Чемпионы Смотри сейчас


/ /

«Летом в Берлине от голода у меня как-то раз даже случилась галлюцинация. Мы тогда ездили с промо Ahaha по Европе и собирали деньги на фильм». Но то было летом. Сейчас режиссер и сценарист Влада Сенькова ищет деньги на новый проект по-взрослому и по-европейски — через питчинги и встречи с продюсерами. Это ее «Граф в апельсинах» получил спецприз на фестивале в Коттбусе, это он шел в столичном прокате пару недель на нескольких экранах, создал прецедент, заработав на озвучку через краудфандинг еще до того, как это стало мейнстримом.

AFISHA.TUT.BY поговорила с молодым белорусским режиссером о том, каково это для режиссера — быть молодым и белорусским, как принимают кино зрители здесь и там, и раз за разом возвращалась к главному — где брать деньги на то, чтобы снимать.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Справка AFISHA.TUT.BY

Влада Сенькова — режиссер, сценарист. По первому образованию лингвист. Окончила киношколу-студию Андрея Полупанова. Автор фильма «Граф в апельсинах», сейчас работает над проектом Ahaha. Еще один проект — Elie/Elina — выйдет в следующем году.

«Легко сказать: „Г...но!“. Окей, но ты объясни, почему»

— Минский зритель в сравнении с теми же областными городами хотя бы привык к тому, что в кинотеатре может идти авторский, назовем его артхаусным, фильм, — улыбается Влада на мой вопрос о том, в чем отличие — какому зрителю показывать кино. — Первые четыре показа в «Победе» зал был хорошо настроен, даже смеялся в тех местах, где мне самой было не смешно.

Были и неудачные — когда файл спустя минут 40 после начала остановился и на экране высветилась надпись «Граф в апельсинах. Победа. Финал». Мы с Сашей Лесько (актер фильма «Граф в апельсинах». — Прим. авт.) побежали в аппаратную, нашли другой файл и начали отматывать. И я смотрю в окошечко на зал: никто не уходит. Хотя понимаю, вина-то наша: издержки, так сказать, белорусского кинопроизводства, когда файл сводится на домашнем компьютере.

Хотя на других показах я замечаю, что люди уходят, — на каждом — человека 3.

— На каких моментах уходят?

— Когда герой молится в душе, а рядом в туалете второго тошнит. Или, например, когда девушки лежат в поле, и одна из них не понимает, что чувствует к другой. Хотя вот на этой второй сцене уходили и в Германии, стране, более чем привыкшей к этюдам о гомосексуальности.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Какой фидбек получаешь о фильме?

— Когда нас отобрали на Московский фестиваль, я была счастлива. Потому что Ася Колодижнер и Петр Шепотинник — люди, хорошо знающие кино. Потом нас оценила Наталья Дрозд — один из ведущих продюсеров в сфере авторского кино в России. Доделаю сценарий, посмотрим, может у нас сложится какое-то сотрудничество.

И это первый раз, когда к нам протянули руку и заставили поверить в себя. В Минске часто бывает, народ досматривает до конца, а потом начинает поливать грязью — и ладно бы лично, так за спиной — в соцсетях. Или писать нам на «Кинопоиске», что у нас во время показа «небо мигает». Да не мигает у нас небо, мы потом в Silver Screen это проверили. Просто на старом оборудовании «Победы» «небо мигает» даже на листопадовских показах маститых режиссеров.

— Почему такая реакция у аудитории?

— Я сейчас буду строить предположения, но мне кажется, что мы просто не можем поверить в то, что у нас возможно кино, не терпимы к авторским экспериментам и взглядам. А еще ищем одобрение на Западе: вот пусть где-то там в Германии скажут, что сняли хорошо, тогда у нас оценят. На себя не готовы смотреть. Не готовы анализировать. Мы ездили в ЕГУ, так там студенты разбирают кино, анализируют, пытаются понять вместо того, чтобы сразу отрицать. Легко сказать: «Г…но!». Окей, но ты объясни, почему г… но.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Автору нужен не Союз кинематографистов, ему нужен продюсер»

— «Граф в апельсинах» — первый за шесть лет белорусский фильм, который подавался на фестиваль в Карловых Варах. Понимаю, что вопрос не к тебе лично, но почему шесть лет никто не мог просто отправить заявку?

— Потому что это стоит денег. Каждая подача на плюс-минус статусный фестиваль стоит от 30 до 150 евро. Конкретно Карловы Вары стоили что-то около 50 долларов. И когда ты снимаешь кино за свои деньги, не платишь актерам, собираешь деньги на озвучку через краудфандинг, а потом еще и без продюсера пытаешься подаваться на фестиваль, ты десять раз подумаешь, стоит ли эти 50 долларов платить. Поэтому, когда мне говорят, что режиссер может все делать без бюджета, мне смешно. Да, у фильммейкеров в Беларуси денег нет, но это не их выбор чаще всего, это состояние индустрии.

И вот тут важно подчеркнуть: ты будешь за деньги отправлять фильм на фестиваль только в том случае, если ты в нем уверен. Если тебе самому нравится тот фильм, который ты сделал, если ты им гордишься. Я же не раз слышала такое: «Я вот пока потренируюсь, а потом уже отправлю кино на фестиваль». Так ты отправь и тренируйся дальше. Но я понимаю их: их же дома никто не поддерживает, откуда им брать веру в себя. Он покажет свое кино на сеансе в «Победе», его зачмырят, вот он и прячется.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Почему продвижением молодого белорусского кино занимаются сами авторы? Почему из этого процесса выключено, скажем, государство, Министерство культуры, Союз кинематографистов?

— Вспоминаю сразу недавнюю пресс-конференцию перед фестивалем «Киносмена». В президиуме сидит председатель Союза кинематографистов и хвалится, что они продвинули какую-то короткометражку в Екатеринбург. Цитирую: «Это за три тысячи километров-то!» Когда профессионалы сферы измеряют уровень фестивального успеха картины в километрах, о каком продвижении мы можем говорить.

Я уже не говорю о том, что для короткометражек существует куча фестивалей по всему миру с бесплатными подачами. Достаточно только знать английский, заполнить заявку и ждать. Но у нас же даже тут проблема: сколько работающих в отрасли язык-то знают?

Помню и другую историю. Отборщица Московского кинофестиваля порекомендовала мне поучаствовать на фесте в Турции. Те, в свою очередь, делали запрос в том числе и в наш Союз кинематографистов. И вот они мне перезванивают и говорят: «Влада, давайте нам ваше кино, мы его в Турцию повезем». Ну я им и отвечаю, мол, спасибо, я свою кино уже сама в Турцию везу.

Сейчас автору нужен не Союз кинематографистов, ему нужен продюсер. Если у него есть своя Ольга Чайковская, которая сейчас очень эффективно продвигает документальное кино, ему повезло. Нет — становись своим продюсером сам. Продюсерский навык сейчас едва ли не важнее, чем режиссерский. Снимать кино можно и без киношного образования, а вот продвигать себя надо научиться. Мне на следующий проект — Ahaha — нужно примерно 200 тысяч долларов. Кто для меня их найдет, «Беларусьфильм»?

Промо-кадры фильма Ahaha.
Промокадры фильма Ahaha

— И где тогда искать деньги?

— Это как раз и есть проблема. Вот, допустим, есть фонд Creative Europe. Упрощенно он работает так: в состав фонда входят разные европейские страны, которые вкидывают в фонд деньги, и кинематографисты страны-участницы, когда им нужны средства на фильм, могут обратиться в фонд и претендовать со своим проектом на эти средства. Но знаешь в чем фокус? Когда Creative Europe приехало в наше министерство и предложило присоединиться к фонду со взносом в условные 100 тысяч евро, те отказались, даже не вступив в переговоры. Когда фонд приехал в Украину, он согласовал им вступление с символическим взносом в 1 евро.

Где брать деньги, правда, большой вопрос. Наши крупные корпорации иногда даже не отвечают на письма, когда спрашиваешь про инвестирование. Есть Белгазпромбанк, он инвестирует в театр, кино пока не так повезло

— Два года назад, когда «Граф в апельсинах» был на стадии озвучки, ты писала, что веришь в краудфандинг. Все еще рассматриваешь его как средство сбора денег на фильм?

— В США большое число фильмов так и инвестируется — собирает деньги на Kiсkstarter, у нас все-таки пользователи не готовы массово жертвовать средства на тот или иной проект. И собрать 100−200 тысяч долларов практически невозможно, а суммы в пару тысяч недостаточно. Точнее так: ты больше сил и времени потратишь на продвижение твоей кампании, что по итогу будет стоить куда дороже этих пары тысяч.

Единственный выход, который я вижу, — искать продюсера за пределами страны, а уже с ним потом если нужно подаваться в фонды. Искать копродюсинг, за этим сейчас будущее, хотя уже настоящее. И я все еще верю в спонсорство.

— Питчинги помогают найти деньги?

— На питчингах деньги ищут даже те, кто в кино давно. Я на «Кинопоиск маркете» сидела рядом с Игорем Волошиным, режиссером «Бедуина», «Нирваны» и сериала «Ольга», и он тоже искал средства на новый проект. Но это опять же интересная история. Если ты уже едешь на питчинг — то ты в этот момент не режиссер, ты — продюсер.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Вместо того чтобы стоять за камерой, я готовила еду»

— На прошлый фильм ты искала 2 тысячи на озвучку. Сейчас на Ahaha ищешь 200 тысяч. Потому что не хочешь безбюджетным кино заниматься?

— Потому что хочу актерам платить зарплату, а не впиваться мертвой хваткой в их голый энтузиазм. И технику я хочу нормальную брать в аренду, потому что это сказывается на качестве картинки. И снимать про эмигрантов хочу в Будапеште, потому что Минск снять как Европу не получится. И добраться, жить и есть там тоже за что-то нужно — не мне одной — всей съемочной группе. Многие подумают: вот, на гонорар себе просит. В эти деньги гонорар-то мой не входит — это исключительно расходы на производство и постпродакшн.

В «Графе в апельсинах» на производство мы практически ничего не потратили: деньги на бензин, на апельсины и на очень, подчеркиваю, очень плохую еду во время съемок. В Ahaha так не получится.

Промо-кадры фильма Ahaha.
Промокадры фильма Ahaha

Мы поехали в Будапешт летом собирать деньги на фильм — это было очень тяжело. Мы добирались автостопом, ночевали раз через раз на улице, от голода у меня в какой-то момент случались галлюцинации. Это нормально по меркам кинопроизводства? Я пересматриваю «Граф в апельсинах» и вижу, что вот здесь, вместо того чтобы стоять за камерой, я готовила еду — и недосмотрела. А почему? Потому что некому было готовить еду.

Некому было в Минске этим летом следить за вещами, пока мы снимали промо. Некому было решать организационные вопросы. Это не излишества, поймите. 200 тысяч долларов по меркам кино — это даже не бюджет. 

— На какой стадии сейчас Ahaha?

— Ahaha сейчас на стадии поиска финансирования. Мы сделали проморолик, 5 тысяч открыток и поехали в Европу их продавать, чтобы собрать денег на фильм. Но у нас ничего не вышло. Зато я сделала апгрейд сценария, ему это пошло на пользу. Мои актеры вот не готовы на такую жертву, им пришлось тащить на плечах 20 кг открыток, спать на улице и голодать. Это я возвращаю нас к разговору о том, что деньги на кино нужны.

— Снимать про эмиграцию — это поддавки популярной в Европе теме или внутренняя необходимость?

— Я уверена, что каждый белорус хотя бы раз задумывался над тем, уехать или остаться. Сама живу постоянно с такой дилеммой. Еду в Рим как турист, думаю, да, надо эмигрировать. Потом спим с ребятами на улице летом, голодаем, думаю, нет, не надо.

Мои герои уехали в Европу в поисках лучшей жизни. Как их Европа принимает, как им там живется, как они ищут себя за пределами своей страны — вот об этом кино.

— Когда снимешь, премьеру устроишь в Минске?

— Я устала отмахиваться от г… на, устала от пассажей а-ля «Вот когда кино станет хорошим, я его посмотрю». Поэтому я сперва поеду на фестивали, покажу там, а потом уже привезу кино домой. Чтоб наш зритель, который ждет одобрения Запада, его получил.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

На минское шоу проекта «Танцы на ТНТ» можно попасть за полцены. Рассказываем какНа минское шоу проекта «Танцы на ТНТ» можно попасть за полцены. Рассказываем как
«Вдохновили выйти из зоны комфорта». Вин Дизель выпустил первую песню«Вдохновили выйти из зоны комфорта». Вин Дизель выпустил первую песню
Лева «Би-2» высказался о ситуации в Беларуси и объяснил, почему группа перенесла минский концертЛева «Би-2» высказался о ситуации в Беларуси и объяснил, почему группа перенесла минский концерт
Где выгодно поесть в Минске? 10 выгодных предложений!Где выгодно поесть в Минске? 10 выгодных предложений!
Куда пойтиСемь идей, чем заняться в эти выходные (много достойного)
После скандала с «закрытыми дверями» Domino's Pizza опубликовала полные записи с камер за тот вечерПосле скандала с «закрытыми дверями» Domino's Pizza опубликовала полные записи с камер за тот вечер
Московский клуб отказался принимать «Партизан-фест» в поддержку белорусов: концерт пройдет онлайнМосковский клуб отказался принимать «Партизан-фест» в поддержку белорусов: концерт пройдет онлайн
Ургант пошутил о тайной инаугурации ЛукашенкоУргант пошутил о тайной инаугурации Лукашенко
«Закрыли двери и выгнали тех, кто забежал». Domino's Pizza прокомментировала сообщения в соцсетях«Закрыли двери и выгнали тех, кто забежал». Domino's Pizza прокомментировала сообщения в соцсетях
Где играют актеры Купаловского театра, пока он не работает?Где играют актеры Купаловского театра, пока он не работает?
В прокат выходит фильм о легендарном советском футболисте. Вот что нужно знать до похода в киноВ прокат выходит фильм о легендарном советском футболисте. Вот что нужно знать до похода в кино
Александр Солодуха рассказал, кто из белорусских звезд был на инаугурацииАлександр Солодуха рассказал, кто из белорусских звезд был на инаугурации
Белорусский рэпер выпустил самый дорогой в своей карьере клипБелорусский рэпер выпустил самый дорогой в своей карьере клип
Дарим скидку 60% на поездки с ветеркомДарим скидку 60% на поездки с ветерком
«Песочница» работает до конца недели и закрывается до следующего сезона«Песочница» работает до конца недели и закрывается до следующего сезона
Еще один музыкант получил 8 суток ареста. Его задержали на Ангарской вместе с ПомидоровымЕще один музыкант получил 8 суток ареста. Его задержали на Ангарской вместе с Помидоровым