Новости


/

Сегодня завершился 68-й Берлинский кинофестиваль. Главный приз — «Золотого медведя» — получила картина «Не прикасайся» румынского режиссера Адины Пантилие. О том, как распределились остальные награды и почему фестиваль 2018-го года — особенный, рассказывает собственный корреспондент TUT.BY на Берлинском кинофестивале.

Кому достались «медведи»?

Победитель фестиваля — картина «Не прикасайся» — рассказывает о женщине средних лет, которая в разговорах и наблюдениях за людьми пытается понять и отыскать свою собственную сексуальность. Герои фильма, стремясь к интимности, боятся этого, и пытаются преодолеть всяческие табу, чтобы стать свободными.

Жюри во главе с председателем режиссером Томом Тыквером распределило остальные призы следующим образом:

«Серебряный медведь» за «Лучший фильм» ушел картине «Наследницы» Марчело Мартинесси. Полнометражный дебют автора из Парагвая рассказывает о жизни немолодой однополой супружеской пары. К почтенным годам у женщин не остается денег, к тому же одна из них угождает за решетку. В фокусе режиссера — привилегированный средний класс, который вот-вот потеряет комфорт, к которому привык.

Гран-при жюри получила картина «Лицо» Малгожаты Шумовска — история молодого человека, который в результате несчастного случая на стройплощадке теряет лицо. Парню делают первую в стране полную пересадку лица, и теперь он должен привыкнуть жить с новым собой. Шумовска представила берлинской публике бодрую и полную юмора, но предсказуемую и поверхностную картину о том, как уживаются вера и варварство в польском обществе.

Кадр из фильма "Лицо". Режиссер Малгожата Шумовска
Кадр из фильма «Лицо». Режиссер Малгожата Шумовска

«Серебряный медведь» за лучший сценарий ушел авторам фильма «Музей» Алонсо Руис Паласиосу и Мануэлю Алькале.

Приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру получила картина Уэса Андерсона «Остров собак».

Награду в номинации «Лучшая актриса» получила Ана Браун («Наследницы»).

Награда в номинации «Лучший актер» ушла к Антони Бажону («Молитва»).

«Серебряный медведь» за особый художественный вклад — Елена Окопная, «Довлатов».

Приза независимого жюри газеты Berliner Morgenpost удостоился «Довлатов» Алексея Германа — младшего.

Приз зрительских симпатий секции «Панорама» — у «Профиля» Тимура Бекмамбетова.

Фото: Richard Hubner (c) Berlinale
Международное жюри Берлинского кинофестиваля. Фото: Richard Hubner © Berlinale

Последний фестиваль Косслика

Кинофестиваль этого года вошел в историю еще до первой звезды на красной дорожке. 2018-й Берлинале станет последним под предводительством художественного и исполнительного директора Дитера Косслика, который руководил форумом на протяжении 17 лет. Кто сменит его на посту, пожалуй, один из главных вопросов текущего фестиваля. Но то, что перемены необходимы, было понятно еще за несколько месяцев до начала форума этого года, когда 79 немецких кинематографистов подписали открытое письмо о необходимости проведения радикальной реформы Берлинале.

О том, что в последние годы фестиваль в Берлине существенно уступает своим ближайшим соседям — Каннскому и Венецианскому — и теряет свое международное значение, говорят не только немецкие кинематографисты, но и журналисты. Основной конкурс фестиваля — 2018 как только не называли: «посредственным» (Антон Долин), «предсказуемым» (Андрей Плахов), «скромным», «неровным» (Марина Латышева). В действительности большинство картин основной программы этого года не претендуют на открытие в области киноязыка, не расширяют эстетическую парадигму — это во многом удобные, понятные зрителю, чаще всего одноразовые фильмы. Или упражнения с художественной формой (как вышло, скажем, с португальским «Деровом» (программа «Форум») или в какой-то степени с нашумевшим фильмом «Утойя, 22 июля», снятой одним планом историей о теракте в Норвегии).

К приятным исключениям можно отнести немецкую ленту «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филипа Гренинга. Фильм, который разделил публику на пресс-показе на два лагеря: одна половина зала тонула в овациях, вторая — в недовольных «бу-у-у».

Кадр из фильма "Моего брата зовут Роберт, и он идиот". Режиссер Филип Гренинг
Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот». Режиссер Филип Гренинг

Фильм Гренинга — трехчасовое погружение в то, что принято сейчас называть поиском новой идентичности. Немец анализирует сущность человека, который за тысячи лет эволюции сделал колоссальные шаги в познании окружающего мира и материй вроде времени и пространства, но не продвинулся в познании себя. При этом погружаясь в рефлексию о склонности человека к саморазрушению. Впрочем, жюри фильм полностью проигнорировало.

Из российских фильмов, представленных в конкурсах Берлинале, без наград остался, пожалуй, только «День Победы» Лозницы. А зря — тонкая, ироничная, местами бьющая по щекам документальная картина о том, как русские отмечают День Победы в берлинском Трептов-парке. Картина, кстати, с белорусским следом — над звуком в фильме Лозницы по традиции трудился белорусский звукорежиссер Владимир Головницкий. Талантливая работа со звуковой палитрой и четкий холодный режиссерский взгляд сделали фильм одним из самых ярких в программе.

Читайте также

8 хитов Берлинале, которые мы (если повезет) можем увидеть в Минске
8 хитов Берлинале, которые мы (если повезет) можем увидеть в Минске
В феврале в кино столько премьер: что смотреть? Выбор AFISHA.TUT.BY
В феврале в кино столько премьер: что смотреть? Выбор AFISHA.TUT.BY
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
Все фильмы онлайн
0061515