/ /

В спальном районе Минска — Зеленом Луге — уже третий год работает рождественский магазин «Калядная крама». В этом сезоне он стал реально популярным, о нем успели написать многие столичные блогеры. Что это за место, которое сейчас на слуху? AFISHA.TUT.BY заглянула в «Краму» — узнали, что тут продают, сколько это стоит и кто эти люди, которые посвятили свой бизнес самому волшебному празднику в году.

«С популярными цветами все ясно: бело-красные шары уже распроданы»

«Калядная крама» — семейный бизнес Виталия Боровика и его сына Владислава. Работает магазин на Кольцова, 32, круглый год, в октябре тут начинается новый сезон и полностью обновляется коллекция. В рождественский магазин мы приходим к 11 часам буднего дня — в некоторых отделах уже сложно разминуться с посетителями. К полудню людей становится еще больше. На входе нас встречают владелец «Крамы» Виталий и его сын и бизнес-партнер Влад.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Виталий и Владислав Боровики — владельцы «Крамы»

К теме Рождества отец и сын всегда относились с трепетом. Виталий вспоминает историю из детства, которая объясняет его отношение к празднику:

— Когда-то я жил под Берлином, в семье военных. В девятом-десятом классе в первый раз попал на рождественскую ярмарку — и это сломало мой детский мозг. Я был таким мальчиком, который верил, что советские дети — самые счастливые. А эта ярмарка была чем-то сказочным, у нас и близко такого не было, да и сейчас нет. Мы всегда ставили елку и обильно украшали дом, для нас это было очень важным процессом. И мы решили заняться Рождеством [как бизнесом], потому что нам это реально нравится.

Вместе с ним и Владом отправляемся на экскурсию по магазину. Помещение на 320 «квадратов» напоминает музей с сотней новогодних экспонатов. Первым делом заглядываем в зал с игрушками и украшениями. Он разбит на тематические блоки: «Волшебный лес», «Сочельник», «Чудесная пора», «На лыжи!», «Городские звезды». Здесь есть игрушки, стилизованные под знакомые в быту вещи: еду, напитки, обувь, одежду, косметику. Есть и украшения, отсылающие к работам известных живописцев — да Винчи, Вермеера. А есть, например, игрушечный биткоин.

— Если говорить про тематику, в этом году особенным спросом пользуется космическо-городская тематика. С популярными цветами все ясно: бело-красные шары уже распроданы, — подмечает Влад.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Биткоин — 61 рубль

Украшения делятся на базовые и акцентные, подсказывает наш экскурсовод. Базовые — это классические однотонные шары, основное украшение елки. А акцентные шары или фигурки (тот же биткоин) вешаются на рождественское дерево в последнюю очередь, становятся его изюминкой.

Товары съезжаются сюда чуть ли не со всего мира. В «Краме» представлены игрушки из всех стран Европы и Юго-Восточной Азии, большая часть ассортимента приезжает из Германии, Нидерландов и Бельгии, есть украшения из Швеции, Дании, Италии, Франции, Чехии, Польши, Эстонии, Норвегии и США. Все они расположены вразнобой на выставочных стендах.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Люстра — 77 рублей, Эйфелева башня — 32,20 рубля

В середине зала раскинулась рождественская деревня, собранная декораторами из сотен фигурок. Здесь даже есть тумба с афишей Купаловского театра на следующий, 101-й сезон. Эта композиция не продается, но покупатель может приобрести рельеф, фон, подвижную часть (фуникулеры или карусель) и отдельные фигурки — и создать рождественскую деревню у себя дома. Это интересное хобби для всей семьи, но инвестиция — серьезная.

В этом году, признается Влад, открывать новый сезон было волнительно — а вдруг белорусам сейчас не до этого? Но он уверен, что людям нужен психологический комфорт, чтобы как-то абстрагироваться от ситуации в стране.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Все коллекционные фигурки можно купить в «Каляднай краме»

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

При этом «Крама» не могла не открыться. Команда целый год занималась формированием новой коллекции, искала финансирование и еще в марте заказала игрушки на этот сезон. Так что у ребят были обязательства не только перед покупателями, но и перед партнерами.

Переходим в следующий зал. Здесь располагается стенд с украшениями ручной работы в немецком стиле. Цены выше, чем в предыдущем зале, но и игрушки поставляются прямиком из семейных мануфактур в Германии — они приезжают в «Краму» завернутыми в немецкие газеты. Друг с другом соседствуют птицы, ангелы, цеппелины — классика рождественских украшений. Есть даже шарики с натуральным золотом в 24 карата — они обойдутся покупателю в 100 рублей.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Санта с елкой — 165 рублей

— Если объективно, у вас сейчас есть конкуренты?

— Во время сезона конкурентами являются абсолютно все, любой шум — а его сейчас очень много, особенно в интернете. До сих пор есть люди, которые пытаются копировать нас, не понимая процессов. Но, глядя на нас, они начинают подтягиваться. И это хорошо, потому что это популяризирует новогоднюю тематику, развивает рынок и работает на наши продажи, — отвечает Виталий.

Рядом с немецкими игрушками — уголок со всеми видами новогодней иллюминации. Владельцы подсказывают: электричество — абсолютный тренд 2020 года. Гирлянды вешают не только на окна, что стало особенно популярно в последнее время, но и на праздничные деревья. Самые популярные в сезоне — гирлянды с большой концентрацией огоньков Compact и Cluster. В этом году модно «встраивать» свет внутрь елки. Если ломаете голову, как стильно оформить деревце, декораторы «Крамы» готовы дать пару советов.

Тем, кто привык украшать дом своими руками, стоит заглянуть в зону рождественской флористики. В ассортименте — заснеженные ягоды, ветки, цветы, новогодние венки. Будете в магазине — обратите внимание на веточку голубики, она прекрасна. По соседству вы найдете другие праздничные товары для дома: натуральные и электрические свечи, посуду, скатерти и другие приборы для сервировки новогоднего стола. Тут же находится пара функциональных инструментов, о существовании которых вы могли и не догадываться. Например, есть щипцы для свечек-таблеток — оказывается, их можно аккуратно поместить в глубокие подсвечники, а не бросать на авось.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Голубика (справа) — 67 рублей

Вообще, открытие рождественского магазина в Беларуси было рисковой затеей для бизнесменов. Влад рассказывает почему:

— Мы видели тенденцию на протяжении нескольких лет, был спрос, росли продажи в рождественском сегменте. Хотя отказаться от нерождественских тем было для нас серьезным бизнес-риском, да и психологически сложно. Но нам удалось уделять этой сфере больше времени — и это дало свои плоды.

Его отец добавляет:

—  Мы подошли к этому системно, разобрались во всех процессах. Раньше даже такого термина, как «рождественская флористика», в Минске не было. И мы шаг за шагом понимали, что все делаем правильно.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Итальянский комплект ручной работы — 1215 рублей

— А эту тему, кажется, только мы так широко представляем — батлейки, — Влад показывает на сектор с продукцией на религиозные мотивы. — У нас можно купить отдельно фигурки, стайни, большие «батлеемы». Это как рождественские деревни, но менее «кокакольные». Пользуется ли эта тема спросом? Да, как и все, что мало представлено в Беларуси.

— Вам, как людям с хорошим вкусом, комфортно работать в этом здании, которое, скажем, осталось в наследие от Советского Союза?

— Эта большая боль отца, он ненавидит эти полы (Смеются оба). Мы планировали переезжать уже в этом сезоне, рассматривали интересные помещения в стиле лофт. Из-за событий этого года сейчас вообще ничего нельзя планировать, но скоро все закончится — и мы переедем в новое помещение, — уверен Влад.

Наконец доходим до секции с новогодними деревьями. Сейчас в «Каляднай краме» продают только искусственные елки натуральной формы.

— В этом году наши деревья доставили кораблем из Китая. Они голландские, но делают их в Китае, как и многие украшения в нашем магазине.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Юбка для елки — 119 рублей

Влад уточняет, что в основном посетители покупают недорогие вещи. По его словам, примерно 80−90% продаж магазина — это чеки до 50 рублей. Большая масса минчан покупают одну-две акцентные игрушки или что-то из флористики. Спрашиваем, что самое бюджетное можно унести из «Крамы» домой. Парень подсказывает, что в каждой категории товаров найдутся доступные позиции. Например, есть акцентные украшения за три рубля, за ту же цену можно купить предметы флористики. А наценка на все товары одинаковая.

—  В этом году у «Каляднай крамы» рост. Но еще рано подводить итоги, потому что 24 декабря у нас начинается большая распродажа со скидкой 40% на все, что остается. В минус мы не уйдем, но маржа у нас небольшая. Наша цель — полностью распродать товары и обновить сезон, чтобы каждый год быть интересными для покупателей. Обычно в конце сезона остается 5% от всей масштабной коллекции.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Игрушка «Туалетная бумага» — 59 рублей, «Доктор с ноутбуком» — 42 рубля
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Колокольчик с оленем — 24,80 рубля

Собеседники понимают, что не все белорусы могут позволить себе новогоднюю игрушку в районе 50 рублей. Говорят, в предыдущие годы многие посетители приходили в магазин, как в музей, — сейчас гости почти всегда что-то покупают, пусть недорогое. Виталий делится:

— Раньше некоторые приходили с негативным посылом, мол, «китайщина», «вы паразитируете на эксклюзивности», «игрушки по 100 рублей?!». Как правило, это говорят те, кому плевать на Рождество. Но потом они видят, столько людей тут делают покупки.

В разговоре о ценах Влад задает встречный вопрос:

— Помните, в какой-то момент кофе с 50 копеек резко подорожал до 5 рублей? Понятно, что и качество кофе стало другим. То же самое и у нас — так происходит с развитием каждой сферы. Вообще, «Калядная крама» — это очень дорого. Если понимать базовое понятие добавленной стоимости, становится ясно, почему игрушки стоят, сколько стоят.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Корона — 82,30 рубля

— К тому же каждую игрушку, которая есть в «Каляднай краме», мы трогали руками [на выставках и шоурумах за рубежом], — подсказывает Виталий.

Собеседники делятся, что основные статьи расходов их проекта, кроме бизнес-поездок, — это реклама, оформление экспозиций «Крамы», счета за электричество, бой или кража товара. Влад продолжает:

— У нас много мелкого товара, но, если мы это все поставим за стекло и приставим рядом двух охранников с автоматами, то люди не будут это покупать, не будет атмосферы. Но, конечно, в магазине ведется видеонаблюдение.

«Трудно представить, но в 2000-м в Минске не было где купить горшечные растения»

Кстати, магазин на Кольцова заработал еще 20 лет назад — его открыл Виталий. О себе бизнесмен рассказывает так: несостоявшийся учитель биологии и географии; не окончил пединститут, в 90-е занялся цветочным бизнесом, мечтал открыть большой магазин живых растений.

— Но первой цветочной лавкой в столице стала «Планета цветов» на Комсомольской. «Как так?» — подумал я: я же больше их знаю, вникаю в эту тему, а они просто продавцы. И меня это сильно разозлило в хорошем смысле. Так на Кольцова, 32, появилась «Мечта ботаника». Друзья смеялись: «Мечта Виталика» — я давно угрожал им, что открою свой магазин. Первые десять лет мы точно были лидерами в этой сфере.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Венок красного цвета — 105 рублей

Влад подсказывает, что фирма выбрала голландский бизнес-подход, то есть попыталась развить еще не занятую нишу и сделать ее популярной и прибыльной. А после, когда рынок насытился и для бизнеса наступил кризис, отец и сын обратили внимание на другую сферу. Парень объясняет:

— Сейчас это трудно представить, но «Мечта ботаника» появилась в 2000-м, когда в Минске вообще не было магазина, где можно было бы купить горшечные растения. В десятых годах пошел спад цветочного рынка, таких магазинов стало очень много, и это совпало с кризисом 2008 года — люди стали беднее. Тогда «Мечта ботаника» переориентировалась под магазин предметов домашнего декора и растений. К новогоднему сезону в магазине появлялись рождественские товары, мы серьезно подходили к подготовке этой коллекции. И с каждым годом «каляды» все лучше и лучше продавались. Так, на стыке 2017 и 2018 годов открылась «Калядная крама» с новогодним декором, которая продолжила свою работу и в теплое время года.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Птичка — 14,90 рубля
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Санта с колокольчиком — 142 рубля

Сезон в «Каляднай краме», напомним, начинается 1 октября. В январе — феврале команда проекта отправляется за границу, посещает глобальные тематические выставки и шоурумы, выделяет группы товаров, которые будут продвигать в будущем году, прогнозирует продажи и оформляет заказ до начала марта. В апреле заключаются коммерческие контракты на оформление больших рождественских проектов. Летом «Крама» открыта — тут можно купить продукцию из прошлых коллекций, коммерческий декор и предметы отделки, которые остались от предыдущего бизнеса.

Сейчас в штате «Каляднай крамы» около 20 человек. Несмотря на то что выручка магазина отличается почти в 100 раз, если сравнивать день работы в сезон и не в сезон, зарплаты сотрудников весь год фиксированные, и это важный момент для коллектива. Ближе к Новому году работы становится куда больше: тогда подключаются сотрудники по договору подряда.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Санта — 4100 рублей (коммерческий декор)

«Мы обучаем профессионалов, которые будут развивать рынок вместе с нами»

Вне сезона команда «Крамы» проводит «Калядную школу». В учебном зале собирается группа декораторов, и работники магазина обучают их рождественскому декорированию, делятся профессиональными знаниями, рассказывают о новых товарах, которые будут в продаже в следующем сезоне. Виталий объясняет, зачем им это:

— Раньше из года в год мы росли, а абсолютное количество декораторов, которые приходили к нам в магазин, все меньше и меньше покупали у нас. И мы поняли, почему это происходит: они не понимают, что с этим делать. И на этой почве появилась идея сделать школу. Мы учим участников не только тому, как сделать красиво, но и как это монетизировать.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Щелкунчик — 17,30 рубля

Влад добавляет, что «Калядная школа» выпускает декораторов, которые бы могли делать коммерческие проекты наподобие елки в ТЦ Dana Mall (ее делает «Калядная крама»). Потому что у команды магазина физически нет возможности оформлять много таких проектов.

Участие в «Каляднай школе» платное. Так владельцы магазина пытаются отфильтровать профессионалов, которые действительно хотят остаться в этой сфере и готовы развивать рынок вместе с «Крамай».

— В помощь декораторам мы создали специальный чат в Telegram — так называемую «Xmas-биржу», куда обращаются люди, которые хотят что-либо оформить. Декораторы получают эти сообщения и по принципу биржи берут его в работу: кто первый — тот лучший. В среднем обработка одной заявки — одна минута. Мы и не представляли, что это так просто.

«Калядная крама»

Когда: ежедневно, 10.00 — 20.00
Где: ул. Кольцова, 32

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Известный московский дизайнер Артемий Лебедев назвал вкусный ресторан в МинскеИзвестный московский дизайнер Артемий Лебедев назвал вкусный ресторан в Минске
торговля«Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
Боулинг, лазертаг и зоопарк. Дарим скидку 20% на семейный отдых в одном из торговых центровБоулинг, лазертаг и зоопарк. Дарим скидку 20% на семейный отдых в одном из торговых центров
Моргенштерн и Slava Marlow выступят на фестивале в деревне под Минском. Мы не шутим!Моргенштерн и Slava Marlow выступят на фестивале в деревне под Минском. Мы не шутим!
Вышел клип Аллы Пугачевой. Это саундтрек к новому фильму Данилы КозловскогоВышел клип Аллы Пугачевой. Это саундтрек к новому фильму Данилы Козловского
Группа «Каста» прокомментировала ситуацию с минским концертомГруппа «Каста» прокомментировала ситуацию с минским концертом
ВыходныеКуда сходить 9−11 апреля? Ловите девять симпатичных идей
КонцертыВ Минске прошел необычный концерт. На такой же можно будет попасть на следующей неделе
«Посмотрите клип и улыбнитесь». Белорусы сняли ролик о том, что можно быть старомодным«Посмотрите клип и улыбнитесь». Белорусы сняли ролик о том, что можно быть старомодным
Названа самая провальная супергеройская кинофраншизаНазвана самая провальная супергеройская кинофраншиза
Минский концерт российской группы, которая желала белорусам «нового президента», переносятМинский концерт российской группы, которая желала белорусам «нового президента», переносят
«Минари»: 8 из 10. Фильм, который точно западет вам в душу«Минари»: 8 из 10. Фильм, который точно западет вам в душу
Бывший продюсер прокомментировал ситуацию с Тимой БелорусскихБывший продюсер прокомментировал ситуацию с Тимой Белорусских
Шесть кафе и ресторанов Минска с отличными скидками!Шесть кафе и ресторанов Минска с отличными скидками!
фотофактПосле реконструкции открылся «МакДональдс» на Бангалор. Посмотрели, как там теперь
«Молчат дома» выпустили холодный и сюрреалистичный клип «Ответа нет»«Молчат дома» выпустили холодный и сюрреалистичный клип «Ответа нет»
  • Каждый 12-й обед со скидкой 80% Амели
  • "Килфиш Бар / Killfish Bar" дарит 15 руб. на день рождения! Титан
Все заведения
0072938