Культурные достижения Беларуси в этом году не остановились только на литературе. Престижные международные награды появились у белорусов и в сфере кинематографа. Он давно нуждался в национальном герое и кажется, претендент на эту роль наконец появился. Митрий Семенов-Алейников — молодой белорусский режиссер, который уже успел заявить о себе не только в родной стране, но и за ее пределами. Его не останавливает стереотип, что в Беларуси существуют некие «проблемы» с авторским кино. Начав с фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm, Митрий продолжил свой путь и на широкой международной арене. Его короткометражная картина «Одной крови» завоевала гран-при Венского кинофестиваля «Lets Cee», а на фестивале Alter-Native в Румынии — отмечена как лучший дебютный фильм. К слову, за 22 года его существования Беларусь победила впервые. Также фильм — обладатель гран-при и приза зрительских симпатий фестиваля белорусского кино «Bulbamovie».

Сам Митрий родился и вырос в Минске. В 2011 году окончил Белорусскую государственную академию искусств по специальности актер драматического театра и кино. Работал над клипами для белорусских звезд: «Без билета», Юзари и Маймуны, Германа. В 2013 году был зачислен во ВГИК на специальность кинорежиссура и кинодраматургия. Дипломной работой Митрия стал короткометражный фильм «Одной крови», с которым ему и удалось побывать на многочисленных фестивалях.

Из жанра короткого метра режиссер в скором времени планирует перейти к полнометражным картинам. Сегодня говорим с ним о планах, перспективах и о том, чего не хватает белорусским режиссерам, чтобы стать увереннее в собственных силах.

— Митрий, если говорить честно: много ли у нас перспектив для молодых режиссеров?

— В Беларуси пока немного стоящих перспектив. Даже самый престижный фестиваль («Лiстапад») мало что сам по себе значит. Но здорово, что он есть. Если хочешь добиться чего-то действительно важного, то нужно выбираться чуть дальше: выезжать хотя бы на российские, а лучше европейские фестивали.

— А много ли белорусы знают о них?

— Каждый день заканчивается дедлайн какого-то фестиваля, в том числе и мобильного кино. Информации о них в интернете — море. Главное не лениться. Белорусам можно и даже нужно ездить на них. Это хорошая возможность посмотреть на другие работы, увидеть мир, заявить о себе. Жить в собственном маленьком мирке для творческого человека очень опасно. У людей там, за границей, другая жизнь, другие проблемы, другая реальность, о которой мы мало что знаем. Точно так же, как иностранцы мало что знают о нас. Поэтому на наши фильмы могут смотреть, как на диковинку. И в этом наш несомненный плюс.

— Если с европейскими фестивалями более-менее разобрались, то как дела обстоят конкретно в Беларуси? Меняется ли что-либо здесь?

— Белорусское кино никак не выйдет из сумрака. Нам нужно быть смелее, чем мы есть сейчас. У меня вызывает недоумение эта провинциальная мысль: «В Беларуси кино не было и не будет». И что, оставить тогда и любые попытки? Индустрии нужно больше фильмов — неважно, плохих или хороших. Никто не «выстрелит», если не будет конкуренции. Конечно, всегда можно оправдаться тем, что у нас нет государственной поддержки независимого кино. Но оно всегда возникает без участия государства.

Сейчас в Беларуси много активных ребят, которые сами что-то снимают, монтируют, делают. Так появляется интересное независимое кино. Прогресс, в сравнении с прошлыми годами, заметный.

К слову, у нас гораздо больше профессиональных актеров, чем режиссеров, которые умеют вести за собой. Здесь нет хорошей школы кинорежиссуры. Её не дают. Я закончил ВГИК и их система образования мне очень нравится: все начинается с коротеньких работ. Если бы нам во ВГИКе сказали: «Вот вам рассказ, ребята, а теперь идите, снимайте!» Да это… просто немыслимо. Важна основа, базис: освоить работу с планами, ракурсами и т.д. Все идет по мере усложнения заданий: с маленьких этюдов до настоящего художественного кино.

— А что снимать сложнее?

— В каком-то смысле — короткий метр. За 15 минут тебе нужно показать характеры, историю, сделать так, чтобы зритель полюбил или возненавидел твоих персонажей. Они либо поверят тебе, либо нет. Если зритель сопереживает — круто. Если нет — ты снял хрень.

— А если коснуться жанров?

— Сейчас на фестивалях очень модны социальные драмы. Будь то полный метр, или короткий. И все эти фильмы в итоге очень похожи друг на друга. Никаких комедий тебе, фэнтези. Поэтому создается ощущение того, что все режиссеры учились у одного мастера.

— Влияние массовых тенденций?

— Верно. Только такие вещи могут как помочь молодому режиссеру, так и погубить его. Нужно уметь быть чуть выше массовости: не попадать в эту волну мейнстрима. Стараться искать интересные формы, фишки, быть креативнее.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

— Можно сказать, что вы начинали свою карьеру с фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm, который в этом году проходит уже в 5-й раз. Что посоветуете ребятам-участникам? Куда им двигаться после фестиваля?

— Вперед. Жизнь после velcom Smartfilm есть, просто нужно продолжать упорно трудиться. Повторюсь, фестивалей во всем мире существует множество. Чуть-чуть вашего желания, и все двери будут открыты. Не сразу, конечно. Потребуется и усердие.

Если ты делаешь работу для Smartfilm, то и дальше сможешь с ней куда-то двигаться, отправлять на различные фестивали. В Берлине, например, есть такой «Интерфильм Восток», а при нем фестиваль фильмов, снятых на мобильный телефон. Т.е. работы участников velcom Smartfilm могут жить дальше. Это очень хороший шаг, с которого все только начинается.

— Как думаете, что молодых режиссеров сейчас прельщает больше: слава или денежная награда?

— Ну вот получите вы эти 30 миллионов, о вас поговорят неделю… А что дальше? Нужно всегда думать наперед. Только это помогает «не провисать» и создавать новые работы. Просто упиваться собственной славой режиссеру может и приятно, конечно, но этот процесс непродуктивный и кратковременный.

— Технологии совершенствуются и фильмы, снятые на мобильный телефон, давно больше норма, чем «диковинка». Скажите, «проигрывают» ли такие фильмы от того, что сняты не на профессиональную аппаратуру?

— Когда ты снимаешь на телефон, у тебя, естественно, изображение не дает такой детализации, как при съемке на профессиональную камеру. Но это может быть и плюсом: когда нет такой детализации как у камеры RED, легче прятать недостатки в гриме или декорации. Даже когда ты снимаешь на фотоаппарат, уже начинает бросаться в глаза лишнее, больше видны все косяки. Нарисованная тушью борода для актера уже не прокатит. Тогда понимаешь, что нужны средства, чтобы все круто сделать, что для того, чтобы выгодно показать актеров, им нужен гример, например. Но начинать ведь с чего-то тоже нужно. Смартфон и есть это отличное начало. Тем более, что во многих из них камеры отличного уровня.

— Есть ли какой-то лайфхак, как снимать кино на смартфон, не теряя при этом в качестве?

— Лучше использовать приложения для съемки видео, которые позволяют фиксировать экспозицию и фокус. Стараться использовать все то, что есть у киношников для съемок: штативы, рельсы, тележки, если есть такая возможность.

Когда мы делали первый фильм для velcom Smartfilm, у нас не было Steadicam или тележки, и мы использовали простое кресло на колёсиках или скейтборд, чтобы сделать красивые панорамы. Также мы ставили ножки штатива в пару роликовых коньков, но для этого нужна идеально ровная поверхность.

Чтобы снять длинные кадры в движении без тряски, использовать системы стабилизации типа Flycam, те же что и для фотоаппаратов или видеокамер. Придется утяжелить смартфон какими-нибудь грузиками и прикрепить его к Flycam. При грамотной стабилизации телефона можно будет ходить или бегать с камерой без тряски, результат вас очень порадует. Еще рекомендую не бояться экспериментировать, использовать специальные атрибуты, которые позволяют ставить на смартфон настоящие объективы.

Естественно, все зависит от идеи и видения её режиссером и оператором. Есть истории, для которых вполне уместна ручная камера и тряска, все зависит от замысла.

— Если «на что» и как снимать более-менее понятно, то как обстоят дела с местом? Вас называют и белорусским, и российским режиссером. Где снимать лучше?

— Если есть возможность снимать — снимайте, и не важно где. Да, я закончил ВГИК, но я белорусский режиссер. И свой полнометражный фильм тоже планирую снимать в Беларуси. Хотя мне неоднократно предлагали уехать в Москву на ПМЖ. Здесь движение в мире кино слишком слабое. Но, благодаря тому же Smartfilm, интерес к кино повышается. Полнометражное оно, или короткометражное. Растет конкуренция. Когда я участвовал в velcom Smarfilm, то даже мне было интересно посмотреть какие-то работы конкурентов: ведь всегда хочется быть лучше.

— О чем бы вы хотели рассказать в своей полнометражной картине?

— Сейчас люди пытаются рассказывать о том, что их волнует. По фильмам режиссера можно судить, где и что у него «болит». Сейчас важно не просто сказать что-то, но и сказать это интересно. У меня уже есть кое-какие идеи. А что это будет… Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Напомним, что тема фестиваля velcom Smartfilm в этом году — буктрейлеры, небольшие видеоролики, рассказывающие о книге. Для участников организован ряд мастер-классов. С 9 по 17 января будет проходить воркшоп «Кинопрорыв: От сценария к буктрейлеру за неделю», на котором можно будет получить советы по съемкам у личных кураторов, в числе которых и Митрий-Семенов Алейников. Подать заявку на участие можно на сайте velcom Smartfilm.

Отправить свою работу на фестиваль можно до 31 января включительно. Как и прежде, основным требованием к участникам фестиваля остается предоставление короткометражных фильмов, снятых на камеру смартфона или планшета. Победитель получит 30 миллионов рублей.

  • Скидка 29% на Комбо на двоих "Воппер навсегда" при оформлении заказа на доставку Бургер Кинг / Burger King
Все заведения