Фото - постер к фильму Юрий Тарич. Известный и неизвестный на AFISHA.TUT.BY

Юрий Тарич. Известный и неизвестный

Сохранить
Сохранить событие

Ваша оценка:

О фильме

«ЮРИЙ ТАРИЧ ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ»
Персональная ретроспектива к 135-летию (24.01.1885 – 21.02.1967) со дня рождения основоположника белорусского кино

23 января (четверг) в 18-00
ДВЕ СИЛЫ (МОРОКА). СССР (3-я фабрика ГОСКИНО), 1925, ч/б, 64 мин., немой.

Сцен. Юрий Тарич. Реж. Евгений Иванов-Барков, Юрий Тарич. В ролях: Мстислав Котельников, Надежда Ковалева, Александр Андреев, Александр Жуков, Иван Качалов.
Социально-бытовая драма о борьбе комсомольцев против старого уклада жизни, суеверий и предрассудков. Картина с характерным для начала «советского эксперимента» сюжетом интересна сегодня прежде всего своей фактурой. Вот она, реальная жизнь глухой российской глубинки, представленная на экране яркими типажами и точными деталями быта. Непосредственные впечатления Тарича, полученные им в годы сибирской ссылки («за участие в работе варшавской военно-революционной организации») не позволили ему сфальшивить. Динамика действия, эффектная работа с массовкой (обычными сельчанами) – дополнительные достоинства фильма. Ну, и возможность полюбоваться настоящим снегом (действие в картине происходит зимой)!

28 января (вторник) в 18-00
КРЫЛЬЯ ХОЛОПА. СССР (1-я фабрика СОВКИНО), 1926, ч/б, 79 мин., немой.

Сцен. Реж. Юрий Тарич. В ролях: Леонид Леонидов, Сафият Аскарова, Владимир Корш, Николай Прозоровский, Николай Витовтов, Иван Клюквин.
Историческая костюмная драма из эпохи Ивана Грозного о вечном и конфликте таланта и невежества, передового и косного на материале незавидной судьбы крепостного изобретателя-самоучки. Вершина творчества Тарича. Именно эта его картина самой первой из всех советских фильмов вышла в широкий прокат США и ряда стран Европы, принеся постановщику мировую известность. Масштабность постановки, тщательное воспроизведение реалий времени, острота и оригинальность сюжета, выразительная игра Леонидова в роли царя – все это захватывало зрителя и обеспечило фильму шумный успех. Своей новаторской эстетикой фильм повлиял на творчество многих именитых режиссеров. По мнению ряда киноведов, приемы передачи характеров и построения сюжетной линии у Тарича перенимали даже Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский…

30 января (четверг) в 18-00
ЛЕСНАЯ БЫЛЬ. СССР («Белгоскино»), 1926, ч/б, 71 мин., немой.

Сцен. Юрий Тарич, Михась Чарот. Реж. Юрий Тарич. В ролях: Леонид Данилов, Татьяна Котельникова, Александр Жуков, Иван Клюквин, Мстислав Котельников, Галина Кравченко.
Героико-приключенческий фильм по популярной в 1920-е годы повести молодого белорусского литератора Чарота «Свинопас» о похождениях юного подпаска, ставшего партизанским разведчиком в годы советско-польской войны 1919 – 1921-го годов на территории Беларуси. Опора на национальную литературу и фольклор, воспроизведение эпизодов истории Беларуси – те плодотворные традиции белорусского кино, основу которых заложила «першая нацыянальная фiльма». Для современного кинозрителя многие её эпизоды представляют безусловную историко-познавательную ценность. Ведь съёмки в Минске и его окрестностях происходили в подлинных экстерьерах и интерьерах с привлечением в массовых сценах местных жителей с их подлинной одеждой и утварью. А в сцене сельской вечеринки молодого музыканта «играет» Иосиф Жинович – первый профессиональный исполнитель-виртуоз на белорусских цимбалах, ставший позже знаменитым композитором-фольклористом… Любопытно, что «первый белорусский боевик» должен был появиться на год раньше. Однако сразу после подписания договора с «Белгоскино» Тарич неожиданно получил возможность реализовать более важный для него проект «Крылья холопа»…

4 февраля (вторник) в 18-00
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА. СССР («Совкино»), 1928, ч/б, 87 мин., немой.

Реж. Юрий Тарич. В ролях: Николай Прозоровский, Степан Кузнецов, Иван Клюквин, Ксения Денисова, Николай Симонов.
Экранизация по мотивам одноименной повести А.С.Пушкина, созданная в контексте довольно распространенной в 1920-е годы в советском искусстве практики «революционизировать» классику, модернизировать ее историческую концепцию. Явно под влиянием марксистского взгляда на исторический процесс (“история – это политика, обращенная в прошлое”) авторы фильма пытаются “исправить” ошибки, якобы присущие первоисточнику. Сохранив в общем сюжетную канву повести, добросовестно иллюстрируя ее, они, тем не менее, заново переписали образы основных героев (Савельича, Гринева, Швабрина) и внесли в действие ряд дополнений…

6 февраля (четверг) в 18-00
ДО ЗАВТРА! СССР (к/с «Савецкая Беларусь»), 1929, ч/б, 64 мин., немой.

Реж. Юрий Тарич. В ролях: Роза Свердлова, Георгий Самойлов, Леонид Данилов, Клавдия Чебышева, Николай Прозоровский, Николай Витовтов.
Социальная драма о буднях учащихся белорусской гимназии в одном из городов Западной Беларуси (предположительно – Вильно), входившей в конце 1920-х гг. в состав Польши. Данный период ее истории характеризовался ростом социальных выступлений в белорусской части «восточных кресов», на что власти отвечали репрессиями, в том числе национального характера. В частности, преследовалось культурно просветительская организация «Товарищество белорусской школы» (1921 – 1936), под руководством которой на территории Западной Беларуси работали 41 народный дом и 4 белорусские гимназии. Массовые обыски, аресты, судебные процессы – все эти реальные события нашли определенное отражение в фильме. В судьбе его героини Лизы Малевич можно найти некоторое сходство с судьбой известной белорусской коммунистки-подпольщицы Веры Хоружей: арест, яркое выступление на суде против унизительного отношения к человеческому и национальному достоинству белорусов, освобождение из-под стражи под давлением массовых протестов. Один из лучших образцов жанра, который зрители-современники нередко встречали овациями, откровенно тенденциозен, но поставлен на достаточно высоком художественном уровне. Фильм привлекает кинематографической культурой: качеством актёрской работы, разнообразной художественной палитрой (реалистическое повествование сочетается здесь с аллегорически-метафорическими образами), динамичным сюжетом и монтажом, удачным использованием сатирических мотивов и образов.

11 февраля (вторник) в 18-00
ПУТЬ КОРАБЛЯ. СССР (к/с «Савецкая Беларусь»), 1935, ч/б, 75 мин.

Реж. Юрий Тарич. В ролях: Виктор Яблонский, Николай Прозоровский, Иван Чувелев, Георгий Ковров, Роза Свердлова, Галина Кравченко.
Приключенческий фильм о героических буднях отряда ЭПРОН (экспедиции подводных работ особого назначения), который поднимает затонувший пароход в Северном море. В 1930-е годы труд и подвиги эпроновцев были не менее популярны в СССР, чем подвиги лётчиков и полярных зимовщиков. Тарич создал, быть может, не всегда убедительную с точки зрения разработки психологии, характеров героев, но бодрую, оптимистичную картину о скромных и мужественных людях, близкую по эмоциональному настрою лучшим фильмам о современности той поры типа «Лётчики» Ю.Райзмана или «Семеро смелых» С.Герасимова. Картина интересна стремлением авторов создать документально точную обстановку действия, техническими подробностями спасательной операции, трюковыми съёмками. Впервые в советском кино и довольно искусно были произведены столь объёмные подводные съёмки в открытом море близ Балаклавской бухты. Сценарист фильма особо гордился тем, что смог «вплести» в сюжетную ткань «первый в мировом кино поцелуй героев под водой». Замечательна, как и всегда, музыка Исаака Дунаевского, жизнеутверждающая, романтическая, особенно песни и марш водолазов.

13 февраля (четверг) в 18-00
11 ИЮЛЯ. СССР (к/с «Савецкая Беларусь»), 1938, ч/б, 83 мин.

Сцен. и реж. Юрий Тарич. В ролях: Мария Домашева, Николай Анненков, Григорий Плужник, Володя Шитенков, Василий Сафонов.
Эпический историко-революционный фильм о борьбе белорусских партизан против интервентов, их участии в освобождении Минска в 1920-м году в ходе советско-польской войны 1919 – 1921 годов. Попытка создать вариацию «Чапаева» на материале истории Беларуси. В центре сюжета согласно традиции магистрального жанра советского кинематографа – очередной герой-командир Гражданской войны и приставленный к нему комиссар (очередной Фурманов), принимающий за него наиболее существенные решения. Характерная для жанра расстановка сил предполагала обязательное присутствие среди главных персонажей врага (предателя, шпиона или соглашателя), коими в контексте усиления в СССР имперских тенденций тут выступают сторонники независимости Беларуси. Фильм вышел на экраны спустя 4 дня после вступления Красной Армии (в соответствии с пактом Молотова – Риббентропа) на территорию Западной Беларуси 17 сентября 1937 г. и был призван политически мотивировать воссоединение западных белорусов с Советской Белоруссией. Фильм интересен фактурой сюжета, разыгранного авторами в белорусских деревнях и городах (включая Минск), улицы которых, вне зависимости от историко-революционной риторики, живут традиционной жизнью.

18 февраля (вторник) в 18-00
НЕБЕСА. CCCР (Одесская киностудия), ч/б, 70 мин.

Реж. Юрий Тарич. Комп. В. Соловей-Седой. В ролях: С.Калинин, Л.Карташова, Н. Никитина, А.Алексеев, Н.Макаренко.
Комедия из жизни советской молодежи, увлекающейся авиацией. В центре сюжета борьба осоавиахимовца-организатора авиакружка в колхозе с костным председателем за обустройство парашютной вышки. Бравые летчики, впечатлительные красавицы, гидросамолеты и другая новейшая техника в действии, героическое столкновение со стихией – налицо все приметы кинозрелища, призванного определить жизненные ориентиры и вселить оптимистическое мировосприятие. Образец добросовестно выполненного социального заказа, дающий обильную пищу для размышлений о судьбе художника на крутых поворотах истории.

20 февраля (четверг) в 18-00
НА ЗОВ МАТЕРИ. СССР (Центральная объединенная киностудия в Алма-Ате), 1942, ч/б, 30 мин.

Реж. Юрий Тарич, Владимир Кор-Саблин. В ролях: Б.Блинов, Петр Алейников, А.Алексеев, С.Гребенников, Н.Дубинский.
Новелла о боевых буднях экипажа командирского танка «Беларусь» из киноальманаха «Белорусские новеллы», поставленного вслед за серией из 12-ти советских «Боевых киносборников» с тем же патриотическим пафосом, но более достоверными персонажами.

УБИЙЦЫ ВЫХОДЯТ НА ДОРОГУ. СССР (Центральная объединенная киностудия в Алма-Ате), 1942, ч/б, 60 мин.
Реж. Всеволод Пудовкин, Юрий Тарич. В ролях: Ада Войцик, Ольга Жизнева, Софья Магарилл, Михаил Астангов, Александр Виолинов, Олег Жаков.
Одно из самых оригинальных произведений советского кино военного периода, отличающееся цельностью и глубиной образного решения. Уникальная для своего времени экранизация шести сценических миниатюр пьесы-обозрения «Страх и отчаяние в Третьем Рейхе» Бертольта Брехта из жизни фашистской Германии. Постановщики создали впечатляющий образ страха, затаившегося по углам жилищ и готового в любой момент заполонить собой всё пространство, превращая людей в дёргающихся марионеток. Персонажи выглядят узниками павильонных коробок (весьма выразительных декораций), теснота которых здесь замечательно обыграна. Несмотря на свои достоинства фильм на экраны СССР не вышел. Показ «двух Германий», вытекавший из довоенной интернационалистической традиции, вступил в противоречие с характерным для военных лет «образом врага» в сугубо плакатном ключе. Плюс, вероятно, очевидная перекличка содержания ленты со сталинской действительностью…


 
Поделиться:

Если вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Ваш отзыв на фильм "Юрий Тарич. Известный и неизвестный"

Кино сегодня

показать все фильмы на сегодня

Самые популярные события

  • В будние дни с 15.00 до 17.00 скидка 100% на вторую порцию хинкали Хинкальня
  • Сделай заказ по меню лобби-бара на сумму от 30 руб. на чел. и получи сертификат на посещение аква-зоны! Арбореа / Arborea
Все заведения