/

6 марта Министерство культуры объявило конкурс на организацию и проведение юбилейного, 25-го Минского международного кинофестиваля «Лiстапад». Что стоит за этими словами и почему такой подход может убить главный фестиваль страны, объясняет AFISHA.TUT.BY.

Что случилось?

Министерство культуры в марте объявило конкурс на организацию и проведение «Лiстапада-2018». Стоимость закупки — 350 тысяч рублей. В эту сумму, согласно конкурсным документам, должны быть включены проведение и организация церемонии открытия и закрытия юбилейного фестиваля, аренда сценического оборудования, оплата затрат по приглашению гостей и прочие расходы по проведению кинофестиваля. В числе требований к победителю конкурса — привлечение внебюджетных средств, необходимых дополнительно для финансирования фестиваля.

К команде в числе прочего предъявляются такие требования, как опыт по организации подобных киномероприятий от 5 лет и квалифицированный персонал. Дедлайн конкурса — 4 апреля.

Что это значит?

Фактически это значит, что международный кинофестиваль до апреля находится без дирекции. То есть подготовка к юбилейному, 25-му «Лiстападу» не ведется полным ходом, а даже еще не началась. И после окончания конкурса с организаторами фестиваля заключат договор на проведение ровно одного кинофестиваля. И прекратит действовать документ после завершения «Лiстапада-2018», опять оставив тот бесхозным.

Почему конкурс на проведение кинофестиваля может ему навредить?

Организация кинофестиваля в построении процессов не похожа на организацию разового концертно-зрелищного мероприятия. Дирекция фестиваля работает круглый год, зачастую ведя переговоры о гостях и фильмах — участниках конкурсов за год и даже за пару лет до мероприятия. Простой пример: обсуждение ретроспективы литовского кино, которая прошла в рамках фестиваля в 2017 году, началось два с половиной года назад.

Кроме того, международный кинофестиваль должен регулярно участвовать в мировых кинопроцессах — быть представлен на кинорынках и фестивалях. Это невозможно сделать, если дирекция фестиваля работает на основе ежегодного конкурса и каждый раз ее выбирают заново. Исходя из предложения Минкульта дирекция начнет работу не раньше апреля. При этом пропустив два самых крупных кинофестиваля и кинорынка — Берлинский (который проходит в феврале) и Каннский (который проходит в мае, но аккредитацию на который получают уже с января). То есть участие главных мировых фестивальных премьер с этих форумов в «Лiстападе-2018» становится под вопросом.

Дальше: в случае, если дирекция фестиваля не работает непрерывно круглый год, а, по условиям конкурса, «сдает» проект после окончания фестиваля, становятся невозможными договоренности, которые минский кинофестиваль заключает с иностранными партнерами заранее и наперед. В такой ситуации вместо свежих фестивальных премьер на белорусский фестиваль будут приезжать фильмы двухлетней (и более) давности.

И наконец, бюджет, предусмотренный министерством, равняется 350 тысячам рублей. В прошлом году бюджет фестиваля составил 670 тысяч рублей (для сравнения: фестиваль в Вильнюсе стоит 450 тысяч евро, а, скажем, в Карловых Варах — 4 миллиона). Но и эта сумма — 350 тысяч — поступит на нужды фестиваля не сразу: 40% во втором квартале и еще 30% — в третьем. Остальное — по окончании.

Любопытно, что прошлогодний бюджет «Лiстапада» примерно на 30 процентов ниже бюджета, скажем, 2010 года (который составил 1 млрд 400 миллионов рублей, или около 920 тысяч рублей в эквиваленте на 2018-й год). Хотя, казалось бы, чем крупнее становится фестиваль, тем больше средств ему должно выделяться.

А как это должно работать?

Мировая практика бескомпромиссна: дирекция международного кинофестиваля должна работать круглый год и меняться не стихийно, а преемственно. На последнем Берлинале широко обсуждался уход художественного и исполнительного директора Дитера Косслика, который руководил форумом на протяжении 17 лет — столько длился договор команды Косслика и берлинского правительства. Столь длительное сотрудничество — частая практика на крупных фестивалях. Программные директора становятся лицом форума, формируют его концепцию и имидж в мировом фестивальном движении. От их имени ведутся переговоры, их выбор и профессионализм обеспечивают репутацию конкурса.

Но интересно еще вот что. Когда стало понятно, что 2018-й год для Косслика на Берлинале последний, сразу объявили, что в следующем году фестивалем будут руководить два директора — новый и старый. Для Европы это необходимая и нормальная практика — преемственность и передача дел. Все понимают, как сложно устроен процесс организации фестиваля и как просто разрушить все, что так долго создавалось предыдущими командами. К слову, на Каннском кинофестивале более семи лет работало два программных директора — долго уходивший в отставку Жиль Жакоб и его преемник Тьерри Фремо.

Почему тогда у нас так не получается?

Согласно закону Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», государство обязано проводить конкурс на закупку культурных мероприятий с государственным финансированием. То есть пока фестиваль «Лiстапад» финансируется Министерством культуры, его дирекция должна выбираться путем конкурса.

А кто последние годы организовывал «Лiстапад»?

Учредителями фестиваля являются Министерство культуры и Минский городской исполнительный комитет при участии Белтелерадиокомпании, Национальной киностудии «Беларусьфильм», Белорусского союза кинематографистов. Организацию фестиваля — то есть все действия, связанные с составлением программы, переговорами, приглашением гостей, формированием жюри, работой с площадками, волонтерами и т.п. — словом, все функции фестивальной дирекции — с 2010 по 2017 год выполняет «Центр визуальных и исполнительских искусств «Арт Корпорейшн». Команда «Арт Корпорейшн» помимо «Лiстапада» известна проведением в Минске театрального форума «Теарт», ежегодной ретроспективы японского кино, а также прокатом авторских фильмов в рамках программы ««Лiстапад». Коллекция».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Известно, что в 2011 году «Лiстапад» получил аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), фактически став международным кинофестивалем наряду с другими более или менее известными форумами от Берлина, Канн и Венеции до фестивалей в Вильнюсе, Варшаве и Москве.

Также пару лет назад минский фестиваль обзавелся индустриальной панелью — площадкой, которая позволяет питчинговать белорусские кинопроекты, презентовать их для зарубежных кинематографистов, искать финансовую и другую поддержку для местного национального кино.

Кроме того, в 2017-м году белорусские кинокритики вступили в Международную федерацию кинопрессы ФИПРЕССИ.

Подобные изменения возможны только в том случае, если работа над фестивалем ведется в течение всего года непрерывно. В противном случае ни о каком членстве в международных федерациях и ассоциациях не может быть и речи, а это откатит фестиваль на семь-восемь лет назад, когда приставка «международный» на практике означала только участие фильмов из разных стран.

И что, выходит, решения проблемы нет?

Есть. Дело в том, что закон не запрещает специализированному ведомству инициировать изменения в законе, если они поспособствуют развитию как отдельного фестиваля, так и отрасли в целом.

Однако новый министр культуры Юрий Бондарь на коллегии отметил, что «в 2018 году потребуется радикально изменить подходы к формированию программ «Лістапада», и в первую очередь национального конкурса, организаторы которого в немалой степени поспособствовали смещению акцентов в представлениях о белорусском кино».

Отметим лишь, что с каждым годом фильмов в национальном конкурсе становится все больше, и они получают уже не просто вежливую, а зачастую восторженную оценку экспертов. Возьмите победителя национального конкурса прошлого года фильм «Завтра» Юлии Шатун. Картину, которую буквально на днях включили в лонг-лист премии «Восток-Запад. Золотая арка» (награда Конфедерации союзов кинематографистов, куда входит 12 бывших союзных республик СССР). А теперь вдумайтесь: белорусское — среди 34 таких выдающихся фильмов как победитель Берлинале «О теле и душе», победитель «Кинотавра» «Аритмия», участники Каннского кинофестиваля «Теснота», «Нелюбовь» и далее по списку. То есть если смещение акцентов и произошло, то в сторону качественного конкурентоспособного фестивального кино. Что сейчас нужно не растерять и укрепить.

Ладно, все понятно, но жмых и тара при чем?

На официальном сайте по государственным закупкам размещена информация обо всех закупках, проводящихся государством. Международный кинофестиваль «Лiстапад» в списке соседствует с закупками, скажем, рапсового жмыха и деревянной тары. Занимательная классификация.

Любимица миллионов из Black Star выпустила новую версию клипа, который очень популярен у белорусовЛюбимица миллионов из Black Star выпустила новую версию клипа, который очень популярен у белорусов
В начале февраля пройдет новый кофейный Gastrofest. Сколько будут стоить сеты?В начале февраля пройдет новый кофейный Gastrofest. Сколько будут стоить сеты?
Селена Гомес выпустила новый клип. И спела на испанском!Селена Гомес выпустила новый клип. И спела на испанском!
Бело-красные ленты из самого сердца Израиля: Анна Хитрик представляет клип «Навагодняя паштоўка»Бело-красные ленты из самого сердца Израиля: Анна Хитрик представляет клип «Навагодняя паштоўка»
Мы знаем, чем вы будете заниматься по пятницам. В музее Азгура покажут отличные старые фильмыМы знаем, чем вы будете заниматься по пятницам. В музее Азгура покажут отличные старые фильмы
Удобные и выгодные предложения от ресторанов Минска!Удобные и выгодные предложения от ресторанов Минска!
Новое место«Такой формат только начинает дышать». На Герцена открылось кафе с поздними завтраками и игристым
«Обыкновенная страсть»: 5 из 10. Секс ради секса«Обыкновенная страсть»: 5 из 10. Секс ради секса
«Мы сделали работу достоверно и хорошо». Актер Янковский прокомментировал скандальную сцену с Асмус«Мы сделали работу достоверно и хорошо». Актер Янковский прокомментировал скандальную сцену с Асмус
Устали деградировать? Ловите семь отличных идей, чем заняться в январеУстали деградировать? Ловите семь отличных идей, чем заняться в январе
Новое местоУ владельцев «Пицца Темпо» и «Васильки» — новый проект. Показываем ресторан
На большом экране покажут спектакль «Онегин» одного из самых популярных российских режиссеровНа большом экране покажут спектакль «Онегин» одного из самых популярных российских режиссеров
Шесть российских сериалов, которые выйдут в 2021 году. Сами их ждем, и вы присмотритесьШесть российских сериалов, которые выйдут в 2021 году. Сами их ждем, и вы присмотритесь
Сколько-сколько? Назван гонорар актрис за съемки в продолжении «Секса в большом городе»Сколько-сколько? Назван гонорар актрис за съемки в продолжении «Секса в большом городе»
Николь Кидман призналась, что ей сложно далась роль в последнем сериалеНиколь Кидман призналась, что ей сложно далась роль в последнем сериале
Известная кофейня с Карла Маркса вернулась к работе спустя месяц простоя после проверокИзвестная кофейня с Карла Маркса вернулась к работе спустя месяц простоя после проверок