Левша Смотри сейчас


Онлайн-фестиваль белорусского документального кино BELARUSDOCS на AFISHA.TUT.BY стартует с фильма Виктора Аслюка «Алмаз». Один из ведущих документалистов Беларуси представляет вниманию публики получасовой фильм, который заставляет задуматься о вечном.

Герой фильма — единственный житель острова на Ладожском озере. Разделяет его одиночество только конь Алмаз. Они много времени прожили вместе, и сейчас Алексей хочет умереть первым, чтобы его гроб на кладбище вез Алмаз. С 4 октября в течение суток фильм будет доступен в онлайн-кинотеатрах.

Смотреть онлайн

Кадр из фильма «Алмаз»

Виктор Аслюк: «Ситуация с конкурсом в Министерстве культуры в его теперешней форме зашла в тупик»

Этот фильм был снят на небольшом острове Мантсинсаари на озере Ладога в России. Это странное и завораживающее место. На острове жил один человек, белорус по происхождению. У него были собака и конь.

Как ваши герои воспринимают фильмы о них?

По-разному. Если ты монтируешь историю о человеке, то она в чем-то далеко не его: ты можешь выделить то, что человек в себе не замечает. Фильм — своего рода увеличительное стекло, и герой должен привыкнуть к нему.

Знаю, что многие молодые авторы, пробующие себя в неигровом кино, часто ориентируются на ваши фильмы, стараются перенять ваш метод.

Думаю, что для первых своих фильмов, в качестве учебы, это допустимо: попробовать вот так. Когда учишься, ты можешь ориентироваться на одного-второго-третьего, но наступает время, когда ты должен заговорить своим языком. Важно понимать, что можно равняться на метод Сергея Лозницы или Александра Сокурова, но чтобы снимать, как Лозница, нужно быть Лозницей. Часто, используя чужой метод, вы подменяете свою натуру.

Тем не менее появляются молодые авторы, у которых уже вырисовывается свой стиль, свой киноязык.

Меня огорчает тот момент, что я пока не вижу, как структурно, на государственном уровне, поддерживаются молодые режиссеры, появившиеся за последние годы. Возможно, кто-то из талантливой молодежи останется в профессии, но мой опыт показывает, что множество способных людей просто исчезнут. Если человек выбирает для себя кино как основную профессию в Беларуси, он, как правило, попадает в очень неблагоприятные условия.

Я думаю, ситуация с конкурсом в Министерстве культуры в его теперешней форме зашла в тупик. Надо что-то менять. Но нужно понимать, что белорусское кино может существовать только благодаря государственному финансированию. Кино — это затратная и часто несамоокупаемая вещь. Нужно забыть о самоокупаемости по отношению к театру и кино, потому что это как музеи, они просто должны существовать в уважающем себя государстве.

Кадр из фильма «Алмаз»

Фильмы должны показывать белорусскую жизнь, раскрывать белорусскую ментальность, и даже только в этом уже есть смысл поддержки его существования.

Нужно смотреть на соседей, создавать что-то вроде кинофонда либо каких-то учреждений, которые занимались бы только кино. Я был недавно в Латвии: там есть и киноцентр, и кинофонд, и другие киноструктуры. Небольшая страна, но за последние два года у них в производстве пара десятков игровых фильма и множество полнометражных документальных картин с хорошим бюджетом. Только что прошел второй конкурс в этом году в Украине. Страна, которая оказалась в такой сложной политической ситуации, где идет война, выделяет деньги на кино — около двадцати миллионов в год, потому что понимает, насколько это важно. Более того, там сейчас поддерживаются полтора десятка авторских полнометражных игровых фильмов, а не телевизионных сериалов, которые у нас в Министерстве культуры идут по категории кино, что является просто абсурдом и пустой тратой денег.

Неоднозначную реакцию вызвало письмо студии «Летопись» в Администрацию президента. В нем среди прочего говорилось о том, что конкурсную систему стоит отменить и напрямую финансировать «Летопись».

Я понимаю людей, которые критикуют эту идею: их раздражает то безобразие которое делается на «Беларусьфильме».

Пускай это спорная вещь, но мы считаем, что, если исчезнет «Летопись», исчезнет последнее место, которое могло бы стать полновесной студией и вокруг которой группировалось бы сообщество документалистов. «Видеоцентр» уже исчез: разве фильмов стало больше, свободы стало больше? Потом второй должна была исчезнуть «Летопись». И что, это бы принесло больше возможностей?

Кстати, последние годы половина фильмов на «Летописи» снималась нештатными режиссерами.

Повлияло ли обращение на будущее «Летописи»?

«Летопись» осталась структурным подразделением «Беларусьфильма». Но работы пока нет.

Онлайн-фестиваль белорусского документального кино BELARUSDOCS проходит с 4 по 10 октября на интернет-площадке AFISHA.TUT.BY (раздел «Онлайн-кинотеатры»). В рамках мероприятия будут показаны наиболее выдающиеся отечественные фильмы последних трех лет, которые демонстрировались и побеждали на ведущих кинофестивалях Европы и стран СНГ.

Программа онлайн-фестиваля белорусского документального кино BELARUSDOCS:

4 октября — «Алмаз» СМОТРЕТЬ СЕГОДНЯ (2013; режиссер — Виктор Аслюк)

5 октября — «Перекресток» (2014; режиссер — Анастасия Мирошниченко)

6 октября — «Дударь» (2014; режиссер — Юрий Тимофеев)

7 октября — «Межа Норвилишек» (2014; режиссер — Дмитрий Махомет)

8 октября — «Не один» (2014; режиссер — Ольга Дашук)

9 октября — «Пасха Христова» (2015; режиссер — Дарья Юркевич)

10 октября — «Гости» (2015; режиссер — Андрей Кутило)

  • При заказе десерта "Медовик" или "Фисташковый бисквит" с 12.00 до 13.00 - капучино в подарок Хинкальня
Все заведения