Маша и Медведь Смотри сейчас


Впервые с 2011 года белорусский павильон не будет представлен на Каннском кинофестивале. О том, почему в Год культуры решено было отказаться от участия в самом крупном кинофоруме, AFISHA.TUT.BY попыталась узнать в пресс-центре «Беларусьфильма». Именно национальная киностудия берет на себя расходы и организацию участия страны на кинорынке Каннского кинофестиваля.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Однако на «Беларусьфильме» прокомментировать ситуацию не смогли и порекомендовали обратиться в Минкульт.

В свою очередь, в Министерстве культуры подтвердили, что ответственность за участие павильона в фестивале лежит целиком на «Беларусьфильме». Почему этот вопрос стал предметом игры в «горячую картошку», мы выясняли у одного из инициаторов первой поездки белорусского павильона в Канн журналиста Олега Лукашевича.

Справка AFISHA.TUT.BY

Олег Лукашевич — первый белорусский журналист, аккредитованный на Каннском кинофестивале в 1996 году. В 2011 году инициировал организацию и открытие первого Национального павильона Республики Беларусь на 64-м Каннском кинофестивале, был руководителем павильона.

Фото: из личного архива героя
Фото: из личного архива героя

— Главная задача павильона на Каннском кинофестивале — представление потенциала страны в сфере кино, — поясняет Олег Лукашевич. — Что это значит? Это не только презентация готовых фильмов, это, скорее, поиск партнеров для совместной копродукции с целью дальнейшего эффективного продвижения на мировых кинорынках. В 2011 году, когда был открыт павильон, мы четко понимали, на что необходимо делать упор: анимация, детское кино и документалистика. Национальная киностудия имела достойное предложение по этим позициям. Представление Беларуси на Каннском кинорынке позволило не только закрепиться в кинематографической семье, но и найти партнеров. Яркий пример, в следующем году в главном конкурсе Каннского кинофестиваля был заявлен фильм Сергея Лозницы «В тумане», в копродукции участвовала Беларусь. Поэтому крайне важно, чтобы павильон был и работал из года в год без перерывов. Кто о нас будет знать, если мы будем отсутствовать на мировых кинорынках? Кто будет знать о Беларуси как о кинопроизводящей стране, если не будет павильона.

— И чем может обернуться пропуск этого года, например?

— Сегодня сотни тысяч долларов вкладываются странами в продвижение своего кинопотенциала на мировых кинорынках. К примеру, только Китай в этом году выделил на Каннский кинорынок более трех миллионов евро. Это и павильон, и стенды кинокомпаний на кинорынке, и реклама и т.д. Первый павильон, который мы открывали в 2011 году, обошелся в сумму не более 30 тысяч евро, основные выплаты сделала «Белтелерадиокомпания», которая являлась организатором павильона, и спонсоры. Министерство культуры не затратило ни рубля. В последующие годы павильоном занималась киностудия «Беларусьфильм» и, соответственно, выстраивала свою стратегию в работе. Но темп и потенциал, заданный вначале, был растерян.

Фото: из личного архива героя
Фото: из личного архива героя

— Тем не менее сегодня никто толком не берет на себя ответственность за пропуск года на Каннском кинофестивале. На ваш взгляд, кто все-таки должен курировать этот вопрос?

— Вообще павильоном должна заниматься независимая структура под патронажем Министерства культуры, как это обычно делается. В павильоне должны быть представлены все кинопроизводящие компании страны — и государственные, и частные. Это универсальная площадка переговоров, это возможность представить молодых кинематографистов. Сегодня, когда за место под солнцем ведется агрессивная борьба, совершенно непонятна позиция по закрытию павильона Беларуси. Это то же самое: нужна киностудия или стоит ее закрыть. Потерянный год в кинематографе исчисляется реальными 3 годами. Восстановить наше присутствие на самом престижном кинорынке в мире — это важная необходимость. Другой вопрос, насколько сложно это будет сделать в будущем.

0070590