Культура


Татьяна Шеламова,

Брестский академический театр драмы показал первую в новом сезоне премьеру. Спектакль по повести Василя Быкова "Пойти и не вернуться" представила зрителю режиссер Валентина Яновец.

– Во многом к этой теме меня подтолкнули молодые актеры, – рассказала Валентина Ивановна журналисту "Вечерки". – Наверное, это интересно молодым людям – соприкоснуться с прозой Быкова, который никогда не писал о войне пафосно. О своей повести "Пойти и не вернуться" сам автор говорил, что это рассказ не о войне, это повесть о любви, о той любви, когда от любви до ненависти один шаг. Быков, и за это его в свое время очень критиковали, всегда писал незавершенный финал. Это важно для понимания того, как он относился к своей прозе. Мы не хотели отходить от принципов классика. Наш финал – не дидактический. Он открытый. Каждый может не только оценить обстоятельства этой истории на свой взгляд, но и "домыслить" финал.

Василь Быков закончил повесть "Пойти и не вернуться" в 1978 году. Тогда еще не смотрели на Великую Отечественную как на Вторую мировую. Для поколения семидесятых война еще не стала историческим событием, она была "нашей" войной, и большинство писателей того времени просто не могли расценивать минувшее с позиций общечеловеческих ценностей. Быков потому и стал классиком при жизни, что сумел не осудить, а переболеть вместе со своим героями. Персонажи Быкова никогда не были носителями идеи, они были людьми, часто не выдерживающими нравственных испытаний войны.

…Юная разведчица Зося Нарейко и ее старший товарищ по отряду Антон Голубин проживают на сцене 4 дня. Вторая половина ноября 1942 года – начало битвы за Сталинград. Эта битва изменила ход истории, она же изменила отношения Зоськи и Антона, перевернула их души и заставила влюбленных возненавидеть друг друга. Поколениям, не попавшим в жернова истории, странно думать, как большие события могут отразиться на судьбе человека, чей путь не простирался далее районного центра?

А ведь все здорово начиналось: Антон мельком услышал, как руководство партизанского отряда отправило в опасный путь Зоську – девушку, приглянувшуюся ему на деревенской вечеринке. Ему стало жаль несмышленую девчонку – обязательно попадет в беду. Желание спасти Зоську от неминуемой смерти заставило Антона пойти на риск: в самоволку – за любимой. Первый ноябрьский снег, первый поцелуй, первый раз вместе – этот день мог бы стать началом прекрасной истории любви. Но прекрасным оказалось всего лишь утро следующего дня.

Зоська и Антон шли по лесу, выполняя партизанское задание, а судьба испытывала их. Как-то Антон услышал разговор двух сельских полицаев: говорили тихо, кажется, речь шла о Сталинграде – городе, который нельзя было отдавать немцам. Это Голубин хорошо понимал. Полицаи были в приподнятом настроении, а значит – немцы взяли верх, война закончилась и весь партизанский отряд обязательно расстреляют. Он предложил Зоське пробираться к знакомому, который работал полицаем у немцев в небольшом Скиделе, под крылом приятеля спастись от расправы.

Голубин – сильный и волевой, видевший смерть и научившийся воевать за восемь месяцев борьбы с фашистами, дрогнул... Ему нестерпимо захотелось жить и любить, рождать детей и сидеть у семейного очага. А Зоська поразилась предательской логике любимого человека. Для нее было важным совсем другое: не предать свою землю, сестру, мать. Зоськино счастье заключалось в простой формуле: родная земля без фашистов. И эта правда давала ей силы. Наивность 19-летней девчонки в четыре дня вызрела в нравственную позицию: свобода или смерть. Эти же "жернова судьбы" привели Антона к иному: жизнь любыми путями.

На малой сцене брестского театра историю разыгрывали два актера – Алексей Щербаков и Татьяна Василькова. Для Татьяны Васильковой, играющей в театре всего третий сезон, эта роль стала настоящим испытанием. В малом зале играют чаще всего маститые артисты – здесь не спрячешься: ты словно один на один со зрителем, с каждым из них. Нельзя допустить ни одной фальшивой ноты и при этом более часа оставаться на сцене. Тем не менее Васильковой не только удалось точно попасть в образ, но и показать себя артисткой, за творчеством которой интересно наблюдать.

Алексей Щербаков показался с неожиданной стороны. В последнее время актер занят во многих постановках театра. Однако такой большой и сложной роли ему, пожалуй, играть не доводилось. Постоянные зрители БАТД открыли для себя нового Щербакова. В дуэте с молодой актрисой ему, несомненно, многое приходилось "брать на себя". Смею предположить: актеры играли историю юных людей с азартом – тем творческим рвением, которое обновляет вкус к профессии и придает свежесть чувствам.

Самое главное, что удалось режиссеру и исполнителям, – избавиться от назидательного тона, размыть границы между "хорошим" и "плохим" и не дать зрителю повода для осуждения героев. Драматическая баллада БАТД "Пойти и не вернуться" – это деликатный разговор с театральной публикой. Пожалуй, поколение 70-х еще могло безоговорочно осуждать "слабых", струхнувших в экстремальных обстоятельствах людей. Нам же – грешно.

Оттого и такая растерянность публики… А чего было проще – размести двоих по разные стороны "баррикад"?! Ведь если предаться заскорузлым воззрениям, то и гадать не придется, на чьей стороне оставить симпатии. Гнать таких вот "голубиных" из общества, а других, кто помнит о Родине в холодном запорошенном лесу, сразу записывать в герои… Но после спектакля зрители выходили из зала притихшие. Казалось, каждый задает себе один и тот же вопрос: на чьей стороне оказался бы я? "Мирное поколение" на такой вопрос не ответит честно: мы же себя совершенно не знаем.


Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
  • Скидка до 20% на квест "Во сне с Фредди Крюгером" в PodZamkom
Все заведения