Фото - постер к фильму Ретроспектива "Познавая белый свет. Памяти Киры Муратовой" на AFISHA.TUT.BY

Ретроспектива "Познавая белый свет. Памяти Киры Муратовой"

Ваша оценка:

  • Нравится фильм? Поделись с друзьями!

«ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ.
Памяти Киры Муратовой»
персональная ретроспектива


11 июля (среда) в 15-00 и 18-30
КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ. СССР
(Одесская к/с), 1968, ч/б, 89 мин.
Реж. Кира Муратова. В ролях: Владимир Высоцкий, Кира Муратова, Нина Русланова.
Любовная драма, в основу сюжета которой положены рассказы Леонида Жуховицкого и Леонида Фомина о сложностях межличностных отношений. Картину отличает пристальный интерес к нравственной проблематике, неодзнозначно-трудным людским характерам, столкновению разных мироощущений, тонкость психологического рисунка, поэтический взгляд на быт. Один из самых характерных образцов авторского кинематографа Муратовой. Премия ФИПРЕССИ на ХХ МКФ в Локарно (1967).

13 июля (пятница) в 15-00 и 18-30
ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ.
СССР, 1971, 95 мин.
Реж. Кира Муратова. В ролях: Зинаида Шарко, Олег Владимирский, Юрий Каюров.
Экзистенциальная мелодрама на тему «мать и сын» о неизбежной разлуке и желании её отодвинуть как можно дальше, о стремлении сохранить, уберечь, оставить то, что скоро будет безвозвратно утрачено, навсегда потеряно. Разумеется, в картине речь идёт не только о желании шестнадцатилетнего парня оставить поднадоевшую придирками и мелочной опекой мать, чтобы уехать к ставшему более близким собственному папе, в другой город, где интереснее и необычнее жить. В историческом контексте эта лента должна была хотя бы на интуитивном уровне восприниматься как спасительная надежда.

18 июля (среда) в 15-00 и 18-30
ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ.
СССР («Ленфильм»), 1978, 79 мин.
Реж. Кира Муратова. В ролях: Нина Русланова, Сергей Попов, Алексей Жарков, Людмила Гурченко.
Экзистенциальная лирическая драма о «любовном треугольнике», обозначенном в фильме штукатуром Любой, которая мечтает о большой и светлой любви, и двумя шоферами Михаилом и Николаем. Благодаря особой форме киноязыка постановщик превращает обычную любовную историю в страстную поэму о любви. Фильм был снят в нелёгкую для Муратовой пору, после семи лет вынужденного бездействия из-за запрета предыдущей картины «Долгие проводы». Однако в нем ярко проявляется особая творческая манера режиссёра поэтизировать реальность.

20 июля (пятница) в 15-00 и 18-30
ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ.
СССР («Одесская киностудия»), 1987, 109 мин.
Реж. Кира Муратова. В ролях: Наталья Лебле, Владимир Карасёв, Юрий Шлыков, Леонид Ворон.
Криминальная драма по мотивам рассказа С. Моэма "Записка", действие которого разворачивается в Сингапуре в середине 1920-х годов. В фильме же время и место действия точно не определены, история происходит «везде и нигде, всегда и никогда». Английские имена главных героев заменены на «наднациональные», остальные персонажи вообще безымянны. История о ревности и убийстве раскрывает физические и душевные изъяны, неизлечимое несовершенство мира в варианте «притчи наоборот», когда зло торжествует над добром.

25 июля (среда) в 15-00 и 18-30
АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.
СССР («Одесская киностудия»), 1989, ч/б, 153 мин.
Реж. Кира Муратова. В ролях: Ольга Антонова, Сергей Попов, Галина Захурдаева, Наталья Бузько, Александра Свенская.
Экзистенциальная драма из двух новелл, в одной из которых женщина, потерявшая мужа, находится в состоянии истерического стресса, а в другой – провинциальный учитель, пытаясь отгородиться от враждебного мира, впадает в спячку в самом прямом смысле этого слова. Фильм называют симптоматичным для эпохи перестройки. Муратовой удалось метафорично и впечатляюще показать общественную ситуацию рубежа 1980 - 1990-х, когда мир вокруг – хаос, когда никому нет дела друг до друга, когда никто никого не слушает, не слышит, не понимает. Автор ставит диагноз обществу, вынося его в название фильма.

27 июля (пятница) в 15-00 и 18-30
УВЛЕЧЕНЬЯ.
Россия, 1994, 112 мин.
Реж. Кира Муратов. В ролях: Светлана Коленда, Рената Литвинова, Михаил Демидов, Иван Охлабыстин.
Поэтическая трагикомедия по мотивам произведений Бориса Дедюхина. Зритель попадает в странный мир ипподрома в небольшом приморском городке, где обитают красивые лошади и странные люди, безумно влюбленные в свое дело. Две девушки – блондинка Лилия и брюнетка Виолетта – увлекаются скачками, а обучающие их верховой езде и увлеченные ими жокеи решают устроить поединок… Пожалуй, самый лёгкий и светлый фильм Муратовой, где, однако, отчетливо проявляется её самобытный стиль. Первая главная роль в кино Р. Литвиновой. Премия «Ника» за лучший игровой фильм и лучшую режиссёрскую работу; спецприз жюри, специальное упоминание жюри за актерский дебют (Р.Литвиновой), приз кинокритиков России на КФ «Кинотавр» в Сочи; приз поддержки в прокате на КФ «Окно в Европу» в Выборгу (1994).

01 августа (среда) в 15-00 и 18-30
ЧЕХОВСКИЕ МОТИВЫ.
Украина – Россия, 2002, ч/б, 120 мин.
Реж. Кира Муратова. В ролях: Сергей Бехтерев, Наталья Бузько, Жан Даниэль, Сергей Попов, Юрий Шлыков.
Вольная трагикомически-абсурдная экранизация рассказа «Тяжёлые люди» и пьесы «Татьяна Репина» А.П. Чехова с двумя параллельно развивающимися сюжетами о «некоммуникабельности чувств», в которой постановщик возвращается к эстетике и проблематике своих ранних работ. Искусная стилизация некоторых примет и приёмов черно-белого немого кинематографа, который успел застать Чехов, с лёгким налётом «кинематографического декадентства» в духе истерических мелодрам 1910-х годов. Муратова превращает давнее прошлое в продлённое настоящее, смешивает времена в нераспутываемый узел, заставляет дословно повторенные слова, написанные Чеховым, звучать по-модному остранённо и абсурдно («Пусть мои старые возьмёт. Они ещё совсем новые»). Она на самом деле доказывает, что «время всегда одинаково» и «время всегда грубо» по отношению к людям. Проблема заключается только в том, что не надо быть грубым в ответ. Приз Гильдии российских кинокритиков на МКФ в Москве; Премия за лучшее режиссерское решение и приз имени Андрея Тарковского на КФ «Окно в Европе» в Выборге; Премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» за лучшую режиссуру; Премия «Ника» за лучшую работу художника по костюмам (2002); приз жюри К.Муратовой на КФ «Литература и кино» в Гатчине (2003).

03 августа (пятница) в 15-00 и 18-30
НАСТРОЙЩИК.
Россия – Украина, 2004, 154 мин.
Реж. Кира Муратова. В ролях: Георгий Делиев, Алла Демидова, Рената Литвинова, Нина Русланова.
Ироническая трагикомедия об обманчивости человеческих отношений, шире – о подмене как принципе существования в нынешней реальности. Первоначальный сюжет о настройщике, который обманным путём проникал в квартиры состоятельных людей и грабил их, был позаимствован в криминальной литературе начала ХХ века, а Анна Сергеевна, героиня А.Демидовой, вполне может считаться «дамой с собачкой», только спустя немало лет после романа с Гуровым. Муратовой близок чеховский мотив прощения другого человека за его постыдные поступки и собственного безболезненного примирения с изменчивой судьбой, которая так часто нас обманывает, но почему-то никого и ничему не учит. И в стремлении «нести свой крест и не роптать» проявляются истинное человеческое достоинство и выстраданная мудрость жизни, что когда-нибудь, хоть лет через сто, будет вознаграждено сполна. Муратова, подобно Чехову, склонна в искусстве, прежде всего, к «терапевтическому эффекту», настраивая и тех, кто готов внять этой музыке, звучащей где-то внутри нас, к принятию фактически христианской заповеди об отказе отвечать обманом на обман. В наше «время сплошных обманов» это представляется невероятно актуальным и смелым вызовом в духе «непротивления злу насилием». Но Муратова несуетно и негромко пытается уверить нас в том, что люди изначально «настроены любить», а вовсе не ненавидеть. Национальные призы кинокритики и кинопрессы за режиссуру, главную женскую роль (А.Демидова) и работу художника (Евг. Голубенко); «Золотые орлы» за лучшую женскую роль (А. Демидовой) и лучшую женскую роль второго плана (Н.Руслановой). 

Поделиться:

Если вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Ваш отзыв на фильм "Ретроспектива "Познавая белый свет. Памяти Киры Муратовой""

Кино сегодня

показать все фильмы на сегодня
0062148