Культура


/ Фото: Владимир Евстафьев /

В августе с поста генерального директора столичного «Киновидеопроката» ушел Василий Коктыш, руководивший им 20 лет. В начале декабря его место занял Юрий Чечукевич. Спустя 100 дней после назначения Чечукевич дал первое большое интервью AFISHA.TUT.BY и рассказал о том, какие кинотеатры ждет реконструкция, будет ли построен кинозал в Каменной Горке и работает ли прокат на самоокупаемости.

Фото: Владимир Евстафьев, TUT.BY

Справка AFISHA.TUT.BY

Юрий Чечукевич — генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома (сеть столичных кинотеатров, в которую входит 14 объектов по всему городу). В прошлом — первый секретарь Минского городского комитета ОО «БРСМ».

На стенах в холле двухэтажного здания по улице Красноармейской, где находится главный офис «Киновидеопроката», — множество дипломов, грамот и благодарностей. Василию Коктышу — за работу в структуре проката и за содействие в проведении ММКФ «Лiстапад», и Юрию Чечукевичу — в основном за старые заслуги и активную работу первичной организации БРСМ. Интересуемся, почему Юрий Валерьевич выбрал именно эту сферу — кино.

— Выбрать эту сферу предложили те люди, которые авторитетны для меня. Скажем, руководство города. И я естественно это предложение принял.

— До этого вы себя к людям «от кино» причисляли?

— До этого я кино не посещал часто. Среди форм досуга я выделял две — это чтение и спорт, в частности футбол. Если сейчас мне задать вопрос: «Вы пойдете в кино или прочитаете книгу?», — я выберу книгу. Впрочем, сегодня я уже перестраиваюсь и более активно посещаю кинотеатры. Буквально в эту субботу смотрел в «Пионере» фильм «Т2: Трейнспоттинг». Приехал без предупреждения как обычный зритель, чтобы посмотреть, как работает кинотеатр.

— Почему именно в «Пионер»?

— Мне что нравится: вышел из зала — и ты в центре города. Все чисто, плитка лежит, напротив — Администрация президента, можно спокойно и безопасно прогуляться, зайти в «Шоколадницу» и выпить чая с пирожным.

Фото: Владимир Евстафьев, TUT.BY

— Сотрудники кинотеатров узнают в лицо?

— Да, но когда вот так приезжаешь без предупреждения, они уже ничего исправить не могут, и видишь картину, какой она предстает рядовому зрителю.

— Вылазки на чужую территорию делаете: в частные кинотеатры типа Silver Screen или Falcon Club Бутик Кино?

— Я знаком с работой кинотеатров других сетей, знаю, что интересного есть у друзей-конкурентов, но сейчас посещаю кинотеатры исключительно нашей сети.

— Как относитесь к попкорну в кино?

— Прямо скажем, вопрос дискуссионный. У нас есть кинотеатр «Центральный», куда вход с напитками и едой запрещен. Я сначала был против, потому что попкорн — составляющая экономики кинобизнеса: порядка 30−40 процентов доходов приносит продажа сопутствующей продукции, в том числе попкорна и напитков. С другой стороны, хорошо, что есть кинотеатр, где кушать запрещено. Там уже образовалась своя публика, которая приходит в кино не перекусить, а насладиться картиной. Но и кинотеатры с попкорном в сети, конечно, должны быть.

«Зачем семье, которая живет на Юго-Западе, ехать в центр, если у них есть «Берестье?»

— Один из актуальных вопросов сегодня — реконструкция кинотеатра «Победа». Какие подробности проекта уже известны?

— Первоначальный проект предусматривал два зала и ресторан. Но сегодня я выступаю за то, чтобы не смешивать объект культуры и общественного питания. Мы обсудили план с Министерством культуры и изыскали возможность вместо ресторана запроектировать третий зал. В результате будет один большой и два малых — на 80 мест каждый. Естественно, так как этот объект включен в Государственный список историко-культурных ценностей, мы сохраним входную группу и оставим за «Победой» статус хорошего классического кинотеатра, который, тем не менее, будет ультрасовременно начинен изнутри. Схожим образом мы планируем поступить и с другими привычными однозальными кинотеатрами.

Кинотеатр "Победа" в 1950-е годы.
Кинотеатр «Победа» в 1950-е годы.

— Но, тем не менее, рентабельность однозальников значительно ниже мультиплексов. В год, когда открылся после реставрации самый большой столичный кинотеатр — «Октябрь», — его рентабельность была всего 12 процентов против растущих 52 процентов «Беларуси». Как изменилась ситуация сегодня?

— Безусловно, мультиплексы более рентабельны. Но мы сейчас проводим работы по модернизации однозальников старого формата в кинотеатры с двумя-тремя залами. Это, с одной стороны, позволит сохранить антураж, а с другой — увеличить рентабельность. Та же «Победа» до закрытия была самым убыточным кинотеатром сети, после того как мы ее откроем снова, я уверен, она будет приносить доход.

Если сравнивать с торговлей, то однозальники — это как магазины шаговой доступности, а мультиплексы — как гипермаркеты. Мне приятнее в первых.

— Как реагируют на такую политику дистрибьюторы? Им ведь важно, чтобы фильм выходил в мультиплексе.

— Мы ведем с ними работу. Поймите, мы ведь не можем отказаться от наших малых кинотеатров, а значит, надо пытаться их модернизировать. Я против того, чтобы стягивать всех минчан в центр города. Зачем семье, которая живет на Юго-Западе, ехать в центр, если у них есть «Берестье»? Аналогичная история с «Салютом» в Серебрянке. Для этого, конечно, помимо кино должны быть и дополнительные удобства — кафетерий с напитками, игры.

Фото: Владимир Евстафьев, TUT.BY

— Из спальных районов без своего кинотеатра так и осталась Каменная Горка. Какие планы у «Киновидеопроката» в этой части города?

— Я знаю о проблеме Каменной Горки — района с населением около 400 тысяч человек, и скажу так: строить там кинотеатр — логичное и правильное решение, оно в интересах города. Другое дело, что пока мы не можем внести предложение о строительстве в Мингорисполком, в том числе и по экономическим соображениям. Нужно просчитать, сколько потребуется инвестиций, где их искать и когда они окупятся. На сегодня готового решения нет. Но мы над этим работаем.

— А что касается Грушевки? В 2013 году еще при Василие Петровиче Коктыше минчанам показывали проект мультиплекса «Авангард» на месте одноименного старого кинотеатра по улице Папанина. На каком этапе проект сейчас?

— Если в Каменной Горке мы видим социальную потребность в этом объекте, то аналогично о Грушевке говорить рано. Микрорайон расширяется, но, с моей точки зрения, нужно подождать, пока он полностью застроится. Пока же в нескольких остановках есть кинотеатры Silver Screen в Galileo, «Берестье», «Арткинотеатр» в «Титане», например.

Историческое здание кинотеатра "Авангард" на ул. Папанина, 9.
Историческое здание кинотеатра «Авангард» на ул. Папанина, 9.

— А какие новые кинотеатры тогда в плане?

— Пока наша главная задача — повышение комфортности существующих кинотеатров, которые не до конца удовлетворяют требованиям потребителей.

— О каких кинотеатрах речь?

— «Октябрь» — огромный зал на 1186 мест в центре города, который, вместе с тем, недостаточно комфортный: сиденья слишком близко, невозможно вытянуть ноги, к тому же несколько изношены кресла. Кроме того, подумываем о реконструкции «Москвы» — в кинотеатре есть возможность расширения и создания дополнительного зала за счет помещения, которое мы сегодня сдаем в аренду. Также в планах улучшить работу Театра-студии киноактера. А буквально на днях откроем 3D в кинотеатре «Комсомолец».

«Когда мы увидим, что цены для нас стали нерентабельны, мы их поднимем»

— Есть такое мнение, что низкие цены на билеты тормозят развитие всей отрасли. В государственных кинотеатрах Минска стоимость билетов не менялась уже больше года и на некоторые сеансы достигает рекордно низких отметок в 3 рубля. Как вы к этому относитесь?

— Это мнение правильное с точки зрения бизнеса, но я смотрю на положение дел и глазами горожан. Мы не хотим больше зарабатывать на наших минчанах. Мы же в убыток не работаем с этой стоимостью билетов. Были дневные сеансы, на которые мы билеты продавали по 2 рубля. Но тут даже я возмутился: продавать «Рай» Кончаловского за 2 рубля — вы меня простите. В остальном — мы не хотим лупить цены. Когда мы увидим, что цены для нас стали нерентабельны, мы их поднимем.

— Как я поняла из ваших слов, предприятие работает на самоокупаемости, не прибегая к средствам госбюджета.

— Да, все верно.

— По данным на 2013 год, годовая выручка «Киновидеопроката» составила рекордные на то время 12 миллионов долларов. Как эта цифра изменилась по итогам прошлого года?

— Если брать в долларах, то уменьшилась — в том числе и из-за разницы в курсах. Плюс выросла конкуренция с частными сетями. Надо понимать, что новые кинотеатры не генерируют новых зрителей. И с каждым новым кинотеатром мы делим нашу зрительскую аудиторию — соответственно и сборы. По моим оценкам, весь рынок Беларуси — не только Минска — в прошлом году составил порядка 22 миллионов долларов.

— А если говорить о зрительской аудитории, какое количество минчан в год позволяет принять материально-техническая база кинотеатров сети «Киновидеопрокат»? В том же 2013 году речь шла о рекорде в 6 миллионов человек.

— Сейчас больше. По данным 2016-го года, можем смело говорить о том, что наша сеть технически готова принять 9−10 миллионов зрителей в год.

— За счет чего?

— Добавилось количество сеансов. Но надо понимать, что достигнуть стопроцентной заполняемости на дневном или утреннем сеансе практически невозможно — скорее, не больше 20 процентов. Артхаусные показы также посещаются слабее, но бывают и исключения: в январе в «Ракете» крутили «Рождество, снова» — залы были полные. Вопрос еще и в том, как работать над рекламой фильма.

— Работа над рекламой — задача дистрибьютора или кинотеатров?

— Расскажу на примере белорусского фильма «Следы на воде». Рекламная кампания фильма была очень слабая, но посмотрели его в Минске 6 тысяч 500 человек. Когда мы узнали, что у фильма нет рекламной продукции, мы предложили выделить в сборах 5 процентов, которые пойдут «Киновидеопрокату», а мы, в свою очередь, займемся рекламой и постараемся привлечь 10−12 тысяч зрителей. Нам отказали, и в итоге не заработал никто. Поэтому если есть у дистрибьютора бюджет на рекламу, дело его, если нет — мы можем помочь.

Фото: Владимир Евстафьев, TUT.BY

— Раз уж речь зашла про фильм «Следы на воде», каково ваше отношение к тому, что для увеличения количества зрителей привлекают административный ресурс: сгоняют студентов, школьников? Мы помним историю с фильмом «Вратарь» на «Лiстападзiке».

— Я за то, чтобы предлагать посещать кинотеатры, театры и музеи. Заставлять — нет, конечно. Должны быть варианты: вот есть шестой школьный день, можно предложить школьникам провести время в классе, сходить в Ботанический сад или выбрать кино. Если говорить про «Следы на воде», то я считаю нормальным, когда курсанты Академии МВД идут смотреть фильм, снятый к 100-летию белорусской милиции, — мы ставили приемлемые цены, чтобы каждый мог себе позволить. Я, например, посмотрел его два раза — с моей точки зрения, это добротный фильм.

— Как кинопрокат может поддержать белорусское кино?

— Я за экономическую демократию. Мы готовы прокатывать белорусское кино. Но если после недели проката фильм не пользуется интересом у зрителя, мы не возьмем его на вторую неделю. Но для пробы — в один кинотеатр одним сеансом в день — почему нет?

— Появление блокбастера на торрентах влияет на сборы фильма?

— Не думаю. Все-таки поход в кино — это не просто посмотреть фильм, заев его котлетой, это культурное событие. Понимаете, ведь кинопрокат в целом давно уже в непростой ситуации, и я благодарен Василию Петровичу Коктышу, что он сохранил предприятие в сложные времена.

— С Василием Петровичем общаетесь, советуетесь?

— Мы встречаемся на премьерах, презентациях, обсуждаем фильмы в неформальной обстановке.

Читайте также

"Поднимем цены – лишим людей доступной радости". Почем кино в Минске и соседних столицах
"Поднимем цены – лишим людей доступной радости". Почем кино в Минске и соседних столицах
"Мои фильмы сняты за 100 рублей". Как делает кино молодой белорусский режиссер
"Мои фильмы сняты за 100 рублей". Как делает кино молодой белорусский режиссер
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
  • Скидка до 20% на квест "Во сне с Фредди Крюгером" в PodZamkom
Все заведения