Подводная фотостудия Скидка 20%


/

Украинская сеть сэндвич-баров FreshLine, появившаяся в Минске в 2015 году, закрывается. Оставшаяся единственная точка этого фастфуда дорабатывает последние недели. Уходит ли сеть навсегда с белорусского рынка и что у бизнесменов пошло не так — в нашем материале.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Украинская сеть FreshLine пришла в Минск в 2015 году. Сначала заведения открывались быстро — в торговых центрах, а также павильонах на Якуба Коласа и на Немиге. До конца 2017 года в Минске планировали запустить 17 сэндвич-баров. Но сейчас в столице остался лишь один FreshLine — в ТЦ Outleto. Он будет работать еще пару недель, а потом его формат и ассортимент будут менять.

Открыть одно заведение, как мы писали, стоило примерно 50 тысяч долларов и выше. Почему сеть закрывается в Беларуси и был ли прибыльным этот бизнес в Минске, нам рассказали основатель FreshLine Вадим Бортник и минский предприниматель Евгений Левченко.

Основатель FreshLine: «В следующем году мы совершим повторную попытку выхода»

В Украине работает около 50 заведений FreshLine. Сеть развивается с 2008 года. По франшизе сеть начинала работать в России, Казахстане и Молдове. Но там это развития не получило.

Недавно основатель FreshLine Вадим Бортник рассказал о том, что временно их компания прекратила развивать сеть по франчайзингу, потому что некоторые точки обладателей франшиз и на треть недотягивали до плановых показателей.

Фото: личный архив Евгения Левченко
Евгений Левченко и Вадим Бортник на открытии нового заведения. Фото: личный архив Евгения Левченко

Вадим Бортник говорит, что в Минске с франшизой «произошла сложная ситуация» и объясняет, почему проект в Беларуси остановили.

— Мы недостаточно подготовили продукт под белорусский рынок. Нужно было более точно адаптировать модель. И нашему партнеру не хватило масштаба вытянуть производство. В определенный момент возникли финансовые трудности, которые помешали выйти проекту на объем с точкой безубыточности. Этот объем позволил бы прибыльно работать. Но для этого надо открыть хотя бы пять заведений. У партнера закончилась энергия, в том числе и финансовая. Он немного не рассчитал свои ресурсы. Но по своим возможностям сделал то, что мог.

По его словам, два заведения в Минске работали в «хороший плюс». Но после трех открытых точек партнеру не хватило денег, а сети — профессиональных кадров.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY
На открытии точки в ТЦ Outleto в конце 2015 года

При этом основатель FreshLine и дальше хотел бы работать с Минском.

— В следующем году мы совершим повторную попытку выхода. Партнер, скорее всего, будет другой. К его поиску мы перейдем в третьем-четвертом квартале этого года. Будем подбирать более системного партнера, у которого уже есть управленческий опыт и похожие гастрономические проекты.

Бортник говорит, что никаких неустоек или штрафов белорусская компания не платит за то, что сеть не получила развития в Минске.

Белорусский предприниматель: «Этот проект оказался для нас убыточным»

Сеть FreshLine в Беларуси развивал предприниматель Евгений Левченко. Опыта работы в сфере общепита у него не было.

По его словам, в два первых заведения в торговых центрах он с партнерами вложили порядка 120 тысяч долларов.

Фото: личный архив Евгения Левченко
Фото: личный архив Евгения Левченко

— Если по-честному, этот проект оказался для нас убыточным. Инвестиции были мои и соучредителя Эдуарда Сергиенко (компания «Чистый след плюс»). У нас были доли 50% на 50%. Украинская сторона финансово не помогала.

За покупку франшизы предприниматели заплатили украинцам по пять тысяч долларов за объект. Ежемесячный роялти — 4% от выручки.

— Но стоит им отдать должное, нам понизили, а потом на полгода заморозили роялти, когда у нас начались проблемы. Это было спустя четыре месяца после открытия.

Но все стандарты франшизы, которые нужно было адаптировать под наш рынок, Левченко с командой адаптировал сам. По его словам, даже юридических договорных отношений между белорусской и украинской стороной не было.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

— Торговая марка FreshLine зарегистрирована на территории Беларуси только в середине 2017-го, договор франчайзинга мы не подписали. Мы все время дорабатывали проект, я приводил новых партнеров-инвесторов, которые вкладывались, а в итоге потеряли деньги.

Левченко считает, что проект не получил развития потому, что для нашей страны формат сэндвич-бара как отдельного заведения неподходящий. И закрытие некоторых Sub’s, по его словам, это подтверждает.

— Это не для нашего ментального сознания. У нас пока не привита культура потребления сэндвичей. Это более хипстерское — на Зыбицкую и Октябрьскую за ними едут целенаправленно люди со своими интересами. А мы работаем на трафик ритейла — с него снимаем нужный процент людей, которые к нам зайдут для перекуса. В сэндвич-барах есть смысл, если открыть сразу 20 таких заведений в привычных трафиковых местах, чтобы навязать их в сознании людей.

Ожидания в связи с высокой и планируемой проходимостью в ТЦ тоже себя не оправдали. Там, где ждали по 600 человек, не приходило даже 150. А аренда за места была высокая.

— В «МОМО» в самом начале мы работали несколько месяцев в плюс. После шести месяцев мы пошли в убыток. Критической точкой стало открытие по соседству «Пицца темпо». Тогда у нас выручка упала примерно на 40%.

Бывший сэндвич-бар переделают под бистро с баром

Левченко сейчас занимается другим проектом. Он решил переформатировать заведение FreshLine под бистро. Потому что это популярно и понятно для людей.

Такое бистро с собственным производством на 160 квадратных метров компания Левченко и партнеров «Хаус Фреш» уже запустила на втором этаже в ТЦ Outleto. Цены на обеды здесь такие — вторые блюда стоят до 2,95, гарниры — 0,70−0,90, суп стоит 1,90, салаты от 1,60 до 2,45 рубля.

Инвесторы в эту точку вложили порядка 80 тысяч долларов. Заведение работает с января и, по словам Левченко, уже самоокупаемо и находится на стадии, предваряющей получение прибыли.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

А производство нужно было для того, чтобы дальше развиваться в направлении дистрибуции.

— Мы можем обеспечить свои заведения и сегмент HoReCa всей необходимой продукцией, которая на данный момент востребована. Это хлеба, это булочки по-французски, это кондитерка. Те же сэндвичи для кофеен.

Основной продукт производства — хлеб, десерты и сэндвичи. Сейчас мощности позволяют выпускать около двух с половиной тысяч багетов в день. Сотрудничать по поставкам десертов уже начали с сетевой кофейней.

Дальше в планах у компании продавать франшизу бистро с условием покупки продуктов на существующем производстве.

А на старой точке сэндвич-бара на Якуба Коласа новые партнеры Левченко сейчас делают ремонт, и в апреле там откроется второй «Обед Буфет» с баром.

Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Трагедия, которая вас шокирует. В Сети покажут один из самых популярных спектаклей МинскаТрагедия, которая вас шокирует. В Сети покажут один из самых популярных спектаклей Минска
ТеатрОдин из лучших минских спектаклей этого сезона. Почему надо посмотреть «Записки юного врача»
В Минске пройдет конвент комиксов, игр и фэнтези. Билеты тутВ Минске пройдет конвент комиксов, игр и фэнтези. Билеты тут
Белорусский фильм о подполковнике авиации в отставке и его внуке-стриптизере появился онлайнБелорусский фильм о подполковнике авиации в отставке и его внуке-стриптизере появился онлайн
Популярная молодая певица из Black Star перепела «Катюшу». Получилось красиво, оценитеПопулярная молодая певица из Black Star перепела «Катюшу». Получилось красиво, оцените
Пройдите этот тест, чтобы узнать, кто вы из «Шрека». Если Осел — не обижайтесьПройдите этот тест, чтобы узнать, кто вы из «Шрека». Если Осел — не обижайтесь
Популярность электросамокатов только растет! Вот что продают магазины от 325 р.Популярность электросамокатов только растет! Вот что продают магазины от 325 р.
Кино«Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
Майские мероприятия и базы отдыхаМайские мероприятия и базы отдыха
На Зыбицкой открылся Burger King, который в выходные будет работать до пяти утраНа Зыбицкой открылся Burger King, который в выходные будет работать до пяти утра
Лучший мультфильм «Оскара-2021» теперь доступен по-белорусскиЛучший мультфильм «Оскара-2021» теперь доступен по-белорусски
общепит«Среди покупателей есть и обычные пенсионеры». В Минске переоткрылась ремесленная пекарня Lёn
Аквапарк «Дримлэнд» запускает продажу билетов. Цены вам понравятсяАквапарк «Дримлэнд» запускает продажу билетов. Цены вам понравятся
ВыходныеПолюбоваться цветущей сакурой и посмотреть салют. Чем заняться в большие выходные?
Известный российский актер Мишуков, который был на протестах в Минске, успел снять здесь клипИзвестный российский актер Мишуков, который был на протестах в Минске, успел снять здесь клип
«Купаловцы» покажут спектакль-размышление о нарушении свобод, казнях и пытках«Купаловцы» покажут спектакль-размышление о нарушении свобод, казнях и пытках
  • Дарим подарок на день рождения: при покупке хачапури по-мегрельски - второй хачапури в подарок  Амели
  • Каждую субботу и воскресенье в марте при покупке "харчо + кубдари" - порция любых хинкали в подарок Амели
Все заведения
0073205