Фото - постер к выставке Коллекция певицы Лидии Руслановой на AFISHA.TUT.BY

Коллекция певицы Лидии Руслановой

Расписание

С 3 декабря по 1 марта,
ПН–ВС 11:00—19:00

На выставке и постоянной экспозиции музея будет представлено 30 картины (из 39) из коллекции заслуженной артистки РСФСР (1942) Лидии Руслановой, знаменитой на весь Советский Союз исполнительницы народных песен, расцвет творчества которой пришелся на 1930–1940-е годы. Тогда же начала формироваться и ее частная коллекция, которая окончательно сложилась в первые послевоенные годы.

Коллекционированием живописи и редких книг Лидию Русланову в 1930 году увлек ее третий муж – артист эстрады, конферансье Михаил Гаркави. Переняв увлечение мужа, Русланова вскоре превзошла его в знаниях. «… К приобретению художественных полотен я отдавалась со всей страстью», – рассказывала она. Л. Русланова изучала монографии о художниках, покупала альбомы и каталоги выставок, внимательно слушала оценки своих советчиков – лучших экспертов того времени: попечителя Третьяковской галереи, художника, реставратора и историка искусств Игоря Грабаря, руководителя реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа в Ленинграде Степана Яремича. Ей помогали также художник Филипп Тоскин, реставратор Русского музея Сосновский. Это дало свои плоды: Русланова воспитала в себе потрясающее чутье, интуицию на подлинные совершенные произведения. «Не профессор, но подлинник от копии всегда отличить смогу», – говаривала она. Финансовые документы певица оформляла очень тщательно и хранила их долгие годы, что помогло ей после лагерей и тюрьмы вернуть большую часть своей коллекции.

Она мечтала создать в своей огромной квартире на Лаврушинском переулке особую ауру – «русский» живописный мир. Картины вдохновляли ее на поиски новых интерпретаций старой русской песни – главной составляющей ее творчества. «Они мне помогают петь, навевают настроение» – говорила она. – Об этих полях, об этих лесах и реках, об этих малявинских бабах я пою». Русланова любила все русское, исконное, что напоминало ей о старине, о глубоких традициях русского народа. Очень близка по духу была ей живопись братьев Маковских, Васнецова и Кустодиева, Шишкина, Нестерова. Коллекция получилась цельная, изысканная, отвечающая вкусам своей хозяйки.
«Когда мои родители поженились летом 1942 года, у мамы в это время уже были все картины, собранные еще до войны» – пишет в своих воспоминаниях падчерица Руслановой, дочь генерала Крюкова Маргарита.

Во время войны Дидия Русланова выступала в составе фронтовых бригад, на ее сбережения были подарены фронту две батареи «катюш». Вошел в историю ее знаменитый концерт 1945 года у стен Рейхстага. В 1948 году Лидия Русланова была арестована по обвинению в антисоветской пропаганде, в мародерстве, по так называемому «трофейному делу» вместе со своим мужем, генералом Владимиром Крюковым и получила 10 лет лагерей.

Все сведения о конфискованной коллекции Руслановой известны из протоколов ее допросов, каталога Третьяковской галереи и свидетельств современников. Перечень коллекции составлен следователями в 1948 году при аресте певицы. Всего в этом списке было 132 картины. Примерно 60 картин эксперты НКВД не смогли определить, но и без этого список впечатляющий: картин Константина Маковского – 7, Бориса Кустодиева – 5, Ивана Шишкина – 5, Ильи Репина – 4, Михаила Нестерова – 4, Ивана Айвазовского – 4, Василия Поленова – 3, Филиппа Малявина – 3, Константина Сомова – 3, Михаила Врубеля – 2, Федора Рокотова, Василия Верещагина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, Павла Федотова, Василия Тропинина, Исаака Левитана, Ивана Крамского, Карла Брюллова, Генриха Семирадского, Григория Мясоедова, Константина Юона, Зинаиды Серебряковой, Густава Шварца, Арсения Мещерского – по одной.

Бывший главный хранитель Третьяковки Лидия Ромашкова, работавшая там с 1956 года, со слов старых сотрудников галереи, вспоминала: «… сначала в Галерею пришли люди из НКВД и передали несколько десятков полотен, не сказав, кто был владельцем этих картин и как они попали к ним в руки. О том, что это были произведения из коллекции Руслановой, сотрудники галереи догадались гораздо позже. А затем, в 1953 году, те же «органы» вдруг сообщили о реабилитации Руслановой и сказали, что «всё конфискованное должно быть немедленно возвращено семье и вычеркнуто из каталогов». Часть этих картин еще в 1949 году поступила в Государственную закупочную комиссию и была распределена между музеями в начале 1950-х.

«… Она сама хотела в дальнейшем отдать коллекцию государству, но ей не дали этой возможности… мама после реабилитации потихонечку начала с ней расставаться: большая часть коллекции – в Белорусском музее, несколько работ в Таганрогской галерее и, кажется, в Киргизском национальном музее, некоторые работы попали в частные руки...» – вспоминала приемная дочь.

В 1954 году после возвращения из лагерей ей вернули из Государственной Третьяковской галереи 103 картины. Несколько работ Репина, Рокотова, Федотова, Серебряковой, Васнецова она продала в фонды Третьяковской галереи по просьбе ее руководства. Огромную роль в приобретении картин из коллекции Руслановой сыграла настойчивость и обаяние Елены Аладовой, директора Государственной Картинной галереи БССР в 1944–1977 годах.

Картины из коллекции Руслановой стали поступать в ГХМ БССР начиная с 1950 по 1989 год из трех источников: от Государственной закупочной комиссии СССР, с выставок коллекций из частных собраний в 1961–1962 годах, поступали лично от Руслановой, в дальнейшем, после ее смерти в 1973 году, от ее падчерицы Маргариты, от коллекционера Н. Яковлевой, которой были проданы некоторые произведения самой певицей. Всего поступило 43 произведения: 42 – живописи и 1 графический лист.

В 1962 году две картины – «Гусар» Николая Сверчкова и «Малюта Скуратов» неизвестного художника – были переданы на постоянное хранение в Пинский краеведческий музей (Пинский Музей истории Полесья), а в 1963 году два произведения – «Переправа» Петра Соколова и «Пожалование из ряда сокольников в начальники в присутствии царя Алексея Михайловича» Клавдия Лебедева – Витебскому областному краеведческому музею.
К сожалению, не может быть составлен полный каталог картин из коллекции Руслановой. Да и само собрание после войны распалось. После освобождения у нее «перегорела» страсть к живописи и отпало всякое желание заниматься коллекционированием. Она говорила: «В нашей действительности обладать частной собственностью – полная бессмыслица, в доме должно быть чисто, уютно, но без всяких коллекций».
Картины из коллекции Лидии Руслановой – костяк экспозиции классического русского искусства, фундамент двухтысячной коллекции русской живописи музея.

Кураторы выставки – Надежда Усова, ведущий научный сотрудник НХМ РБ и Алла Василевская, научный сотрудник НХМ РБ.
 
Поделиться:

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Отзывы

Похожие выставки

Самые популярные выставки

Все заведения
0063297