Фото - постер к фильму Янка Купала на AFISHA.TUT.BY

Янка Купала

6+

Документальный

201726 минут

Режиссер: Виктор Аслюк

Ваша оценка:

  • Нравится фильм? Поделись с друзьями!

Производство: Национальная киностудия “Беларусьфильм”

режиссёр – Виктор Аслюк
оператор – Анатолий Казазаев

О фильме

Янка Купала – один из духовных символов Беларуси. Это фигура такой величины, которую уже ничем с высоты современности нельзя уменьшить. Но тяжесть признания, зачисления в сотни классиков приводят к «окаменению» личности…

Виктор Аслюк.

Режиссёр, сценарист. Выпускник Белорусской академии искусств (мастерская Виктора Дашука). С 1995 г. работает на Национальной киностудии "Беларусьфильм". С 2003 г. - член Европейской киноакадемии. Режиссёр более 40 документальных фильмов. Участник многих международных кинофестивалей, на которых получил около 60 наград. Лауреат наиболее значимых фестивалей документального и короткометражного кино в мире – “Cinema du Reel” (Франция), “DOKLeipzig” (Германия), Tampere International Short Film Festival (Финляндия), “Послание к человеку” (Россия), “Prix Europa” (Германия).

Фильм показывается в рамках онлайн-фестиваля документального белорусского кино BelarusDocs и доступен к просмотру только 6 марта.
 

Программа BelarusDocs 2018
 

1 марта — «Пусть живёт Маленький принц» (2016), режиссер — Екатерина Махова

2 марта — «Фанат» (2017), режиссер — Андрей Кудиненко

3 марта — «Агмень» (2017), режиссер — Юрий Тимофеев

4 марта — «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом» (2017), режиссер — Ольга Дашук

5 марта — «Минск — Орша — Минск» (2016), режиссер — Юлия Ралко

6 марта — «Янка Купала» (2017), режиссер — Виктор Аслюк

7 марта — «25» (2016), режиссер — Андрей Кутило

Слово режиссёра

Пра Янку Купалу не знялі ніводнага ігравога фільма. Я хацеў зняць такі фільм і ў 2015 годзе падаў ігравы праект пра Купалу на пітчынг Міністэрства культуры. Праект  не быў ухвалены. Летась у Міністэрстве культуры ўзнікла думка зняць чарговую “юбілейную” дакументальную карціну пра гэтага беларускага паэта-класіка. Магчыма, кожны беларускі рэжысёр павінен зрабіць фільм пра Купалу і Коласа. Пра Коласа я ўжо зняў шмат год таму, зараз вырашыў пра Купалу.

Пры ўсім тым, гэтая важная для беларусаў тэма не надта ўдзячная: з чаго рабіць фільм? Хронікі з Купалам амаль няма, сімвалічная пара метраў. І яна ўжо выкарыстоўвалася шмат разоў. Існуе незлічоная колькасць купалаўскіх кінабіяграфій, дзе паўтараецца адно і тое ж. Які сэнс яшчэ раз пералічваць біяграфічныя факты і здымаць тыя самыя музейныя экспанаты? А як тады паступаць?

Янка Купала – адзін з духоўных сімвалаў Беларусі. Ён вельмі шмат зрабіў, каб беларусы адчулі сябе паўнавартасным народам. Гэтай постаці ўжо нічым нельга зменьшыць. Але я задаў сабе пытанне - як гэты класік існуе ў свядомасці сучасных беларусаў?

Яшчэ я хацеў, каб было відаць, што Купала – гэта не правінцыйная з’ява, вузканацыянальная фігура, местачковы паэт на ўнутраны ўспамін беларусам. Ён значна шырэй і сапраўды самы вядомы беларускі паэт у свеце.

Слова кінакрытыкі

Антон Сідарэнка / "Мастацтва"

“…Стужка «Янка Купала» лідараў нацыянальнай дакументалістыкі Віктара Аслюка і Вольгі Дашук (сцэнарый) фармальна таксама прысвечана чарговай прыгожай даце. Але менавіта яе вельмі цяжка назваць «датскай», або юбілейнай. Няхай «юбілейныя», святочныя элементы ў ёй і прысутнічаюць – праўда, толькі ў выглядзе асобных фрагментаў сюжэту. Новая праца кінематаграфічнай «Купаліяны» адыходзіць ад стандартаў экранных біяграфій. І сапраўды, яе назва аказваецца невялікім падманам – карціна распавядае не пра біяграфію або творчасць канкрэтнага пісьменніка, а пра нас, беларусаў…”

Наталья Агафонава / "На экранах"

http://domdruku.by/ru/arhiv-ru/view/svoe-i-chuzhoe-888/

“Кинокартина «Янка Купала» появилась в обойме «Летапісу» по традиционно-формальному принципу – 135 лет со дня рождения нашего Поэта. Но автор сценария Ольга Дашук и режиссер Виктор Аслюк намеренно уклонились от праздничной интонации – в поисках утраченного…

Снимать кинолекцию, Виктор Аслюк, к счастью не умеет. Рефлексировать о творчестве Купалы в парадной тональности сегодня просто неуместно. А размышлять о «ломке» его поэзии в тоталитарные времена (как пытался, например, Альгерд Бахарэвіч) просто невозможно в рамках официальной белорусской документалистики…

Продвижение от концепции к ее кинематографическому воплощению через документированную реальность – непривычный и некомфортный для Виктора Аслюка вектор. Обычно он идет ровно наоборот – от реальности, за которой наблюдает, в которой растворяется и из которой создает экзистенциальный эпос белоруса.

В фильме «Янка Купала» (возможно, неосознанно) режиссер также вышел в бытийное и ментальное пространство белоруса. Тут он остался верен себе, что закономерно для крупного художника…”
Поделиться:

Если вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Кадры из фильма

Фото к фильму Янка Купала на AFISHA.TUT.BY - фото 1

Ваш отзыв на фильм "Янка Купала"

  • 7 марта 2018 в 09:33 9

    Чакала гэты фільм, бо вельмі падабаецца рэжысура спадара Аслюка. Некаторыя пытанні вызывае змест (які быццам бы выклікае пачуцці віны, сораму), але фільм захоплівае, хочацца яго пераглядаць. Вельмі ўражвае спалучэнне відэа- і аўдыёшэрагаў: іррэальныя гучанні розных моваў і беларускай з рознымі акцэнтамі, кадры "з глыбіні" 20-га века, пейзажы, музыка. Шмат кантрастаў і пластоў, можа таму так цікава глядзець.
  • 6 марта 2018 в 21:29 10

    Какая тут может быть оценка. Мы и так всё уже продали за грошик: и язык, и культуру, и свободу, и национальную идею. Купала это глыба. Любой фильм с правильным понятием этого будет к месту.
    А вот и докозательства тому. Даже короткий комментарий оставить нельзя - обязательно нужно долго и нудно плести что-то кому-то...
  • 6 марта 2018 в 21:04 3

    Вроде бы идея ясна - надо знать свою литературу, свою национальную культуру. Но проблема ведь в том, что современная массовая культура практически вытеснила классическую, которая нынче остается ценной для немногих в любом обществе. Кстати, по фильму видно, что в советское время с этим было получше, эпоха Просвещения тогда еще продолжалась. Теперь же и со стихами Пушкина, и с законами Ньютона была бы примерно такая же картина. А сама подача материала показалась ну очень надуманной - то катаясь на велике или работая в огороде вдруг оказаться перед камерой и вспомнить стихи, то фон с чтением стихов послами по бумажкам.
  • 6 марта 2018 в 17:24 9

    Так. Яшчэ гадоў з 20 праўлення стаўленіка РФ і вымруць тыя, што памятаюць. Але ёсць надзея, што беларускасць у генах. Вытрымаем, перажывем і гэта. Жыве Беларусь!
    Перад вачамі глуш нямая,
    I плач, і скрогат за вачамі;
    Пракляцце ў жылах кроў сцінае,
    Душу бяссілле вынімае,
    Гняце змяінымі кляшчамі.
  • 6 марта 2018 в 17:17 4

    Зачем автор мучал детей? Они бедные явно боялись как будто им сейчас двойку влепят.
    Вполне предсказуемый результат. Взрослые стихи впихивают в юные головы.
    Уж не знаю надо или нет. Скорее надо, потому что сами ленятся, а взрослого сложнее заставить.
    Носителями культуры не могут являться дети и бабки. Вот женщина вспомнившая целое стихотворение - вот носитель. А большинству всегда было все-равно, как той тетке, что стишками обозвала. К тому же как любое творчество оно может быть кому-то близко, кому-то нет. У нас же Купала с Коласом скорее железные памятники. И всякий обязан их любить.
    Лично мне ближе непоэт Короткевич, хотя и стихи Купалы безусловно очень талантливы.
    А от этого фильма ожидал чего-то большего...
  • 6 марта 2018 в 17:06 10

    Как кинематографист скажу,что монтаж потрясный,ребята молодцы. Очень понравилось.
    Тема актуальная, персонажи гармоничны, хроника подобрана отлично, 10 из 10. Раньше хотела посмотреть ,но все никак руки не доходили.
  • 6 марта 2018 в 12:07 10

    Нельга без слёз глядзець на гэта... Якая ўсё ж такі ***** намі кіруе, што давяла беларускі народ да таго, што людзі з цяжкасцю ўзгадваюць пра сваіх нацянальных Песняроў, Паэтаў, Пісьменнікаў, што дзеці не размаўляюць, і нават з цяжкасцю разумеюць родную мову. Але ў гэтым ёсць і віна кожнага з нас...
  • 6 марта 2018 в 11:44 1

    а почему в титрах не указано, что использовался документальный фильм польских документалистов "Краіна сумных песень"? Вообще концепция ненова и неинтересна, извините. Сопоставление старое/ новое в таком ключе очень похоже на все научно-популярные фильмы киностудии, сделанные в 60-90-е гг. Жаль, что ничего нового ни в идее, ни в том, как сделан фильм не увидела.

Кино сегодня

показать все фильмы на сегодня
  • Скидка до 20% на квест "Во сне с Фредди Крюгером" в PodZamkom
Все заведения