Служебный роман Смотри сейчас


София Суденкова, /

20 лет назад во многих кинотеатрах Минска делали что угодно — торговали, играли, танцевали, ели, выпивали, только не показывали кино. Ситуация изменилась в 1997 году, когда на пост генерального директора УП «Киновидеопрокат» пришел Василий Петрович Коктыш. Он создал объединенную сеть кинопроката и руководил ей до сентября этого года.

AFISHA.TUT.BY встретилась с Василием Петровичем, и он рассказал, каково это было — привозить в Беларусь «Титаник» и «Аватар» и как изменился прокат за последние годы.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

«Кому-то не понравилось, что закрыли дискотеку — негде стало выпить пива и погреться»

В 1997 году, когда меня пригласили возглавить «Киновидеопрокат», никто же не верил, что можно возродить интерес к кино, да и у людей, которые там работали, глаза не горели. В советское время ведь строили дворцы, а не кинотеатры. Содержать их после распада было очень дорого. Поэтому большинство помещений были розданы под аренду. Вот здесь, в «Авроре», работал только один зал. В другом продавали кастрюли, в третьем — мебель. Первое, что мы здесь сделали, — это купили дерматин, поролон и обтянули кресла. Было важно начать хоть что-то делать, чтобы и зрители, и те, кто работает в кинотеатрах, видели перемены к лучшему. Хотя не все были с ними согласны. Например, в «Берестье» уборщице после ремонта приходилось практически дежурить в туалете — буквально на второй день после открытия там разбили все зеркала. Кому-то не понравилось, что закрыли дискотеку — негде стало выпить пива и погреться. Но танцы и кино — это вещи несовместимые. Вообще, вандализма поначалу было много, но планомерное приведение кинотеатров в порядок эти случаи свело на нет. Я всегда знал, что будущее за многозальными кинотеатрами.

«Кинотеатр „Беларусь“ — один из первых по рентабельности»

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Строительство «Беларуси» — моя особая гордость. Этот кинотеатр стал возможным при поддержке города и лично мэра Павлова. И все равно очень трудно было — даже на восемь месяцев приостановили проектирование, потому что многие там хотели другой объект, не кинотеатр. Архитекторы вредничали — мол, здание слишком большое. И это все тянулось-тянулось, пока на одном из очередных заседаний один из поддерживающих проект архитекторов не сказал: «Может, хватит издеваться над „Киновидеопрокатом“?». На такой же площади в Барселоне стадион построили, а вы все никак кинотеатр не привяжете". Привязали, но внесли корректировки: вместо шести залов осталось пять. И все равно получился шикарный кинотеатр, хотя мог бы быть еще лучше! Один из первых по рентабельности. Но это было еще все впереди. А в 1997-м нам очень помог Джеймс Кэмерон.

«Переговоры по фильму „Титаник“ шли 5 часов»

Переговоры по этому фильму были самыми тяжелыми в моей жизни. Западный продюсер или представитель западной компании не приедет на переговоры один — он всегда берет с собой хотя бы юриста и финансового директора. Мы себе такой роскоши позволить не могли — пришлось одному. Переговоры шли 5 часов! Но я этого времени даже не заметил, настолько был нацелен на результат. Я там, конечно, привирал немножко, но врал уверенно и недалеко от истины. (Улыбается.) И после завершения переговоров мы пожали руки и распили бутылку сухого вина. Мы, кстати, именно после этого подружились с Ханс Бодо Мюллером, главой компании «Двадцатый Век Фокс». Он потом, когда в Минск приехал на премьеру, увидел очереди, схватился за голову — мол, как это он так дешево продал. И это он еще не знал, что мы умудрялись одну копию сразу в двух кинотеатрах показывать. В начале сеансов была разбежка, так что мы первые две части пленки показывали в «Октябре», отматывали, грузили в машину и перевозили в «Москву». Пока там шел, здесь заканчивался, меняли. Количество показов-то не было ограничено — в договоре ничего не прописано. Им же в голову не приходило, что так можно, а «голь на выдумку хитра». (Смеется.) Фильм прошел при аншлагах.

«Частных кинозалов сегодня столько же, сколько государственных»

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Киноиндустрия огромна, в ней работают очень умные и толковые люди, и они нацелены сегодня на зарабатывание денег. А это самый сильный стимул.

При этом какие бы плазменные панели ни устанавливали в наших домах, они не перекроют эффект присутствия, который дает большой экран и полный зал людей. А учитывая, что кинопроизводство идет по пути повышения зрелищности, то у наших таких больших кинотеатров, как «Москва», «Октябрь», «Дом кино», «Салют» и «Киев», где экраны шире 20 метров, просто огромные перспективы. С другой стороны, сегодня любой может снять кино хоть на камеру, хоть на мобильный телефон — вон даже фестивали таких фильмов проводят, так что маленькие залы тоже будут востребованы.

С прошлого года стали активно открываться частные кинозалы, и сегодня их столько же, сколько у «Киновидеопроката» — 24. Вместе получается 48, а это уже на грани. Да, отдельные залы поражают комфортабельностью, в некоторые чуть ли не до дверей можно на машине подъехать, кресла там трансформеры — это элементы аттракциона. А зрителю в первую очередь интересно следить за эмоциями на экране. Хорошее кино стартует и идет во всех залах одновременно. И его не так уж и много. А что дальше показывать? Много залов — много фильмов — много мусора: зритель может разочароваться.

«В свое время пришлось доказывать, что взрослые тоже могут любить мультики»

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Зритель ориентируется лучше, чем кинопрокатчики. Потому что мы чаще ошибаемся, а зритель не ошибается никогда. Да, у каждого зрителя свое кино: у нас есть поклонники и артхауса, авторского кино. И «Киновидеопрокат» такое кино тоже показывает. Минчане знают, что за фестивальное, философское, авторское кино у нас «отвечают» «Ракета», «Победа» и «Центральный». Зритель разный — нужно разное кино. Но иногда и ему нужны подсказки. Например, в свое время пришлось доказывать, что взрослые тоже могут любить мультики.

Интерес к анимации на постсоветском пространстве начался с «Истории игрушек». Мы тогда еще картины по «твердому счету» покупали (раньше за фильм платилась установленная цена. Сегодня фильмы в прокат предоставляются бесплатно, за процент от сборов. — Прим. авт.). Помню, на переговорах в Москве пришлось не один час убеждать снизить цену, потому что тогда наши зрители были уверены: если это мультипликация — то это автоматически за 10 копеек и сугубо для детей. Но мне уступили, и она очень хорошо прошла. И уже «Шрека» мы ставили на вечерние сеансы — это был первый фильм, куда пошли взрослые. Понятно, что до этого на анимацию ходили семьями, а тут уже перестали прикрываться детьми. (Смеется.)

Сегодня анимация очень востребована. Смотрите сами: в прошлом году «Миньоны» заняли первое место по кассовым сборам. В этом году — «Зверополис» и «Тайная жизнь домашних животных».

«Даже прибыльная кинопрокатная сеть нуждается в финансовой поддержке»

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Грядет очередной скачок развития — новые технологии в кинопроизводстве ведут за собой новые технологии в кинопрокат. И этот процесс ускоряется с каждым годом. Очень показателен в этом плане переход на цифру. Если вспомнить: переход от немого к звуковому кино растянулся на десятилетия, а здесь все произошло просто стремительно. Но Минск успел со всем миром, не отстал: 40% — были собственные средства «Киновидеопроката», остальное — деньги из бюджета города. Кстати, в таких же пропорциях происходило переоборудование в кинотеатрах Парижа. И это лучшая иллюстрация того, что даже прибыльная кинопрокатная сеть нуждается в финансовой поддержке. Да, на содержание кинотеатров, их ремонт и эксплуатационные расходы она в состоянии зарабатывать сама, но на развитие нужны гораздо большие деньги: оборудование устаревает сегодня просто мгновенно.

Сейчас все киношники замерли в ожидании второго «Аватара». Еще первый фильм потряс всех, и второй наверняка будет еще более фантастическим зрелищем и приведет за собой новые технологии, потребует переоснащения кинотеатров. Это нужно предвидеть уже сегодня.

Переговоры о «Сибирском цирюльнике» шли 8 месяцев

Все разбираются в кино, все уверены, что работать в этой сфере — праздник. На самом деле так не бывает: пришел случайный человек — и сразу все закрутилось-завертелось-заработало. Нужно самому быть киношником. Мне повезло: я прошел школу Госкино и школу частного бизнеса. В начале 90-х создал частную кинокомпанию, организовал проведение крупных международных кинорынков в Минске и Астрахани, активно содействовал воссозданию системы кинопроката в новых экономических условиях. Так что я не просто понимал суть процесса, но и, что называется, имел знакомства. В конце горбачевской перестройки было неважно откуда ты, раз ты в кино — ты свой человек.

Кстати, это помогало и при покупке фильмов. Коллеги меня поддерживали, снижали цены, оказывали содействие. Например, мы никак не могли договориться о «Сибирском цирюльнике» с компанией «ТриТЭ» Михалкова. Переговоры шли 8 месяцев. С «Двадцатый век Фокс» и то проще было — «Титаник» мы показали спустя полгода после премьеры. В конце концов фильм мы купили у Госкино СССР — они частично финансировали проект и имели права. И получилось это сделать, только потому что я сам в свое время работал в Госкино республики: меня все знали, я всех знал. Так что в развитие Минского «Киновидеопроката» немалый вклад внесли и мои зарубежные коллеги.

«Киноиндустрия вынуждена работать на интересы массового зрителя»

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Сейчас кино стало слишком коммерциализированным. У продюсеров уже нет той свободы, потому что уже нет той поддержки, они рискуют своими деньгами. У актеров зарплаты высокие — окупаемость сложная. Почему артхауса в прокате стало меньше? Потому что кино стало очень дорогим, а зрителей, готовых смотреть такое кино на большом экране — меньше. Киноиндустрия отныне вынуждена работать на интересы массового зрителя. Единственный фильм-притча, который представлял кино как философию и был успешен в прокате, — «Парфюмер» Тома Тыквера. Это единственный европейский фильм, который вошел в десятку самых кассовых. Но такое вряд ли еще когда-нибудь повторится. Эпоха мэтров «старой» киношколы закончилась. Началась эпоха индустриального кино.

«Годы над ней не властны». Джей Ло появилась оголенной в новом клипе, поклонники в восторге«Годы над ней не властны». Джей Ло появилась оголенной в новом клипе, поклонники в восторге
Ушедшие из Купаловского актеры покажут свою очередную премьеру. Где ее посмотреть?Ушедшие из Купаловского актеры покажут свою очередную премьеру. Где ее посмотреть?
ВыходныеВыходные короткие, а мероприятий — завались! Чем заняться в этот уик-энд?
Любимица миллионов из Black Star выпустила новую версию клипа, который очень популярен у белорусовЛюбимица миллионов из Black Star выпустила новую версию клипа, который очень популярен у белорусов
В начале февраля пройдет новый кофейный Gastrofest. Сколько будут стоить сеты?В начале февраля пройдет новый кофейный Gastrofest. Сколько будут стоить сеты?
Селена Гомес выпустила новый клип. И спела на испанском!Селена Гомес выпустила новый клип. И спела на испанском!
Бело-красные ленты из самого сердца Израиля: Анна Хитрик представляет клип «Навагодняя паштоўка»Бело-красные ленты из самого сердца Израиля: Анна Хитрик представляет клип «Навагодняя паштоўка»
Мы знаем, чем вы будете заниматься по пятницам. В музее Азгура покажут отличные старые фильмыМы знаем, чем вы будете заниматься по пятницам. В музее Азгура покажут отличные старые фильмы
Удобные и выгодные предложения от ресторанов Минска!Удобные и выгодные предложения от ресторанов Минска!
Новое место«Такой формат только начинает дышать». На Герцена открылось кафе с поздними завтраками и игристым
«Обыкновенная страсть»: 5 из 10. Секс ради секса«Обыкновенная страсть»: 5 из 10. Секс ради секса
«Мы сделали работу достоверно и хорошо». Актер Янковский прокомментировал скандальную сцену с Асмус«Мы сделали работу достоверно и хорошо». Актер Янковский прокомментировал скандальную сцену с Асмус
Устали деградировать? Ловите семь отличных идей, чем заняться в январеУстали деградировать? Ловите семь отличных идей, чем заняться в январе
Новое местоУ владельцев «Пицца Темпо» и «Васильки» — новый проект. Показываем ресторан
На большом экране покажут спектакль «Онегин» одного из самых популярных российских режиссеровНа большом экране покажут спектакль «Онегин» одного из самых популярных российских режиссеров
Шесть российских сериалов, которые выйдут в 2021 году. Сами их ждем, и вы присмотритесьШесть российских сериалов, которые выйдут в 2021 году. Сами их ждем, и вы присмотритесь
  • Скидка 30% на услуги СРЦ "Титан". Социальная акция! Титан
Все заведения