
"В Москве меня выслеживали фашисты"
– Давай начистоту: для чего ты участвовала в проекте "Фабрика звезд"?– Я поехала на "Фабрику", для того чтобы стать именитым автором. Уже тогда я писала песни, продававшиеся за копейки и исполнявшиеся малоизвестными белорусскими артистами, но мне хотелось, чтобы мои песни стоили дороже, а пели их именитые люди. Поэтому к кастингу на шоу я не готовилась: не придумывала костюмы, макияж, не занималась вокалом. Да и вообще, надежды не было, ведь мне казалось, что нельзя попасть на федеральный канал просто с улицы, откуда-то с минской Комаровки. Тем не менее я прошла все этапы отбора и решила не отказываться от такого подарка судьбы.
– Помнишь, как это было?
– Десятитысячная толпа на улице. Мы с друзьями оказались в этой очереди – они стояли и грелись коньяком, а я спала в машине. Потом меня разбудили и сказали: "Рита, ты через сорок восемь человек". Я ответила: "Класс, пойду нарисую глаза". Волосы уложить не успела, поэтому надела капюшон. Диски со своими песнями спрятала под толстовку, потому как проносить что-либо на территорию было запрещено.
Моя задача состояла в том, чтобы попасть в комнату к продюсерам, которые, возможно, ищут молодых неизвестных авторов из Минска шестнадцати лет от роду, раздать им диски. А они послушают – и захотят что-нибудь у меня купить или как-то со мной сотрудничать. В результате в каждом туре я исполняла песни, которые написала сама.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. 

Кастинг проходил следующим образом: со всех сторон претендента окружали камеры, а продюсеры смотрели исключительно в мониторы, чтобы понять, телегеничен ли он. И вот я пела свои песни, они поднимали взгляд и спрашивали: "Что это вы такое поете?" А я отвечала: "Это моя". Они удивлялись и что-то там себе помечали. Не думаю, что если бы я взяла какие-то мировые хиты, то прошла бы отбор – таких было много, – я понравилась как автор.

– Поговаривают, ты хотела использовать возможность донести до масс с большого экрана straight edge-ценности?
– Да, на тот момент я была ярым представителем минской панк-хардкор-сцены, занималась благотворительностью, носила майки с надписями а-ля Go Vegan, и можно даже сказать, как юная максималистка навязывала людям свои позиции. Сейчас, конечно, я стала терпимее относиться ко многим вещам, хотя, например, шубы до сих пор не ношу.
На этой почве случалось всякое. В Минске была свобода слова, мне было дозволено все. Я открыто заявляла о своих позициях, принципах и ценностях. А в Москве меня выслеживали фашисты, вырывали дреды… Друзья даже стали по очереди провожать меня домой от метро – в пик "послефабричной" популярности было опасно оставлять меня одну на улице, потому что в Москве за подобные моим взгляды тогда – в 2007–2008 годах – могли и убить. Но я не жалею о том, что рассказала поклонникам телепроекта "Фабрика звезд" о каких-то вещах, с которыми они, возможно, никогда бы и не столкнулись.

"Писать поп-песни несложно"
– Отчитайся перед публикой: чего удалось достичь в последнее время?– Я могу гордиться. Хотя, по сути, не в звездности дело – даже неизвестный артист может спеть так, что по спине побегут мурашки. Было дело, я отдала одну из своих сильнейших песен неизвестной девочке, а через месяц она стала популярной певицей Лилит Арутюнян, попав в команду Леонида Агутина в проекте "Голос". Уже сейчас в моем послужном списке громкие имена: Елка, Анита Цой, Ани Лорак, Светлана Лобода, Настя Кочеткова, Влад Соколовский…
– Григорий Лепс?
– Лепса пока нет, но, надеюсь, будет – он мне нравится. Однако я не ставлю цели собрать в портфолио как можно больше звезд, впихнуть кому-то свои сочинения. Вообще, я давно сама не предлагаю артистам песни. Обычно мне звонят исполнители либо их представители и, ориентируясь на какие-то мои работы, услышанные у других, просят написать что-то похожее, но на другую тему и уже в их стиле.

– Довольна тем, что получается?
– Только последние полгода мне действительно нравится результат, так как я всегда была весьма самокритичным автором и мне казалось, что готовые композиции отличаются от задуманных не в лучшую сторону. Теперь же я горжусь и счастлива, осознавая, что успешно занимаюсь любимым делом. Сейчас задача номер один – развиваться. Стараюсь знакомиться с людьми, которые меня вдохновляют, у которых можно почерпнуть те или иные знания. Планирую учиться у профессионалов мирового класса (пока не могу сказать у кого) композиторскому и авторскому мастерству.
Начинаю потихоньку дорастать до того уровня, когда можно делать саундтреки. Мне кажется, что писать поп-песни несложно, если ты имеешь минимальное музыкальное образование и владеешь определенным набором слов и рифм. А вот заставить людей пережить какие-то эмоции, не прибегая к помощи слов и пользуясь только средствами музыкальной выразительности, гораздо сложнее. Начала несколько проектов в российском кино с сильнейшими режиссерами и отличной задумкой. Поэтому сейчас слушаю много киномузыки и мечтаю однажды стать классным саундтрекером.

"В Минске мне некуда расти"
– Где теперь твой дом? Скучаешь по Минску?– Твой дом там, где семья. У меня сейчас два дома, потому что часть моей семьи в Москве, а часть – в Минске. Поэтому я часто туда-сюда катаюсь. Раньше могла чуть ли не каждый месяц приезжать в Беларусь на недельку. Теперь – реже. Последний раз, каюсь, была летом – много работы. Но все равно стараюсь чаще бывать в родном городе. Кстати, у моей группы Monroe есть песня "700 лучших километров" о заветной трассе М1 между Москвой и Минском, о том, как я еду к этому городу и как я счастлива. Я иногда звоню ночью маме, плачу и говорю: "Мама, я хочу с тобой на Комаровку за луком!" Вспоминаю тот ряд на сезонном рынке, где стоит моя любимая продавщица.

– Чем отличается жизнь в российской и белорусской столицах?
- В Минске у меня есть любимые места, которых нет и никогда не будет в Москве. Но почему я не могла бы жить, да, собственно, и не живу здесь, так это потому, что мне как очень деятельному человеку во многих моментах некуда расти. В белорусской столице мне знакомы, пожалуй, уже все классные музыканты, и мне мало развития, к сожалению, мало людей, у которых я могу учиться.
То же и с бизнесом. Так как кроме музыки я занимаюсь и другими вещами, то не представляю, как бы смогла это делать в Минске. Например, в Москве мы с друзьями открыли популярный караоке-бар, где полно людей даже в будние дни, где я могу делать классные вечеринки, концептуальные конкурсы и прочее. В Москве больше людей и больше возможностей развиваться.
Дакота даст свой первый сольный концерт с группой Monroe в Минске 21 ноября.