Чемпионы Смотри сейчас


/

Украинская сеть сэндвич-баров FreshLine, появившаяся в Минске в 2015 году, закрывается. Оставшаяся единственная точка этого фастфуда дорабатывает последние недели. Уходит ли сеть навсегда с белорусского рынка и что у бизнесменов пошло не так — в нашем материале.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Украинская сеть FreshLine пришла в Минск в 2015 году. Сначала заведения открывались быстро — в торговых центрах, а также павильонах на Якуба Коласа и на Немиге. До конца 2017 года в Минске планировали запустить 17 сэндвич-баров. Но сейчас в столице остался лишь один FreshLine — в ТЦ Outleto. Он будет работать еще пару недель, а потом его формат и ассортимент будут менять.

Открыть одно заведение, как мы писали, стоило примерно 50 тысяч долларов и выше. Почему сеть закрывается в Беларуси и был ли прибыльным этот бизнес в Минске, нам рассказали основатель FreshLine Вадим Бортник и минский предприниматель Евгений Левченко.

Основатель FreshLine: «В следующем году мы совершим повторную попытку выхода»

В Украине работает около 50 заведений FreshLine. Сеть развивается с 2008 года. По франшизе сеть начинала работать в России, Казахстане и Молдове. Но там это развития не получило.

Недавно основатель FreshLine Вадим Бортник рассказал о том, что временно их компания прекратила развивать сеть по франчайзингу, потому что некоторые точки обладателей франшиз и на треть недотягивали до плановых показателей.

Фото: личный архив Евгения Левченко
Евгений Левченко и Вадим Бортник на открытии нового заведения. Фото: личный архив Евгения Левченко

Вадим Бортник говорит, что в Минске с франшизой «произошла сложная ситуация» и объясняет, почему проект в Беларуси остановили.

— Мы недостаточно подготовили продукт под белорусский рынок. Нужно было более точно адаптировать модель. И нашему партнеру не хватило масштаба вытянуть производство. В определенный момент возникли финансовые трудности, которые помешали выйти проекту на объем с точкой безубыточности. Этот объем позволил бы прибыльно работать. Но для этого надо открыть хотя бы пять заведений. У партнера закончилась энергия, в том числе и финансовая. Он немного не рассчитал свои ресурсы. Но по своим возможностям сделал то, что мог.

По его словам, два заведения в Минске работали в «хороший плюс». Но после трех открытых точек партнеру не хватило денег, а сети — профессиональных кадров.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY
На открытии точки в ТЦ Outleto в конце 2015 года

При этом основатель FreshLine и дальше хотел бы работать с Минском.

— В следующем году мы совершим повторную попытку выхода. Партнер, скорее всего, будет другой. К его поиску мы перейдем в третьем-четвертом квартале этого года. Будем подбирать более системного партнера, у которого уже есть управленческий опыт и похожие гастрономические проекты.

Бортник говорит, что никаких неустоек или штрафов белорусская компания не платит за то, что сеть не получила развития в Минске.

Белорусский предприниматель: «Этот проект оказался для нас убыточным»

Сеть FreshLine в Беларуси развивал предприниматель Евгений Левченко. Опыта работы в сфере общепита у него не было.

По его словам, в два первых заведения в торговых центрах он с партнерами вложили порядка 120 тысяч долларов.

Фото: личный архив Евгения Левченко
Фото: личный архив Евгения Левченко

— Если по-честному, этот проект оказался для нас убыточным. Инвестиции были мои и соучредителя Эдуарда Сергиенко (компания «Чистый след плюс»). У нас были доли 50% на 50%. Украинская сторона финансово не помогала.

За покупку франшизы предприниматели заплатили украинцам по пять тысяч долларов за объект. Ежемесячный роялти — 4% от выручки.

— Но стоит им отдать должное, нам понизили, а потом на полгода заморозили роялти, когда у нас начались проблемы. Это было спустя четыре месяца после открытия.

Но все стандарты франшизы, которые нужно было адаптировать под наш рынок, Левченко с командой адаптировал сам. По его словам, даже юридических договорных отношений между белорусской и украинской стороной не было.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

— Торговая марка FreshLine зарегистрирована на территории Беларуси только в середине 2017-го, договор франчайзинга мы не подписали. Мы все время дорабатывали проект, я приводил новых партнеров-инвесторов, которые вкладывались, а в итоге потеряли деньги.

Левченко считает, что проект не получил развития потому, что для нашей страны формат сэндвич-бара как отдельного заведения неподходящий. И закрытие некоторых Sub’s, по его словам, это подтверждает.

— Это не для нашего ментального сознания. У нас пока не привита культура потребления сэндвичей. Это более хипстерское — на Зыбицкую и Октябрьскую за ними едут целенаправленно люди со своими интересами. А мы работаем на трафик ритейла — с него снимаем нужный процент людей, которые к нам зайдут для перекуса. В сэндвич-барах есть смысл, если открыть сразу 20 таких заведений в привычных трафиковых местах, чтобы навязать их в сознании людей.

Ожидания в связи с высокой и планируемой проходимостью в ТЦ тоже себя не оправдали. Там, где ждали по 600 человек, не приходило даже 150. А аренда за места была высокая.

— В «МОМО» в самом начале мы работали несколько месяцев в плюс. После шести месяцев мы пошли в убыток. Критической точкой стало открытие по соседству «Пицца темпо». Тогда у нас выручка упала примерно на 40%.

Бывший сэндвич-бар переделают под бистро с баром

Левченко сейчас занимается другим проектом. Он решил переформатировать заведение FreshLine под бистро. Потому что это популярно и понятно для людей.

Такое бистро с собственным производством на 160 квадратных метров компания Левченко и партнеров «Хаус Фреш» уже запустила на втором этаже в ТЦ Outleto. Цены на обеды здесь такие — вторые блюда стоят до 2,95, гарниры — 0,70−0,90, суп стоит 1,90, салаты от 1,60 до 2,45 рубля.

Инвесторы в эту точку вложили порядка 80 тысяч долларов. Заведение работает с января и, по словам Левченко, уже самоокупаемо и находится на стадии, предваряющей получение прибыли.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

А производство нужно было для того, чтобы дальше развиваться в направлении дистрибуции.

— Мы можем обеспечить свои заведения и сегмент HoReCa всей необходимой продукцией, которая на данный момент востребована. Это хлеба, это булочки по-французски, это кондитерка. Те же сэндвичи для кофеен.

Основной продукт производства — хлеб, десерты и сэндвичи. Сейчас мощности позволяют выпускать около двух с половиной тысяч багетов в день. Сотрудничать по поставкам десертов уже начали с сетевой кофейней.

Дальше в планах у компании продавать франшизу бистро с условием покупки продуктов на существующем производстве.

А на старой точке сэндвич-бара на Якуба Коласа новые партнеры Левченко сейчас делают ремонт, и в апреле там откроется второй «Обед Буфет» с баром.

Розыгрыш билетов!

Новый розыгрыш в приложении "Афиша TUT.BY"! Можно бесплатно получить билеты на интересное событие

  • Скидка 20% в День Рождения по предварительному заказу Coyote / Койот
Все заведения