Маша и Медведь Смотри сейчас


/

Сейчас на набережной Круазет мог бы проходить Каннский кинофестиваль, но, к сожалению синефилов, в этом году его отменили. AFISHA.TUT.BY предлагает устроить альтернативные Канны прямо у себя дома. Мы попросили белорусских кинокритиков назвать лучшие, по их мнению, фильмы, которые когда-либо участвовали в главном кинофестивале мира. Спорим, вы видели далеко не все?

Сеанс медитации от Ларса фон Триера

  • Анна ЕфременкоКинообозреватель AFISHA.TUT.BY

Аня признается, что в разговоре о Каннах не может не упомянуть Ларса фон Триера: для нее они синонимичны, а их взаимоотношения — отдельная глава в истории кино. Кинокритик советует посмотреть (или пересмотреть) «Меланхолию» Триера.

— Датчанин — главный enfant terrible (дословно «несносное дитя». — Прим. ред.) французского кинофестиваля, доказательство того, что Канны в онлайне в эпоху пандемии не были бы полноценны. Вспомнить хотя бы 2011-й год и скандальную пресс-конференцию, после которой Триера «изгнали» с Ривьеры. Этот его перформанс — уже самостоятельное кино. Без зрителей оно было бы невозможным. Но я предлагаю вспомнить 2011-й по другой причине — фильму «Меланхолия», с которым он и оказался в конкурсе фестиваля.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Меланхолия»

Кино о конце света сейчас — та еще инъекция оптимизма. Впрочем, открывать ларчик Триера банальными трактовками сюжета — значит лишить себя удовольствия покопаться в голове героини Кирстен Данст и своей заодно. Только Триер может два часа говорить о депрессии и апокалипсисе и при этом подарить зрителю чувство невероятного облегчения и медитативного спокойствия. Неплохая инвестиция времени сейчас, не правда ли?

Медицинская одиссея Кристи Пую

  • Игорь СукмановКиновед, программный директор минского кинофестиваля «Лістапад»

Игорь говорит, что ему сложно сделать выбор в пользу всего одного фильма — все-таки он ездит в Канны с 2003 года и отсматривает практически все конкурсные программы и картины секции «Особого взгляда». И все же он остановился на ленте «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую — по словам критика, одном из новейших шедевров в истории кино, без которого совершенно невозможно представить ни прошлое, ни настоящее, ни даже будущее кино.

— «Смерть господина Лазареску» — румынская картина 2005 года. Благодаря этому фильму многое поменялось в самом понятии кинотренда. Во-первых, на авансцену вышел румынский кинематограф, который до этого считался аутсайдером и был мало кому знаком. Но самое главное, что «Лазареску» предложил особую сверхправду, экранный сверхреализм, который до сих пор, что называется, правит миром. Это окончательно ознаменовало конец эпохи постмодернизма XX века и наступление времени нового восприятия нашей реальности.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Смерть господина Лазареску»

Сам Кристи Пуи относит картину к так называемым моральным историям. Это медицинская одиссея — блуждание по клиникам Бухареста для того, чтобы определить в одну из них несчастного пенсионера. История насколько безжалостная, настолько и ироничная. Ко всему прочему мы сейчас видим, как все это здорово перекликается с нашими реалиями, и это замечательная иллюстрация на тему, что такое система и человеческая жизнь.

Стильный неонуар с Робертом Паттинсоном

  • Антон КолягоКинокритик, внештатный автор AFISHA.TUT.BY
     

Антон рассказывает, что одни из его любимых режиссеров — братья Джош и Бенни Сэфди — незаметно представляли свои первые фильмы во второстепенных программах Канн еще в 2008 году. Но по-настоящему они выстрелили спустя девять лет в основном конкурсе с картиной «Хорошее время».

— Это драйвовый неонуар про одно ограбление, которое пошло не так. Кино снято в максимально натуралистичной, грязной, почти документальной манере, при этом постоянно есть ощущение полнейшего сюрреализма. Одиссея нелепых грабителей по неприветливым закоулкам Нью-Йорка отсылает ко всем вашим любимым фильмам Коэнов и раннего Скорсезе (который, кстати, спродюсировал следующую работу Сэфди, считайте это знаком одобрения). Братья при этом не занимаются подражанием мэтру, а задают собственный тон и стиль, которые ни с каким другим теперь не спутать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Хорошее время»

В целом «Хорошее время» — это один большой, быстро распутывающийся клубок нервов и суеты, в конце которого вас ждет спокойный, но прошибающий финал под волшебную песню Игги Попа и электронщика Oneohtrix Point Never. Ну и, конечно, один из лучших актеров своего поколения Роберт Паттинсон. Если вдруг у кого-то до сих пор остались стереотипные представления о нем как о смазливом красавчике одной роли (мало ли), то это кино их точно развеет навсегда.

Очень «белорусское» кино Сергея Лозницы

  • Тарас ТарналицкийКинообозреватель, автор Telegram-канала «Священный Белавуд»

Если взглянуть на всю историю белорусского кино, то нашим кинематографистам в плане участия на Каннском кинофестивале — главном авторском смотре планеты — конечно, не везло, отмечает Тарас. Из всех попыток самой удачной оказалась проба Сергея Лозницы в 2012 году, когда его картина «В тумане» попала в основной конкурс фестиваля.

— По поводу этого фильма очень часто яростно спорят: является ли он белорусским? По правилам западной индустрии все-таки нет, поскольку проект копродукционный, то есть он снят на деньги нескольких стран: Германии, Нидерландов, Латвии и России. В нем принимал участие и «Беларусьфильм», но доля его участия была не настолько значительной. Зато в плане содержания «В тумане» — это сто процентов национальное произведение, основанное на психологически точной военной прозе Василя Быкова и сдержанной игре борисовчанина Владимира Свирского.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «В тумане»

Здесь он играет главную роль путевого обходчика Сущени, смерти которого жаждут как советские партизаны, так и немецкие оккупанты. «В тумане» максимально достоверно и убедительно показывает трагедию человека в условиях, в которых никому не пожелаешь оказаться. Из всего современного военного кино мне этот фильм больше всего импонирует, потому что, с одной стороны, он является данью советскому прошлому, а с другой — это кино совершенно современное. Буквально через два года после его выхода началась война в Украине, и это постоянное ощущение войны на постсоветском пространстве никуда не исчезает. В нынешнем историческом контексте «В тумане» уже получает новое звучание.

Фильм-взросление с Мэттью МакКонахи

  • Алексей Свирский
    Кинокритик, редактор сайта RussoRosso

На просьбу назвать один хороший фильм из программ Каннского фестиваля Леша откликается так: «На носу июнь, так что пускай это будет „Мад“ Джеффа Николса».

— Это приключение двух подростков-сорванцов, которые, бездельничая на солнечных побережьях Миссисипи, заводят дружбу с опасным романтиком Мэттью МакКонахи и заставляют со светлой грустью вспомнить последние летние каникулы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Мад»

В 2012 году сказочник американского Юга Джефф Николс представил в конкурсной программе идеальную историю взросления, которая идет два часа, но смотрится на одном дыхании. Именно здесь Тай Шеридан вовсю распускает крылья певца юности, именно эта роль МакКонахи вызывает больше всего эмоций, и именно такого сердечного кино с горящими глазами сильно не хватает конкурсным Каннам, потонувшим в скучной зауми одних и тех же авторов.

Неуловимая магия Кшиштофа Кесьлевского

  • Ирена КотеловичКинокритик, журналистка газеты «Звязда»

Ирена остановилась на ленте 1991 года «Двойная жизнь Вероники» Кшиштофа Кесьлевского. Она говорит, что это непостижимый фильм, который можно попытаться разгадать умом, но лучше просто почувствовать.

— Здесь есть какой-никакой сюжет, а у сюжета уже набралось бесконечное количество интерпретаций, но для меня главное заключается в как бы необязательных сценах и их непринужденных недомолвках. А поскольку Кесьлевский и сам наваял несколько вариантов как монтажа, так и концовок, тем более лучше отдаться ощущениям, а в этом смысле «Двойная жизнь Вероники» — настоящая магия.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Двойная жизнь Вероники»

От Ирен Жакоб, которая играет двойников из Польши и Франции, невозможно оторвать глаз, поет ли она, растирая капли дождя по щекам, или поддается странной тоске, когда в Кракове умирает другая Вероника. Казалось бы, вот это поворот, но никакие сюжетные решения здесь не будут значить столько, сколько способ воплотить их на экране. Весь фильм сделан из приятно неуловимых красивостей, настроений, сиюминутностей, и все это хорошо попросту прожить.

Два фильма, которые разделили «Золотую пальмовую ветвь»

  • Антон СидоренкоКинокритик, сценарист

Антон делится, что из всех Каннских фестивалей ему дороже и милее прошлогодний, семьдесят второй, на котором он побывал сам. Но в контексте нашего материала он бы хотел перенестись в 1979 год, где «Золотая пальмовая ветвь» была разделена между двумя любимыми фильмами критика. Это «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и «Жестяной барабан» Фолькера Шлендорфа.

— Жюри под председательством французской писательницы Франсуазы Саган не могло выбрать одного-единственного победителя по понятной причине: и Фрэнсис Форд Коппола, и Фолькер Шлендорф, каждый по себе замечательный и выдающийся режиссер, сняли абсолютные шедевры, главные фильмы в своей жизни. Обе экранизации стали одними из самых громких фильмов в истории кино.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»

Снятый по мотивам романа «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, «Апокалипсис сегодня» Копполы — психоделический эксперимент над сознанием зрителя, путешествие за пределы эмоциональных возможностей человека. Горячие эмоции и декорации войны во Вьетнаме здесь только веский повод для антивоенного высказывания.

«Жестяной барабан» Фолькера Шлендорфа по во многом автобиографическому роману Гюнтера Грасса на примере жизни маленького мальчика рассказывает историю целой нации, попавшей в плен тоталитарной идеологии.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Жестяной барабан»

Невероятно зрелищные, со множеством знаковых для истории кино сцен, фильмы Шлендорфа и Копполы актуальны именно сейчас, когда сильны предчувствия планетарной катастрофы.

Читайте также

Что еще посмотреть? Вот 10 фильмов из наших онлайн-кинотеатров
Белорусские режиссеры советуют свои фильмы, которые можно посмотреть онлайн — бесплатно и без СМС
Все заведения