Маша и Медведь Смотри сейчас


/

На прошлой неделе TUT.BY писал о заведениях, которые недавно закрылись в Минске. А сейчас мы решили вспомнить, какие популярные (и не очень) сети фастфуда не прижились в столице и как долго они проработали. Об этом неудачном опыте — в нашем материале.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY
Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Кроме «МакДональдса», первые попытки сделать бизнес на сетевом фастфуде еще в 90-х предприняла сеть «Хутка Смачна», в начале 2000-х — кафе «Росток». «Росток» давно ушел с рынка, а в прошлом году закрылись почти все «Хутка Смачна». Одна из двух оставшихся точек переформатировалась на продажу шаурмы.

Примерно в 2013 году в Минске стали появляться как первые зарубежные заведения по франшизе, так и аналоги мировых брендов фастфуда. Но схема общепита «быстро и дешево» сделала успешными далеко не всех. Вспомним наиболее популярные закрывшиеся сети.

Греческий Goody’s в 2013-м

Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY
Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY

Одним из первых франчайзинговых проектов в Минске стала греческая сеть бургерных Goody’s. В Греции этот бренд входит в пищевой холдинг Vivartia и с 2014 года называется Goody’s Burger House.

В Минске первый Goody’s открылся на ул. Свердлова в ноябре 2013 года — его запустила компания «БелКюЭсАр». Тогда говорили о том, что в Греции эта сеть по популярности обогнала «МакДональдс». Но у нас она долго не протянула.

В столице были открыты три точки этого фастфуда, но весной 2015 года заведения закрылись из-за кризиса. Привозные продукты подорожали, снизилась покупательная способность, также из-за условий франшизы нельзя было изменить меню. Владельцы «БелКюЭсАра» отказались от франшизы и на месте ресторанов Goody’s открыли локальный фастфуд — Yumburger.

Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY
Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY

Серьезного развития эта сеть тоже не получила. Из трех существующих ресторанов дольше всех проработал только один — на Свердлова. После этого тут начали продавать бургеры под неймингом Burger House. Но и эта модель просуществовала недолго.

А в декабре 2016-го тут открылся ресторан американской сети Texas Chicken.

Белорусская попытка сделать «МакДональдс» — Good Burger

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Летом 2013 года в «Арена-Сити» открылся фудкорт, где и заработала первая точка Good Burger. Вторая открылась на месте Sun Cafe в «Столице» через полтора года. В этой сети продавали стандартные для фастфуда продукты: картошку фри, бургеры, напитки. Также были попытки сделать национальный фастфуд — в 2015 году в Good Burger предлагали бургеры с драниками вместо привычных булок.

На тот момент эта локальная сеть фастфуда входила в группу компаний «Камена». Им же принадлежат кафе «Союз online», суши-бар «Манга», бар «Т-34», сеть «Пицца Smile» и кафе «Закон бутерброда».

В итоге у Good Burger получилось запустить только два заведения, развития они не получили. В 2016 году сеть закрылась, а на ее место в «Столице» пришел Burger King.

Аналог KFC — Funny Chicken

Фото: группа "Вконтакте" Funny Chicken
Фото: группа «ВКонтакте» Funny Chicken

Funny Chicken открылся в 2011 году недалеко от станции метро «Институт культуры». Эта сеть стала белорусским аналогом KFC. Сетевой бренд основала компания «Слайд», которая занималась развитием Presto Pizza.

Этот аналог KFC работал в Могилеве, Витебске, Орше, Полоцке и Минске. У компании было две точки в столице — на фудкорте Galileo и на улице Московской.

В Минске заведения закрылись тихо и незаметно. Последние упоминания этой сети в интернете были в 2015 году. Пользователи писали: «Вкусно и быстро. Но людей нет вообще. Получается, как Funny Chicken ни клонируется под KFC, это не помогает». Другие замечали, что цены на курицу в этом ресторане выше, чем в американской сети.

Украинские сэндвич-бары FreshLine

Фото: Майя Кохно, TUT.BY
Фото: Майя Кохно, TUT.BY

В 2015 году в Минске открылась украинская сеть сэндвич-баров FreshLine. Сначала заведения запускали быстро — в торговых центрах, а также павильонах на ул. Якуба Коласа и Немиге. До конца 2017 года в Минске планировали запустить 17 сэндвич-баров. Но весной 2018 года в столице остался лишь один FreshLine — в ТЦ Outleto. Вскоре его продали и закрыли сеть.

Развивал фастфуд минский предприниматель Евгений Левченко. После FreshLine он запустил сеть бистро «Обед Буфет».

Фото: Майя Кохно, TUT.BY
Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Основатель сети сэндвич-баров в Украине Вадим Бортник говорил, что сеть в Беларуси не получила развития, потому что «партнеру не хватило масштаба вытянуть производство. Возникли финансовые трудности». Но столичный предприниматель Евгений Левченко рассказывал свою версию. Мол, для нашей страны формат сэндвич-бара как отдельного заведения неподходящий. Поэтому такой бизнес не пошел.

Белорусский аналог Subway — SUB’S

Фото: группа "Вконтакте" SUB'S
Фото: группа «ВКонтакте» SUB’S

Не прижился в Минске еще один фастфуд такого формата — кафе SUB’S. Белорусский аналог известной сети сэндвич-баров Subway открылся в Минске осенью 2015 года.

У SUB’S было 4 точки: на ул. Комсомольской, на ул. Захарова, в ТЦ «Магнит» и на фудкорте Galleria Minsk.

У владельцев для развития SUB’S было две компании — «Старсабс» и «Печеная картошка». С первой компанией в августе 2016 года владельцы открыли по франшизе первую точку российской кофейни «Даблби» на Комсомольской улице. Но ни тот, ни другой бизнес не пошел.

Кофейня закрылась, проработав чуть больше года. От SUB’S в 2018-м не осталось ни одного заведения. Последний раз сеть упоминалась в интернете в конце 2017 года. Обе компании сейчас находятся в процессе ликвидации.

От известной пиццерии Sbarro к молодому российскому бренду

Фото: Майя Кохно, TUT.BY
Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Во время массового запуска известных мировых сетей в Беларуси в 2015 году в Минске открылась американская пиццерия Sbarro. Развивала ее компания «Пиццастар» во главе с Вадимом Ткачуком — сыном известного бизнесмена, бывшего совладельца «Рублевского», а ныне совладельца «Добронома» Сергея Ткачука.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY
Вадим Ткачук на открытии Sbarro в Минске. Фото: Майя Кохно, TUT.BY

В 2018 году белорусская компания отказалась от франшизы и на месте 8 существующих пиццерий Sbarro открылась «Додо пицца». Это российская сеть, которая была основана в 2011 году в Сыктывкаре предпринимателем Федором Овчинниковым.

Заместитель генерального директора рассказывал нам, что переход от американской Sbarro к российской сети связан с тем, что «Додо пицца» — это молодой, активный бренд.

— Ребята, которые управляют компанией, очень заряжены. Хоть 90% пиццерий «Додо» сосредоточены в России, по развитию компания находится на мировом уровне. Если сравнить со Sbarro, «Додо» более открыты, мобильны, инновационны. Это была основная причина смены сети, помимо всех остальных факторов, которые я не могу озвучить.

***

Напомним, что открывались в этот период и другие точки, например, Chicken Prince, King, Sandwich Club, но серьезного развития они не получили. Многим не удалось даже выстроить сеть и запустить больше одного заведения.

Как мы видим, у перечисленных в статье сетей срок жизни в среднем три года. Можно предположить, что белорусскому фастфуду помешал развиваться в числе прочего массовый приток известных сетей начиная с 2015 года.

Все заведения
0065295