Фото - постер к фильму Ретроспектива "Кинематограф Милоша Формана" на AFISHA.TUT.BY

Ретроспектива "Кинематограф Милоша Формана"

В прокате до 31 марта

Рейтинг фильма

по мнению 266 человек

7,8

Ваша оценка:

Нравится фильм? Поделись с друзьями!

Расписание

Цены указаны без учета комиссии оператора
08:00 10:00 12:00 14:00 16:00 18:00 20:00 22:00 00:00 02:00

01 марта (среда) в 15-00 и 18-30
ЧЁРНЫЙ ПЁТР (Cerný Petr). Чехословакия, 1963, ч/б, 86 мин.

Реж. Милош Форман. В ролях: Ладислав Яким, Павла Мартинкова, Ян Вострчил, Владимир Пухольт, Павел Седлачек.
Лирическая комедия о судьбе сына почтальона, которого отец по причине отсутствия средств на образование устраивает в магазин самообслуживания, где тот должен шпионить за покупателями, чего сам юноша не хочет… Полнометражный дебют Формана впечатляет сочетанием достоверности неприкрашенной жизни с правдивым и ироничным изображением психологии героев в исполнении как профессиональных, так и непрофессиональных актеров.

Очаровывающий пленительной естественностью проявлений молодости, робостью подростков, мучительными поисками ответов на терзавшие их вопросы, подкупающий интимностью передачи эротического любопытства, фильм согрет мягкой иронией и сочувствием к молодым. Раскованный, зачастую импровизированный диалог, отличное знание выводимого на экран материала, использование рок-музыки, воспринимаемой в те дни как символ молодежного протеста, и – главное – обращение к теме конфликта поколений сделали эту и последующие картины Формана ("Любовные похождения блондинки" и "Бал пожарных") революционным событием в кино ЧССР, а самого режиссера – признанным лидером так называемой "новой чешской волны". Россыпью «говорящих» деталей обыденной жизни режиссер создает обобщенные портреты отцов и детей – тех, кто пережил несколько режимов со всеми вытекающими отсюда последствиями, и тех, кто только знакомится с миром взрослых и «преступно» разрушает его мораль своей наивностью и незнанием установленных правил. Подобно своим современникам и коллегам (В. Ясный, В. Хитилова, Э. Шорм, И. Менцель и др.) Форман противопоставлял эстетике соцреализма опыт и традиции чешской литературы (Я. Гашек, Б. Грабал, Й. Шкворецки), стремясь сообщить вписанному в документальную среду повествованию метафорический и символический смысл, и заслужил тем самым официальный упрек за сатирическое изображение жизни социалистического общества. Премия чехословацкой кинокритики (1963), Гран-при и «Золотой парус», первая премия молодой критики на МКФ в Локарно (1964); премия Федерации итальянских киноклубов, премия журнала «Синема 60» на МКФ в Венеции, премия молодой кинокритики на МКФ в Оберхаузене, Главный приз в художественном конкурсе к 20-летию освобождения Чехословакии (1965). 

03 марта (пятница) в 15-00 и 18-30
ЛЮБОВНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ БЛОНДИНКИ (Lasky Jedne Plavovlasky)
.

Чехословакия, 1965, ч/б, 85 мин.

Реж. Милош Форман. В ролях: Гана Брейхова, Владимир Пухолт, Владимир Меншик, Иван Кейл, Иржи Грубы.

Трогательная трагикомедия о том, как девушке из маленького городка очень хочется принять случайную связь с музыкантом из Праги за «любовь до гроба». Он и не подозревает, что мимолетная интрижка обернется нежданной гостьей на пороге столичной квартиры… Образцовый фильм чешской новой волны, хорошо усвоившей уроки французского – натурные съемки, непрофессиональные актеры, "непреднамеренная" камера. Юмор Формана становится тут глубже и агрессивнее и явно нацелен на старшее поколение. Фильм имел грандиозный успех как на родине (за 5 месяцев проката его посмотрела половина населения Чехословакии – 6 млн. человек), так и за рубежом. Номинации на «Оскар» и «Золотого Льва» на МКФ в Венеция; Премия «Бодиль» за лучший европейский фильм (Дания); Приз «Юсси» лучшему иностранному режиссеру (Финляндия, 1986).

10 марта (пятница) в 15-00 и 18-30
ГОРИТ, МОЯ БАРЫШНЯ… (Horí, má panenko). Италия – Чехословакия, 1967, 71 мин.


Реж. Милош Форман. В ролях: Ян Востричел, Йозеф Себанек, Йозеф Валнога, Франтишек Дебелка, Йозеф Колб.
Легкая, увлекательная сатирическая комедия с чередой плотно следующих друг за другом смешных эпизодов, основанная на реальном событии – бале пожарных, на котором постановщику довелось присутствовать лично в маленьком чехословацком городке Врхлаби. Добиваясь максимальной органичности, Форман почти все роли поручил местным жителям, предоставив им максимальную свободу: текст они не учили, а лишь импровизировали в кадре на заданную тему. В итоге получилось еще одно яркое киносвидетельство состояния морали современного общества, где всё фальшиво и наиграно: если поздравления, то штампованные, если слова благодарности, то заранее заученные, если казённое имущество то его обязательно кто-нибудь разворует, ну а секса, разумеется, официально нет, но если очень хочется, то под столом… Нелицеприятный взгляд на чешский национальный характер, того самого «среднего человека», на которого в ходе социалистического эксперимента возлагались все надежды, обернулся для Формана угрозой десяти лет тюрьмы «за нанесение экономического ущерба» (продюсер потребовал вернуть деньги), судьбоносной встречей в Париже с Франсуа Трюффо и его коллегами, которые выкупили фильм у чехословацкого правительства и на волне событий Пражской весны организовали его успешный мировой прокат под названием «Бал пожарных», открытием принципиально новых творческих перспектив. Номинация на «Оскар» (1969).


15 марта (среда) в 15-00 и 18-30
ОТРЫВ (Taking Off). США, 1971, 87 мин.

Реж. Милош Форман. В ролях: Тина Тернер, Кэти Бэйтс, Линн Карлин, Бак Хенри, Джорджиа Энгел.

Первый заокеанский фильм Формана содержит необычный взгляд на американский образ жизни с точки зрения двух разных поколений: в поисках сбежавшей из дома девушки-подростка ее консервативные родители открывают для себя много такого, о чем ранее и подумать не могли. Снят фильм по-европейски, в узнаваемой манере режиссера, который в попытке показать Америку глазами иностранца сохраняет верность своей главной теме, методу и стилю. По примеру своих ранних комедий, открывших публике картину реального положения дел, постановщик касается здесь самой чувствительной струны нации, ставя под сомнение один из самых устойчивых мифов – об американской семейной идилии. Малобюджетный (менее 1 млн. $), экспериментальный для студии «Юниверсал» фильм вошел в число лучших лент об Америке начала 70-х, хотя массовый американский зритель не воспринял едкую сатиру на соотечественников и издержки контркультуры. Спецприз жюри МКФ в Канне (1971).
 

17 марта (пятница) в 15-00 и 18-30
22 марта (среда) в 15-00 и 18-30

ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ (One Flew Over The Cuckoo’s Nest).

США, 1975, 129 мин.

Реж. Милош Форман. В ролях: Джек Николсон, Луиза Флейтчер, Уил Сэмпсон, Денни Де Вито, Делос Смит.

Возведшая Формана в ранг виднейших режиссёров и принесшая ему мировую славу экранизация во многом автобиографического и ставшего в свое время бестселлером романа-антиутопии Кена Кизи (1962), который трансформирован в исполненную гуманистического пафоса притчу о судьбе личности в современном обществе. Постановщик создал экранную модель тоталитарного общества, общества тюрьмы и психушки, привнеся в американское кино главное, что было в «новой чехословацкой волне» – осознание некрофильского характера любого тоталитарного режима и того факта, что основной осью тоталитарного сознания является культ власти. Начиная с этой картины, находки чешского периода творчества Формана подвергаются высокопрофессиональной огранке и предстают в драгоценном обрамлении (что не в последнюю очередь объясняется финансовыми причинами). Однако философия судьбы молодого поколения (конфликт отцов и детей, изначальное сиротство молодежи, лишенной психологического и социального пространства), художественная логика, социопсихическая поэтика остаются прежними. Меняются некоторые установки, отвечающие европейскому менталитету. Исчезает затянутость ритма, т.н. «чешский сюжет», выстраиваемый как цепочка анекдотов, рассказанных по случаю и объединенных, на первый взгляд, лишь внешне. Но сохраняется карнавальное мироощущение и черный юмор, острота наблюдений, умение ярко и точно увидеть смысл происходящего. Исчезает открытый финал, и появляется формановский хэппи-энд, который, не являясь вполне счастливым, все же оставляет персонажу и зрителю шанс или надежду. Неизменным атрибутом его фильмов становится «story», с помощью которой можно внести порядок в хаос окружающего мира, акцентируя то, что всегда привлекало внимание художника – человеческий интерес к индивиду… При бюджете всего в 4,4 млн. $ лента только в США собрала 109 млн. Второй фильм в истории американского кино, получивший 5 «Оскаров» в самых престижных номинациях: за лучшие фильм, режиссуру, сценарий, мужскую (Дж.Николсон) и женскую (Л.Флейтчер) роли; 5 «Золотых глобусов» за то же [единственный случай за всю историю этой награды](1976).

24 марта (пятница) в 15-00 и 18-30
29 марта (среда) в 15-00 и 18-30

АМАДЕЙ (Amadeus). США, 1984, 180 мин.

Реж. Милош Форман. В ролях: Ф. Мюррэй Эбрэхам, Том Халс, Элизабет Берридж, Джеффри Джоунс, Рой Дотрайс.
Шедевр мирового кино о взаимоотношениях Моцарта и Сальери. Блестящая, умная экранизация имевшей огромный успех пьесы Питера Шеффера, в экранном эквиваленте которой постановщик укрупнил во многом автобиографический конфликт гения, которому все дается без труда, и старательно-добросовестной посредственности. Стойкая убежденность Формана в том, что миром управляют слабости и что именно они делают персонаж близким и понятным, оборачиваются тем, что Сальери предстает здесь не злым интриганом (согласно легенде), а человеком, которому дано понимать совершенство, глубоко переживать прекрасное, но отказано в таланте создавать его. И эта высшая несправедливость рождает томление ума и духа, деформирует их, превращая в ад жизнь человека, отмеченного талантом, но не Избранного. В центре фильма – зависть и страсть Сальери, его танталовы муки и бунт против Создателя. Фаустовская тема, которую Форман, оставаясь верным себе, воплощает с веселым сарказмом… Зрителям предлагается полная (режиссерская) версия картины, где ранее непереведенные моменты снабжены субтитрами. 8 "Оскаров" за лучшие фильм, мужскую роль (Ф. М. Абрахам), режиссуру, адаптированный сценарий, декорации, костюмы, звук и грим; «Сезар» за лучшую иностранную картину во Франции; 3 премии «Давида» Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, лучшему иностранному режиссёру и актёру (Т.Халс); 2 «Серебряных ленты» в Италии лучшему иностранному режиссёру и актёру (Т.Халс); премия «Аманда» за лучшую иностранную картину в Норвегии; премия «Роберт» за лучший иностранный фильм в Дании; премия «Юсси» в Финляндии лучшему иностранному кинематографисту (М.Форман); премия Японской киноакадемии и приз «Кинема дзюнпо» за лучшую иностранную ленту в Японии (1985).

31 марта (пятница) в 15-00 и 18-30
ВАЛЬМОН (Valmont). Великобритания – Франция, 1989, 131 мин.

Реж. Милош Форман. В ролях: Колин Фёрт, Аннетт Бенинг, Мег Тилли, Файруза Балк, Шан Филлипс.

Историческая драма нравов по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» о коварной, чреватой разбитыми сердцами и искалеченными судьбами, авантюре светской львицы маркизы, уязвленной намереньем ее любовника тайно жениться на молодой. В снятом с истинно французским изяществом, легкостью и лукавым галльским юмором ретро-фильме с первых же кадров возникает тема «Черного Петра» – тема молодых, стремящихся познать мир и используемых взрослыми в собственных грязных целях. По излюбленной идее Формана, герои перестают быть свободными и уже не принадлежат себе, становясь марионетками, как только они отказываются от естественного для собственной индивидуальности поведения, начинают играть в предложенные обществом игры, вступают в негласный сговор с совестью ради достижения каких-то целей… «Сезары» за работу художника и художника по костюмам.

 

  • Поделиться:

Если вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Ваш отзыв на фильм "Ретроспектива "Кинематограф Милоша Формана""

Кино сегодня

показать все фильмы на сегодня
Все заведения