Подводная фотостудия Скидка 20%


Андрей Диченко /

6 апреля в Минске покажут новый фильм Олега Мавроматти «Страус, обезьяна и могила». Режиссера и акциониста, который эмигрировал в США из-за преследования в России по знаменитой 282-й статье (Разжигание национальной, расовой и религиозной вражды), продюсера ставшего мемом «Зеленого слоника». AFISHA.TUT.BY пообщалась с Мавроматти о том, почему в современных медиа важна политизация акционизма, как YouTube влияет на современное кино и что стало с тем самым уголовным делом.

Справка AFISHA.TUT.BY:

Олег Юрьевич Мавроматти (род. 5 февраля 1965, Волгоград) — российский художник-акционист, режиссер. Один из ярких представителей московского акционизма. Режиссер фильмов «Слепое пятно», «Дуракам здесь не место», «Страус, обезьяна и могила» и других. Продюсер культового «Зеленого слоника».

Фото из архива героя
Фото из архива героя

«Скандал не делается в одиночку»

— В свое время у истоков акционизма стоял ты и близкие тебе по духу люди. Сегодня фактически главным акционистом России называют Петра Павленского. Как ты считаешь, можно ли сказать, что наступило время акционизма?

— Сейчас действительно немного иное время. То, что делал я, и то, что делает Петр Павленский, — это немного разные вещи. Его пример как раз показывает, что понадобилось целых 16 лет, чтобы отношение у людей к акционизму поменялось. Сегодня имеет место перф-искусство новой генерации. Более простое, незатейливое и, конечно, политически ангажированное. Художник действует на злобу дня. Тогда как нас интересовала история искусства, диалог с концептуализмом разумеется в рамках левого критического дискурса. Аудитория Павленского намного обширнее, прежде всего из-за возможности распространять информацию о художественном жесте в социальных сетях. Наши акции не освещались так широко и оттого не имели такого резонанса. Их попросту негде было обсуждать, кроме как в арт-тусовке.

— Помимо того, что ты являешься художником, тебя еще знают как режиссера. Сегодня сложилась такая ситуация, что люди меньше замечают провокационное кино, но больше внимания уделяют актам радикального искусства. С чем связаны такие перемены?

— Не могу сказать, что это так. В таких сферах все зависит от того, с кем ты работаешь и как. Павленский — это человек, который профессионально работает с людьми, которые занимаются пиаром и медиа. И здесь мы видим ситуацию, когда люди из медиа вместе сработали, как только он появился. Если вспомнить, что его первая и последние акции — совершенно разные по резонансу. Постепенно Петру удалось задействовать таких людей, как Андрей Ерофеев и Марат Гельман. А у них уже, в свою очередь, с годами появилось намного больше возможностей, чтобы донести творческий акт правильно и громко. Еще один хороший пример из этого контекста — Pussy Riot. Первые их акции были совершенно незаметными. А уже акция в храме, которая появилась в собранном виде только на YouTube, была грамотно спланирована. Помимо случайных зрителей, там находились заранее подготовленные корреспонденты. И ясное дело, что они туда пришли не просто на это все поглазеть. Поэтому вывод тут один — нельзя говорить, что раньше фильм мог сработать лучше акции. У акции, конечно, есть то, что более привлекательно для раскрутки — акция проходит очень быстро. В ее подготовку почти ничего не надо вкладывать. Это, скорее, вопрос пиар-технологий, а не культурного продукта.

— Можно ли тогда сказать, что акционизм наконец-то вышел из андеграунда?

— Он стал в каком-то смысле мейнстримом. Говорить об этом можно в том числе потому, что очень большое количество людей заинтересовано, чтобы такое явление имело право быть. Когда царит информационный вакуум, такое яркое событие не проходит даром. Такой метод общения с государством — довольно эффективный. Эффективный только по той причине, что если бы Павленский поджег дверь ФСБ без информационной поддержки, то сел бы он навсегда. За примером далеко ходить не надо: например, после акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя туда зашел человек, утверждавший, что он художник, и облил какие-то иконы красной краской. Его арестовали и осудили, но кто сейчас про него вообще помнит? Он пришел в храм один! Рассчитывая на резонанс, на скандал… Но скандал не делается в одиночку.

Фото из архива героя
Фото из архива героя

— Почти все твои акции зачастую нарушали Уголовный кодекс. Поэтому вопрос: высказывание художника можно воспринимать как попытку модернизации уголовных статей или, наоборот, продемонстрировать его абсурдность?

— Существует такой закон, как Конституция. Там четко описаны те вещи, которые имеет право делать гражданин. И все, что я делал, укладывалось в Конституцию. В своем случае лично я не вижу никаких нарушений законов. В отличие от текущий ситуации с Петром Павленским, мы никогда не вступали в физическое противоборство с законодательством. И то, что меня в России преследовали по 282-й статье, это, скорее, исключение.

— Но тем не менее уголовное дело против тебя по сей день не закрыто?

— Нет, оно закрыто начиная с 2014 года. Но мои адвокаты мне все равно посоветовали, чтобы я на родине не появлялся. Это может вызвать волну новых уголовных дел.

«YouTube говорит со мной на моем визуальном языке»

— Вернемся к режиссуре. Сейчас ты закончил работу над новым фильмом «Страус, обезьяна и могила». Насколько я слышал, вместе с тобой работал белорусский актер. Расскажи о нем.

— Да, главного героя фильма сыграл белорус из Бреста — талантливый актер Виктор Лебедев. Наш фильм уже готов, делали мы его около трех месяцев. И всю координацию во время работы над ним мы осуществили по скайпу. Виктор стал для меня моим аватаром. Говоря о его роли — он выступил не только как актер, но и как оператор, и как соавтор сценария. Думаю я впервые за историю кино снял фильм вот так дистанционно. И тут огромная заслуга Виктора.

Кадры из фильма «Страус, обезьяна и могила»
Кадры из фильма «Страус, обезьяна и могила»

— Глядя на твою фильмографию, нельзя не отметить, что почти все свои фильмы ты делаешь в Восточной Европе, хоть и живешь в Нью-Йорке. Есть какая-то тяга к этому региону?

— Не думаю, что это так. В Америке я снял несколько фильмов. Правда, один из них, «Ножик Лидабу», превратился в долгострой и я никак не могу довести его до ума. Забавно, что за это время актеры состарились, а поэтому фильм напомнит машину времени. Люди, которые там снимались, увидят себя спустя десять лет. Надо сказать, что материал не просто лежит в архиве, он постоянно в работе.

— В чем кроются подводные камни, когда ты работаешь с кино в США?

— Самая большая проблема — это то, что в США очень не любят иностранцев в кинематографе. Если ты вспомнишь несколько фамилий неамериканских режиссеров, которые там работают, то знай, что это просто счастливчики. Даже если взять Славу Цукермана, который снял культовое «Жидкое небо», то после этой работы в 1982 году он ничего дельного и не снял. Поэтому на фоне его остальных работ не очень высокого уровня «Жидкое небо» выглядит такой же случайностью.

Кадры из фильма «Страус, обезьяна и могила»
Кадры из фильма «Страус, обезьяна и могила»

— Поговорим о твоем фильме The Bastards. Он был снят в 2000 году, но, глядя его сейчас, сразу же угадывается образ просто эталонного «ватника». Ты уже тогда прочувствовал, что случится в России?

— Скорее там был показан не ватник, а эталоннейший видеоблогер, которых сейчас уйма. Скажу более: для меня этот фильм был работой в кино, которое фактически делается в YouTube, но без него, если можно так выразиться. Вот в этом смысле фильм опередил время. Он снят так, как его снял бы нынешний блогер: говорящая голова вещает о своих проблемах. Так уж случилось, что именно в нем я набросал все то, что станет через несколько лет классическим YouTube-стилем. Наверное, потому я и ринулся в YouTube, обнаружив там все то, что уже сделал. Получилось так, что YouTube говорит со мной на моем визуальном языке.

— Творческие люди мечтают попасть в Нью-Йорк. Лично тебе что дал этот город?

— Буду банален, но Нью-Йорк — это чувство свободы. Когда идешь вечером по Таймс-сквер, ты словно оказываешься на киноплощадке. Тут все знакомо по фильмам. В архитектуре, предметах, людях есть странная детализация которая составляет ту неповторимую американскую визуальность — такое хочется снимать и снимать. Когда живешь в Нью-Йорке, начинаешь понимать, чем была «Фабрика» Уорхола. Или, иначе говоря, ты наконец по настоящему проникаешь в головы тех, кто снимал «Треш» или The Driller Killer. Находишь ответ на вопрос, почему тут снимали именно так.

— В связи с твоими жизненными обстоятельствами ты утерял несколько фильмов, которые снял. Каково это, терять свое детище, над которым столько работал?

— Ох, это сложно. Когда у меня случился обыск в 2000 году, все конфисковали. Потом я пришел к следователю и увидел все свои материалы на полу, и по ним ходили люди в сапогах. Просто топтали на моих глазах все, что сделано за десять лет. Разрыв сердца, не иначе. Вложил душу, а потом это уничтожается и идет на помойку.

— Сегодня в тренде у людей — смотреть абсолютно жестокие фильмы типа «Свадебной вазы» или «Человеческой многоножки». Как ты считаешь, откуда берется мода на сплаттерпанк (вид литературы ужасов, где подчеркнуто гротескная фантазия соседствует с натуралистическими сценами кровавого насилия. — Прим. TUT.BY)?

— Я не знаю, откуда берется мода. Наверное, из-за доступности «жести» в Сети. И конечно, сегодня это воспринимается как что-то прикольное, а не ужасное. В том, где люди раньше видели ужас, сегодня видят абсурд. Можешь ли ты представить человека, который бы плакал над «Человеческой многоножкой»? Люди включают такое кино, чтобы приколоться над нелепостью происходящего.

— Твой фильм «Дуракам здесь не место» сделан из видео с YouTube. Свой эксперимент с этим видеохостингом ты считаешь завершенным или же будешь дальше развивать это направление?

— Конечно, буду! Собственно, только тем и занимаюсь последние несколько лет. Новый фильм «Страус, обезьяна и могила» снят в такой же манере. Специально под эту концепцию мы написали манифест post cinema, в котором сформулировали методологию.

Кадры из фильма «Страус, обезьяна и могила»
Кадры из фильма «Страус, обезьяна и могила»

— Пробовал ли ты, кстати, заявлять свои фильмы на серьезные американские фестивали?

— У отборщиков фестивалей был интерес к фильму «Дуракам здесь не место». Но они смотрели кино, а потом отказывались его брать. Американскому зрителю главный герой фильма «Дуракам здесь не место» оказался вообще чужд и непонятен. Складывалось ощущение, что тамошняя публика — снобы и эстеты. Конформистской публике приятнее наслаждаться, а не получать порку с экрана. В целом сегодня даже артхаус скатывается в какую-то конформистскую яму. Компромиссом между экспериментом и форматом могу назвать фильмы Ларса фон Триера.

— Когда готовишься снимать новый фильм, ориентируешься ли ты на потребителя?

— Нет. Делаю кино только на своей волне. Мнение зрителей для меня, конечно, важно, но я не буду потакать диктатуре потребителей.

— Ну и напоследок вопрос про «Зеленого слоника», в котором ты выступил продюсером. В 1999 году ты мог себе представить, что сюжет этого фильма дословно будет знать каждый школьник, знакомый с культурой интернет-мемов, спустя 15 лет?

— Никто такого не мог подумать. Тогда помню, мы ходили вместе с моим другом, продюсером Сергеем Сальниковым по всяким топ-персонам того времени типа Александра Атанесяна, Марка Рудинштейна и прочих. Пытались как-то двигать этот фильм, но наталкивались на гневное неприятие. Все нас посылали подальше и говорили, что это самое омерзительное, что они видели. Говорили еще, что фильм исчезнет и что никто его никогда не вспомнит. Смешно конечно, что всех тех людей, которые так говорили, сейчас просто нет, а «Зеленый слоник» стал интернет-мемом и культурологическим феноменом. Тогда мы были в жуткой депрессии и вообще казалось, что жизнь кончилась. Но жизнь показывает, что такие вещи предсказать просто невозможно.

***

Напомним, AFISHA.TUT.BY для пользователей своего приложения проводит розыгрыш двух билетов на концерт группы Pain.

Для участия вам необходимо:

1. Скачать приложение «Афиша» для iOS или Android

2. Открыть раздел «Розыгрыши» и нажать «Участвовать»

>> скачать для iOS

>> скачать для Android

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Расследования Навального получили премию российской кинопрессы. Главная награда — у КончаловскогоРасследования Навального получили премию российской кинопрессы. Главная награда — у Кончаловского
На стадионе «Динамо» пройдет масштабный музыкальный фестиваль TOP FESTНа стадионе «Динамо» пройдет масштабный музыкальный фестиваль TOP FEST
Известный московский дизайнер Артемий Лебедев назвал вкусный ресторан в МинскеИзвестный московский дизайнер Артемий Лебедев назвал вкусный ресторан в Минске
торговля«Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
Моргенштерн и Slava Marlow выступят на фестивале в деревне под Минском. Мы не шутим!Моргенштерн и Slava Marlow выступят на фестивале в деревне под Минском. Мы не шутим!
Вышел клип Аллы Пугачевой. Это саундтрек к новому фильму Данилы КозловскогоВышел клип Аллы Пугачевой. Это саундтрек к новому фильму Данилы Козловского
Группа «Каста» прокомментировала ситуацию с минским концертомГруппа «Каста» прокомментировала ситуацию с минским концертом
ВыходныеКуда сходить 9−11 апреля? Ловите девять симпатичных идей
КонцертыВ Минске прошел необычный концерт. На такой же можно будет попасть на следующей неделе
«Посмотрите клип и улыбнитесь». Белорусы сняли ролик о том, что можно быть старомодным«Посмотрите клип и улыбнитесь». Белорусы сняли ролик о том, что можно быть старомодным
Названа самая провальная супергеройская кинофраншизаНазвана самая провальная супергеройская кинофраншиза
Минский концерт российской группы, которая желала белорусам «нового президента», переносятМинский концерт российской группы, которая желала белорусам «нового президента», переносят
«Минари»: 8 из 10. Прошла любовь, завяли помидоры«Минари»: 8 из 10. Прошла любовь, завяли помидоры
Бывший продюсер прокомментировал ситуацию с Тимой БелорусскихБывший продюсер прокомментировал ситуацию с Тимой Белорусских
Шесть кафе и ресторанов Минска с отличными скидками!Шесть кафе и ресторанов Минска с отличными скидками!
фотофактПосле реконструкции открылся «МакДональдс» на Бангалор. Посмотрели, как там теперь
  • Счастливые часы: каждый день с 17:00 до 19:00 скидка 30% на бургер из говядины Амели
  • Счастливые часы: каждый день с 17:00 до 19:00 скидка 30% на хачапури по-Аджарски Амели
Все заведения
0072986