYЛазерное шоу и мисс Беларусь на подиуме. На станции «Петровщина» опять сыграют классику
Ушла эпоха. Главный герой «Покемонов» наконец стал чемпионом (ему понадобилось всего 22 года)Ушла эпоха. Главный герой «Покемонов» наконец стал чемпионом (ему понадобилось всего 22 года)
Фото: Анна Иванова, TUT.BYСамые популярные заведения Минска в соцсетях. Ловите топ
Фото ReutersВ Минске на три дня выставят оригинальную работу Бэнкси
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BYВас приглашают на бесплатный пикник возле Купаловского театра, где соберется вся минская богема
Фильм про стриптизерш с первой недели взлетел на верхнюю строчку кассовых картин МинскаФильм про стриптизерш с первой недели взлетел на верхнюю строчку кассовых картин Минска
В Минске покажут культовый фильм Тарковского. И его представит тот самый Антон ДолинВ Минске покажут культовый фильм Тарковского. И его представит тот самый Антон Долин
Театр«Подружился с самой лучшей цыпочкой». В Минске поставили спектакль о дружбе и первой любви. 5 из 5
Беларуска-польскi фэст у СулеБеларуска-польскi фэст у Суле
Фото: Дмитрий Наумович, TUT.BYДва дня безудержного веселья. «Ленинград» анонсировал еще один концерт в Минске
  • В будние дни с 15.00 до 17.00 скидка 100% на вторую порцию хинкалей Хинкальня
  • Скидка 10% на банкетное меню ко Дню рождения Катюша
Все заведения