Фото - постер к выставке Вселенная Язепа Дроздовича на AFISHA.TUT.BY

Вселенная Язепа Дроздовича

Расписание

С 1 июня по 30 декабря,
ПН–ВС 11:00—19:00

С 1 июня 2018 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь работает выставка живописи, графики и скульптуры «Вселенная Язепа Дроздовича», посвященная 130-летию художника. В истории белорусской культуры личность Язепа Дроздовича (1888–1954) занимает особое место. В 1910–1930-е годы он находился в эпицентре важных процессов национального Возрождения. Все, что он делал, было пропитано ароматом космического, вселенского размаха, что для белорусской культуры не характерно. Именно отсюда проистекает и феноменальность творчества Дроздовича.

Язеп Дроздович родился 1 октября 1888 года в застенке Пуньки на Дисенщине (сейчас Глубокский район Витебской области). Учился в Виленской школе рисования у Ивана Трутнева (1906–1910). Начало творческой карьеры было связано с издательской деятельностью – художник выполнял иллюстрации и оформление. Графическое наследие Дроздовича впечатляет и качеством, и многообразием, и количеством. Оно связано и с этнографическими поездками по Беларуси, и с историческим жанром, и с космическими зарисовками.

Определяющим годом в жизни Дроздовича стал 1921. В это время в Вильно был создан Белорусский музей. Это было самое богатое (тысячи единиц) хранилище разнообразных материалов по истории и культуре Беларуси. Когда в 1944 году было принято решение о ликвидации Белорусского музея имени Ивана Луцкевича, все экспонаты были разделены на группы, большинство из них остались в Вильно, меньшинство – попало в Минск.



Одним из первых подарков Белорусскому музею стали серии графических работ (образцы старинной архитектуры и портреты полоцких князей: Рогволода, Всеслава Чародея, Брачислава и др.). Дроздович передавал туда все сделанное, и благодаря этому его наследие неплохо сохранилось. Увлечение Дроздовича историей Беларуси воплотилось во множестве произведений – и графических, и живописных, и литературных.

Живописное наследие мастера количественно уступает графическому, но его уникальность в балансировании между профессиональным и инситным, наивным искусством. Подобного рода «пограничные» феномены иногда могут смущать, ставить в тупик, так как не вписываются ни в какие системы координат. Но именно эта «пограничность», особая харизматичность привлекает и завораживает. И сегодня живопись Дроздовича вызывает не меньший интерес, чем его графика...

1930-е годы были связаны с увлечением космической темой. Дроздович заглянул в Космос – и Космос заглянул в него. Как известно, Дроздович был убежден, что наделен даром ясновидения. Изо дня в день сидел в библиотеке, жадно изучал всю астрономическую литературу, которую можно было добыть, и погружался в волшебные (сомнамбулистические) сны, отправляясь в «астральные путешествия». Он странствовал на далекие звезды и планеты – Луну, Марс, Сатурн, Венеру, видел прекрасной красоты пейзажи, рассматривал невероятные растения, животных, посещал неведомые страны, города и наблюдал жизнь местных жителей. Утром он скрупулезно, до мелочей записывал, документировал, зарисовывал.

Беспрецедентность этой части творчества Дроздовича заключается еще и в том, что он придавал этим зарисовкам и заметкам о космических путешествиях не только художественное значение, сколько научное. Сейчас, для нас это пример «научной фантастики». В 1931 году Дроздович опубликовал научную брошюру «Небесные беги» – издание с собственноручными линогравюрами. Наука в 1930-е годы не знала, что Космос необитаем, считалось, что на других планетах есть жизнь, только в других условиях. Дроздович не дожил до того момента, когда человек полетел в космос (12 апреля 1961 года).



С 1933 года художник поселился у старшего брата Константина, занимался резьбой по дереву. Мастерил специальные посохи с изображениями людей и животных, сундучки, табакерки. Вырезал фигурки Богоматери, святых, ангелов. Делал и барельефные портреты близких и друзей. В это время Дроздович часто и подолгу гостил в окрестных деревнях, где увлекся созданием настенных расписных ковров – «маляванак».

На выставке представлено около 70 работ из коллекций Национального художественного музея Республики Беларусь, Национального исторического музея Республики Беларусь, музея древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, Центральной научной библиотеки имени Я. Коласа, Историко-культурного музея-заповедника «Заславль», Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта, Белорусского союза художников.

Эта выставка также посвящается одному из первых исследователей творчества Язепа Дроздовича – Арсению Лису (1934–2018), который в 1984 году написал книгу о художнике «Вечный странник». 

Стоимость входа:

Для учащихся и студентов – 2,50 руб.,
для взрослых и студентов-заочников – 5,00 руб

Поделиться:

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Отзывы

0062692