Чемпионы Смотри сейчас


/

В Беларуси вообще нет моря, но яхтенный бизнес из года в год только набирает обороты. AFISHA.TUT.BY попыталась выяснить, зачем вообще покупать яхты в нашей стране, где они зимуют и сколько все это стоит.

Все бесплатные события столицы — в одном месте

AFISHA.TUT.BY встретилась с бизнесменом Артемом. Ему 33 года, он не женат, у него нет детей. Артем увлекается активными видами спорта, много путешествует. Яхтинг — одно из главных хобби его юношества, которое постепенно переросло в нечто большее. Сегодня у Артема три парусные яхты и одна моторная — самая большая из зарегистрированных в Беларуси на данный момент (13 с половиной метров). Еще одну яхту он сдает в Испании.

Артем. Фото из архива героя
Фото из архива героя

«Чтобы купить яхту, залез в долги, продал автомобиль»

— В детстве думали, что когда-нибудь у вас будет собственная яхта?

— Когда я был ребенком, то, наверное, даже не знал, что такое яхта. В детском понимании это были какие-то большие корабли, которые перевозят грузы. Я катался разве что на надувной лодке, которая была у отца. И даже не предполагал, что у меня будет собственная яхта, причем не одна. Как и все дети моего поколения, хотел, скорее, стать космонавтом, водителем, может, даже строителем. В старших классах школы уже думал о работе адвоката или продажника.

— Почему тогда занялись яхтенным бизнесом?

— Интерес к яхтам пришел не спонтанно. Я не занимался ни парусным, ни водными видами спорта, но уже в студенческом возрасте мне довелось покататься на яхте у знакомого в Швеции. Представьте: невероятно красивая природа Скандинавии — с борта белоснежной яхты. Чувство свободы. Меня это очень вдохновило, как и мою девушку. Вскоре она подарила мне сертификат на обучение яхтингом здесь, в Беларуси. Судно, на котором я учился, было маленьким, метров пять, стареньким и специфическим. Оглядываясь назад, я понимаю, что обучение было очень низкого уровня. Но для того времени впечатлений была масса. После учебы не прошло и полгода — я твердо решил купить яхту, такой небольшой плавучий дом, сюда, в Беларусь.

— На какие-нибудь жертвы пришлось идти?

— Для этого я, естественно, залез в долги, продал автомобиль. Моя первая яхта стоила где-то 45 тысяч долларов. Она была парусно-моторной, покупал я ее в Польше. На тот момент эта была самая большая парусная яхта в Беларуси — десятиметровая.

Фото из архива героя
Яхта Tes 32 Jedi Power — первое судно Артема, купленное в 2011 году. Фото из архива героя

— Размер имеет значение?

— Думаю, что еще долго не найдется энтузиаст, который мог бы привезти моторную яхту таких размеров, как моя, в Беларусь: она чуть больше 13 с половиной метров и стоила около 150 тысяч евро плюс растаможка и доставка. Скорее всего, моя яхта еще долго будет востребованной и у нее не будет конкурентов — в этом смысле да, размер имеет значение.

Фото из архива героя
Яхта Delphia 1350 Madam — самая большая яхта в Беларуси. Фото из архива героя
Яхта Delphia 1350 Madam — самая большая яхта в Беларуси. Фото из архива героя
Яхта Delphia 1350 Madam — самая большая яхта в Беларуси. Фото из архива героя

«Почти 50% от стоимости яхты, купленной за границей, придется отдать [за растаможку]»

— Сколько кругов ада нужно пройти, чтобы зарегистрировать яхту в нашей стране? Это сложнее или проще, чем регистрация, скажем, машины?

— Регистрация достаточно простая, я даже думаю, что гораздо проще, чем с автомобилем. Единственная большая проблема — с таможней. Очень большая растаможка: если я не ошибаюсь, 24% — основной налог плюс НДС. Получается, почти 50% от стоимости яхты, купленной за границей, придется отдать за ввоз. Это, я считаю, очень-очень много. С учетом того, что у нас до недавнего времени не было производителей своих яхт, мы не защищаем наш рынок.

— Когда приобретали первую яхту, думали об окупаемости?

— Изначально она покупалась не для рабочих целей, а сугубо для себя. Это был какой-то порыв — все-таки дорогостоящая на тот момент покупка. Я не знал, что с ней делать, не понимал, как она может окупаться. Просто очень хотелось яхту, я этим грезил, думал, что смогу все лето на ней проводить. Поэтому по поводу окупаемости сказать сложно. Тем более что моя первая яхта уже давно продана.

— Окей, сколько нужно лет, чтобы плюс-минус окупить такую яхту, как Madam?

— Думаю, лет 20. Эта яхта тоже скорее для себя и для имиджа компании. Когда ты производишь яхты, нужен флагман во флоте. Madam — наш флагман.

— Если покупаете яхты для себя, зачем начали сдавать их в аренду?

— Идея использовать яхты как способ заработка пришла ко мне абсолютно случайно: я начал ставить яхту в Robinson Club — большой комплекс у Минского моря, там есть гостиница, ресторан, СПА-комплекс. И причалы. Комплекс тогда только открылся, и для того, чтобы все было красиво, престижно, меня попросили поставить мою десятиметровую яхту к ним на причал. Причем это было абсолютно бесплатно.

На следующий день ко мне подошли люди, которые отдыхали на территории клуба, попросили прокатиться. Сначала я отказывался, но таких людей становилось больше и больше. И из-за этого пришлось нанять человека, который бы их катал. Так потихоньку зародилась чартерная программа (от английского charter — договор на аренду транспортного средства на определенный срок. — Прим. TUT.BY). Когда я понял, что это может приносить какие-то деньги, хотя бы для окупаемости стоянки и содержания, мы с командой разработали сайт и запустили рекламу.

— Это, наверное, первый такой сайт в байнете.

— На тот момент у меня была одна яхта, и сайт назывался просто — Yachta.by. Но через несколько лет появились белорусские «конкуренты», которые решили сильно не заморачиваться: приобрели абсолютно такую же яхту, как у меня, и сделали точно такой же сайт — поменяли только букву в названии. Тогда я решил, что нужно выходить на другой уровень.

— Вышли?

— Да, купил вторую яхту, третью — аренда судов переросла в один из моих бизнесов. Появились даже мысли по поводу строительства яхт в Беларуси, и мы запустили производство. Это 26-футовые яхты, они предназначены для внутренних нужд в стране. Основный рынок сбыта — естественно, Россия. Получается, и производим, и сдаем яхты в Беларуси и за границей. Разрабатываем сейчас новый проект на следующий год — судно с электродвигателем, которое, я думаю, будет достаточно инновационное и интересное у нас в стране и за границей.

Яхта Raptor 26 Jimmy Hendrix белорусского производства. Zezet-yachts — это компания Артема. Фото из архива героя

— Кто и зачем снимает яхты в Минске?

— Желание у всех одинаковое — оторваться от городской суеты и рабочих будней, развеяться. Бывает, что людям нужно именно в пять утра кататься, или чтобы произвести впечатление на барышню, или сделать фотосет, или провести свадебную роспись. Что заказчик придумает, то можно воплотить на яхте. Студенты и молодые люди снимают яхточки поменьше, кто посостоятельнее — более престижные.

«Когда зимой яхты простаивают, очень много времени я занимаюсь… яхтами!»

— Сколько длится яхтенный сезон в Беларуси?

— Он достаточно короткий: это начало мая и приблизительно конец октября. После окончания сезона все яхты поднимаются с воды, чтобы не повредить корпус, потому что вода начинает замерзать. Яхту моют, консервируют, подготавливают к следующему сезону. Габаритные яхты можно перевезти куда-нибудь на стоянку — например, во двор частного дома. Если яхта негабаритная, ее можно хранить в яхт-клубах: там как раз предлагают такую услугу, как зимнее хранение. Ее зачехляют под тент, и она хранится там до весны.

— Чем занимаетесь, когда яхта простаивает?

— Зимой я опять же очень много времени занимаюсь… яхтами! Интересно полностью участвовать во всех процессах, разработке и строительстве новых судов, поиске новых мест для расположения яхт за границей. И, конечно же, в развитии чартерного бизнеса в Беларуси. У нас с этим достаточно сложно, потому что акватории маленькие, да и люди к этому не готовы, в том числе финансово. Флот на сотни яхт раздувать нет смысла, но сделать небольшой флот на 5–10 судов разных категорий, я думаю, нужно. В принципе, мы к этому уже и пришли. Но все равно пока это не развито настолько, как за границей.

— А что за границей?

— Там это однозначно бизнес. Знаю наверняка, потому что еще одна моя яхта стоит в Испании и тоже сдается в чартер. Этим занимаются международные чартерные компании, которые берут на обслуживание твою яхту: они ищут клиентов, обслуживают ее, страхуют и забирают себе какой-то процент. Там и сезон гораздо дольше, да и востребованность аренды яхты куда больше. Суда арендуют не по часам, а по неделям. Я сам регулярно выезжаю на море и не вижу смысла перевозить туда свои яхты: их можно арендовать там — и в любом случае это явно дешевле. И даже если моя яхта, которая стоит в Испании, занята другими людьми, мне проще арендовать другую.

— Сколько вообще стоит содержать яхту?

— Достаточно относительный момент. В Беларуси стоянка моих яхт в Robinson Club обходится в 500 рублей в месяц за одну яхту. Там есть охрана, меня все устраивает. Когда яхта хранится в яхт-клубе зимой, это мне обходится где-то в 300 рублей за 14-метровую в месяц. И еще 200 рублей я плачу за десятиметровую. Содержание за границей сильно зависит от региона. Если арендовать место в хорошей марине, скажем, в Барселоне, то, конечно, дорого. В местах попроще аренда будет стоить около 300 евро в месяц.

— Заправлять яхты — бюджетно?

— У меня три парусно-моторные яхты в Беларуси, основную часть они ходят под парусом и едят достаточно мало топлива. На моторной яхте стоит экономичный дизельный двигатель, так что я бы не сказал, что это огромная часть расходов.

Фото из архива героя
Яхта Maxus 33 Kathleen в 2016 году стояла на территории дворцово-замкового комплекса «Несвижский замок». Фото из архива героя

«Я думаю, что каждый белорус смог бы себе позволить [недорогую] яхту»

— Покупать яхты — своего рода зависимость?

— Скорее да. У меня так получилось, что яхты еще и приносят деньги, поэтому хочется покупать их снова: не обязательно много, важнее, чтобы одна была лучше другой.

— Сколько в Беларуси владельцев яхт? Это комьюнити?

— Владельцев сравнительно немного, в основном это люди увлеченные. Если брать хозяев современных хороших яхт — их можно пересчитать на пальцах двух рук. Яхт советского образца будет гораздо больше. Компаний, наверное, в принципе нет, кроме моей. Разве что есть компании, которые предлагают услуги посредничества.

— Сегодня наличие яхты у белоруса — это о чем, по вашему? Показатель достатка или этим уже никого не удивить?

— Некоторые покупают яхты как дорогой автомобиль, чтобы показать статус, чтобы можно было привести туда бизнес-партнеров, некоторые — потому что это их увлечение. Встречаю достаточно много людей на воде, которым достались яхты отцов, дедов. Это старенькие суденышки, они их реставрируют собственными силами, ходят под парусом с друзьями или семьей, получают удовольствие. Стоимость таких яхт сравнительно невысокая. Думаю, что каждый белорус смог бы себе позволить такую яхту.

— Хватает времени на личную жизнь с вашими «несколькими бизнесами?»

— Мне кажется, да. Это надо спросить у моей девушки (смеется). Мы частенько вместе проводим время на яхте, ездим за границу, она разделяет мое хобби. Я думаю, скорее всего, ей это даже очень нравится.

Если вы захотите покататься на яхте, обязательно используйте наш промокод — так вы сможете здорово сэкономить. Актуальные цены аренды яхт вы найдете тут.

Читайте также:

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
«Вложили 120 тысяч долларов, а думали, уложимся в 80». Эти блогеры открыли свои заведения
Собрали самые нестандартные идеи для отдыха — в одном месте
Подпишитесь на рассылку о событиях и акциях в разделе «Детям»!
Пожалуйста, укажите правильный e-mail
Все заведения
0070064